Статьи
Р. Демьянов
Состав земель; Земельные правоотношения
Основным федеральным законом, регулирующим порядок перевода земель, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Закон 172-ФЗ).
Перевод земель осуществляется на основании ходатайства, поданного заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Заинтересованным лицом является любое лицо (гражданин, организация, представитель органов власти и т.д.), которое может обосновать необходимость перевода и подтвердить свои права на землю. Под уполномоченными органами подразумеваются те исполнительные органы, в чьем ведении находится тот или иной участок.
В ходатайстве необходимо указать:
К ходатайству прилагаются:
Не подлежит рассмотрению ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в случае, если:
Срок возврата ходатайства, не подлежащего рассмотрению, составляет 30 дней со дня направления ходатайства.
В случае если ходатайство рассмотрено, по результатам рассмотрения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе.
Если акт о переводе земли из одной категории в другую принят, органы, принявшие соответствующий акт, обязаны направить его заинтересованному лицу в течение 14 дней с момента его принятия.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе, также направляют копию такого акта в течение 10 дней со дня его утверждения в орган по ведению государственного земельного кадастра для внесения в течение 7 дней изменений в соответствующие документы.
Изменение категории земель или земельных участков в составе таких земель считается состоявшимся с момента внесения данных о таком переводе в записи ЕГРП.
Согласно статье 4 Закона 172-ФЗ основаниями для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую служат следующие:
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
В-третьих, перевод земель, земельных участков в другую категорию не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
Смотрите далее: "Особенности перевода отдельных категорий земель в другую категорию".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Р. Демьянов
ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ
Разделы:Состав земель; Земельные правоотношения
При приобретении земельного участка для строительства бывает недостаточно совершения сделки с земельным участком – может потребоваться также и изменение его целевого назначения. В случае наступления такой необходимости производится перевод земель из одной категории в другую.
Частные собственники правом перевода земель из одной категории в другую не обладают. Согласно статье 8 Земельного кодекса (ЗК) отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
- земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
- земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
- земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
- земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ;
- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Основным федеральным законом, регулирующим порядок перевода земель, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Закон 172-ФЗ).
Документы, необходимые для перевода
Перевод земель осуществляется на основании ходатайства, поданного заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Заинтересованным лицом является любое лицо (гражданин, организация, представитель органов власти и т.д.), которое может обосновать необходимость перевода и подтвердить свои права на землю. Под уполномоченными органами подразумеваются те исполнительные органы, в чьем ведении находится тот или иной участок.
В ходатайстве необходимо указать:
- кадастровый номер земельного участка;
- категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
- обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
- права на земельный участок.
К ходатайству прилагаются:
- выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
- расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.
Не подлежит рассмотрению ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в случае, если:
- лицо, обратившееся с таким ходатайством, не является собственником, землепользователем, землевладельцем либо доверенным лицом с приложенной заверенной в установленном порядке копией доверенности;
- в случае если какой-либо из перечисленных выше документов, прилагаемых к ходатайству, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Срок возврата ходатайства, не подлежащего рассмотрению, составляет 30 дней со дня направления ходатайства.
В случае если ходатайство рассмотрено, по результатам рассмотрения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе.
Если акт о переводе земли из одной категории в другую принят, органы, принявшие соответствующий акт, обязаны направить его заинтересованному лицу в течение 14 дней с момента его принятия.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе, также направляют копию такого акта в течение 10 дней со дня его утверждения в орган по ведению государственного земельного кадастра для внесения в течение 7 дней изменений в соответствующие документы.
Изменение категории земель или земельных участков в составе таких земель считается состоявшимся с момента внесения данных о таком переводе в записи ЕГРП.
Основания для отказа в переводе земель
Согласно статье 4 Закона 172-ФЗ основаниями для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую служат следующие:
- во-первых, это случаи установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- во-вторых, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
- о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;
- о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
- о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
- о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
В-третьих, перевод земель, земельных участков в другую категорию не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
Смотрите далее: "Особенности перевода отдельных категорий земель в другую категорию".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)