Статьи
И. Еланина
Ответственность за нарушения земельного законодательства.; Земельные правоотношения
Земельное правонарушение, как любое другое, состоит из следующих элементов: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона. Ответственность за правонарушение, как и в иных отраслях права, может наступать только при наличии всех 4-х элементов, а отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица независимо от формы собственности и подчиненности. Они могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы), так и не являться субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).
Объектом земельного правонарушения является установленный законодательством земельный правопорядок, целью которого является обеспечение охраны и рационального использования земель, земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.
Под объективной стороной земельного правонарушения понимают противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое вопреки требованиям земельного законодательства. Земельное правонарушение может быть совершено как путем активных действий, так и в результате бездействия.
Вред, причиняемый земельным правонарушением, носит и имущественный, и экологический характер.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины нарушителя. Земельные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Вина в форме умысла предполагает, что из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение. В случаях совершения земельного правонарушения по неосторожности - в поведении лица отсутствуют элементы намеренности. Оно не направлено сознательно на правонарушение, но в то же время в поведении человека отсутствует внимательность и осмотрительность.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает административную ответственность в виде штрафов, в частности, за следующие виды земельных правонарушений:
Порядок наложения и взыскания штрафов установлен КоАП и иными нормативными правовыми актами, в том числе постановлениями Правительства РФ и ведомственными актами. Наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
О совершении административного правонарушения согласно статье 28.2 КоАП, как правило, составляется протокол немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, - в течение 2-х суток с момента выявления.
Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок его рассмотрения составляет 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение. Как правило, основанием продления является необходимость выяснения дополнительных обстоятельств дела, но может быть и поступление ходатайств от участников производства по делу.
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по нему. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, и его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В ряде случаев по результатам рассмотрения дела выносится определение.
При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены к исключительному ведению РФ.
В целях обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния в статье 170 Уголовного кодекса (УК) устанавливается уголовная ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив, определенный в статье 170 УК как корыстная или иная личная заинтересованность. Иная личная заинтересованность выражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественного характера, например создать себе условия для продвижения по службе, получить взаимную услугу и т.д.
УК также устанавливает в главе "Экологические преступления" ответственность за такое нарушение земельного законодательства, как порча земли. В соответствии со статьей 254 УК отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.
Под удобрениями понимают органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Ядохимикаты - это пестициды, то есть химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных.
К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 года №869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".
Смотрите также статью: "Ответственность за нарушение земельного законодательства (окончание)".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
И. Еланина
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (НАЧАЛО)
Разделы:Ответственность за нарушения земельного законодательства.; Земельные правоотношения
Земельное законодательство не содержит такого понятия "земельное правонарушение". Данные нарушения не предполагают корреспондирующего с ними отдельного вида ответственности, а влекут наступление ответственности, предусмотренной нормами отраслей права: уголовное, административное, гражданское.
Состав правонарушения
Земельное правонарушение, как любое другое, состоит из следующих элементов: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона. Ответственность за правонарушение, как и в иных отраслях права, может наступать только при наличии всех 4-х элементов, а отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица независимо от формы собственности и подчиненности. Они могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы), так и не являться субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).
Объектом земельного правонарушения является установленный законодательством земельный правопорядок, целью которого является обеспечение охраны и рационального использования земель, земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.
Под объективной стороной земельного правонарушения понимают противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое вопреки требованиям земельного законодательства. Земельное правонарушение может быть совершено как путем активных действий, так и в результате бездействия.
Вред, причиняемый земельным правонарушением, носит и имущественный, и экологический характер.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины нарушителя. Земельные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Вина в форме умысла предполагает, что из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение. В случаях совершения земельного правонарушения по неосторожности - в поведении лица отсутствуют элементы намеренности. Оно не направлено сознательно на правонарушение, но в то же время в поведении человека отсутствует внимательность и осмотрительность.
Административная ответственность
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает административную ответственность в виде штрафов, в частности, за следующие виды земельных правонарушений:
- самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
- уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
- самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд;
- проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия;
- самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- использование земель не по целевому назначению;
- нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка.
Порядок наложения и взыскания штрафов установлен КоАП и иными нормативными правовыми актами, в том числе постановлениями Правительства РФ и ведомственными актами. Наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
О совершении административного правонарушения согласно статье 28.2 КоАП, как правило, составляется протокол немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, - в течение 2-х суток с момента выявления.
Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок его рассмотрения составляет 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение. Как правило, основанием продления является необходимость выяснения дополнительных обстоятельств дела, но может быть и поступление ходатайств от участников производства по делу.
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по нему. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, и его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В ряде случаев по результатам рассмотрения дела выносится определение.
Уголовная ответственность
При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены к исключительному ведению РФ.
В целях обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния в статье 170 Уголовного кодекса (УК) устанавливается уголовная ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив, определенный в статье 170 УК как корыстная или иная личная заинтересованность. Иная личная заинтересованность выражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественного характера, например создать себе условия для продвижения по службе, получить взаимную услугу и т.д.
УК также устанавливает в главе "Экологические преступления" ответственность за такое нарушение земельного законодательства, как порча земли. В соответствии со статьей 254 УК отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.
Под удобрениями понимают органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Ядохимикаты - это пестициды, то есть химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных.
К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 года №869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".
Смотрите также статью: "Ответственность за нарушение земельного законодательства (окончание)".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)