Статьи

ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ: КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ СВОЕ ПРАВО НА ДАЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Государственная регистрация объекта недвижимости и сделок с ним; Сделки с недвижимостью





1 сентября 2007 г. исполнился ровно один год, как вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 N 93 "О внесений изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", известный в народе как Закон "О дачной амнистии". За данный период времени благодаря ему большинство граждан смогли легализовать свои права на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, будь то жилой дом, садовый дом, дачный дом и иные хозяйственные постройки. Вместе с тем у большинства граждан продолжают возникать вопросы, связанные с оформлением своих прав в упрощенном порядке в рамках реализации вышеуказанного Закона. И основным вопросом остается: как зарегистрировать свое право собственности на объекты недвижимого имущества, возведенные на земельном участке для ведения дачного хозяйства или садоводства, а также гаражи или иные объекты недвижимости (например, бани, сараи, беседки, хозблоки и т.д.)?

Основанием для государственной регистрации указанных объектов недвижимости является декларация об объекте недвижимости, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 15.08.2006 N 232. Для госрегистрации перечисленных объектов недвижимости теперь не нужна инвентаризация, проводимая ранее органами БТИ. Декларацию можно получить непосредственно в Управлении Федеральной регистрационной службы.

Помимо декларации в службу регистрации также необходимо представить правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок могут представлены как документы о предоставлении земельного участка конкретно гражданину, так и правоустанавливающие документы о предоставлении земельного участка соответствующему садоводческому или дачному некоммерческому объединению, членом которого является гражданин, заявляющий свое право на садовый (дачный) дом. При этом права на тот или иной земельный участок должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Ранее при фактическом превышении площади в регистрации было бы отказано. Отныне это не является проблемой при соблюдении двух условий: "лишние" сотки не превышают по площади определенный минимум, равный минимальному размеру участка соответствующего назначения, и границы должны быть согласованы с соседями. Таким образом, для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, возведенные на земельном участке для ведения дачного хозяйства или садоводства, а также гаражи или иные объекты недвижимости необходимо:

  • заявление о государственной регистрации;
  • документ об уплате государственной пошлины (подлинник, копия). Размер государственной пошлины составляет 100 рублей;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя - нотариально удостоверенная доверенность;
  • заполненная декларация в двух экземплярах;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект (подлинник, копия);
  • кадастровый план земельного участка (подлинник, копия). Перечень указываемых документов является исчерпывающим, предоставление иных дополнительных документов не требуется.

Вторым вопросом является государственная регистрация права собственности на индивидуальные жилые дома. Отметим, что с наступлением "дачной амнистии" также максимально упрощена процедура их оформления. Теперь для собственников индивидуальных жилых домов, построенных без разрешения, закон отменяет судебную процедуру признания прав. Все самовольно построенные жилые дома на участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, можно оформить в собственность на основании техпаспорта объекта, новая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 N 244.

Он является единственным документом, подтверждающим акт создания объекта недвижимого имущества, возведенного на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или личного подсобного хозяйства (ЛПХ), до 1 января 2010 г.

Технический паспорт заменил все необходимые ранее согласования с санэпидемнадзором, пожарной инспекцией, экологическим надзором и прочими структурами. Не требуется теперь и акт о вводе дома в эксплуатацию, разрешение на его строительство и прочее.

Необходимо отметить, что норма, отменяющая получение разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта ИЖС или ЛПХ в эксплуатацию, будет действовать до 1 января 2010 г., то есть без этого документа строение можно зарегистрировать только до указанной даты.
Следовательно, для оформления права собственности на индивидуальный жилой дом необходимо:
  • заявление о государственной регистрации;
  • документ об уплате государственной пошлины (подлинник, копия). Размер государственной пошлины составляет 100 рублей;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя - нотариально удостоверенная доверенность;
  • технический паспорт, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 N 244 (подлинник, копия);
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект (подлинник, копия);
  • кадастровый план земельного участка (подлинник, копия).

Немаловажным вопросом является и государственная регистрация права собственности граждан на земельный участок, ранее выделенный гражданину, а документы на него отсутствуют. В этом случае Закон "О дачной амнистии" предусмотрел важный документ "Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок", форма которой утверждена непосредственно Федеральной регистрационной службой РФ (Приказ от 29.08.2006 N 146). Эта выписка выдается органом местного самоуправления в целях госрегистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 31.10.2001. Именно она может заменить документы, копии постановлений и решений местных органов власти о выделении земельного участка под индивидуальное строительство, подсобное хозяйство или гараж. Такие книги должны быть в каждом органе местного самоуправления. Таким образом, для государственной регистрации права собственности на земельный участок необходимы:
  • заявление о государственной регистрации;
  • документ об уплате государственной пошлины (подлинник, копия). Размер государственной пошлины составляет 100 рублей;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • при обращении представителя - нотариально удостоверенная доверенность;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект (2 экз.);
  • кадастровый план земельного участка (подлинник, копия).











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)