Статьи

ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей




1. Законодательные акты об упрощенном порядке оформления
прав граждан на земельные участки

Положения об упрощенном порядке оформления прав граждан на земельные участки предусмотрены, в частности, Федеральными законами от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и от 23 ноября 2007 года N 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки".
Предоставление сведений о земельных участках, имеющихся в государственном земельном кадастре и необходимых для реализации упрощенного порядка оформления прав граждан на земельные участки, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
2. Ранее учтенные земельные участки

Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", пункта 2 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-0.1, утвержденных Росземкадастром 10 апреля 2001 года, разъяснений в письме Роснедвижимости от 13 сентября 2007 года N ВС/1345, ранее учтенными считаются земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (далее - ранее учтенные участки), по которым вне зависимости от места хранения документов имеются:
оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (свидетельства о праве собственности на землю, государственные акты, зарегистрированные договоры аренды и иные аналогичные документы), правоустанавливающие документы (постановления, распоряжения, решения о предоставлении земельного участка и иные аналогичные документы) либо иные документы-основания, позволяющие отнести земельные участки к ранее учтенным.
Если сведения и документы о ранее учтенном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком участке, данные сведения и документы могут включаться в состав государственного земельного кадастра при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный участок и представленного таким лицом.
3. Предоставление сведений государственного земельного
кадастра о ранее учтенных участках

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" и пунктом 2.1.1 Административного регламента предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги "Предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 июля 2006 года N 186 (зарегистрирован в Минюсте России 13 сентября 2006 года, регистрационный N 8234), сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенном участке предоставляются в виде выписки по месту учета данного участка в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении указанных сведений.
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана согласно Правилам оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденным Росземкадастром 10 апреля 2001 года (далее - Правила).
При оформлении выписки из государственного земельного кадастра о ранее учтенном участке необходимо учитывать, что сведения в кадастровый план заносятся в полном соответствии со сведениями о земельном участке, отраженными в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте согласно документам-основаниям, позволяющим отнести земельный участок к ранее учтенным.
В случае если сведения государственного земельного кадастра о местоположении границ ранее учтенного участка нуждаются в уточнении (например, местоположение таких границ было определено со степенью точности, не соответствующей межеванию земель), в строке 16 "Особые отметки" кадастрового плана делаются соответствующие записи, например: "Площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании", "Сведений государственного земельного кадастра недостаточно для однозначного определения положения границ земельного участка на местности". При этом органом кадастрового учета не дается заключений, оценивающих возможность государственной регистрации прав на такой земельный участок либо совершения сделок с таким участком (пункт 3.2 Правил, письмо Роснедвижимости от 22 ноября 2007 года N ВК/4108 "Об оформлении кадастрового плана земельного участка"). Последующее уточнение указанных сведений может осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
4. Внесение в государственный земельный кадастр уточненных
сведений о границах и площади ранее учтенных участков

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади и (или) местоположении границ ранее учтенного участка нуждаются в уточнении и (или) отсутствуют сведения о его разрешенном использовании и (или) принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу одновременно с выпиской, предоставляемой ему в соответствии с правилами статьи 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган кадастрового учета для уточнения указанных сведений. Образец справки приведен в приложении к письму Роснедвижимости от 1 сентября 2006 года N АМ/1084@ "О выдаче сведений государственного земельного кадастра".
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о местоположении границ ранее учтенного участка в связи с выполненным межеванием в орган кадастрового учета представляются:
  • заявка, оформленная в соответствии с приказом Росземкадастра от 13 июня 2001 года N П/115 (зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2001 года, регистрационный N 2757), подтверждающая волеизъявление заинтересованного лица на внесение соответствующих сведений в государственный земельный кадастр;
  • документы, подтверждающие полномочия лица действовать в качестве правообладателя земельного участка (или подтверждающие полномочия лица, действующего от имени правообладателя земельного участка);
  • документы о межевании, оформленные в соответствии с приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 года N П/327 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2002 года, регистрационный N 3911).
При проверке перечисленных документов в рамках компетенции органа кадастрового учета необходимо принимать во внимание пункт 6.1 статьи 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", согласно которому если для проведения кадастрового учета представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого участка, содержащимся в документах о межевании, кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
В кадастровом учете должно быть отказано, если при межевании участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей, а также если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой участок площадь более чем на предельные минимальные размеры земельных участков (пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре").
Законодательством, в частности, предусмотрено установление минимальных размеров земельных участков в качестве норм предоставления земель (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, Закон Московской области N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", нормативные правовые акты органов местного самоуправления о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства) либо как требования к параметрам земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом (часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ).
В результате кадастрового учета заявителю выдается удостоверенный кадастровый план, включающий уточненные сведения о границах и площади ранее учтенного участка.
5. Основания государственной регистрации права
собственности гражданина на земельный участок,
предоставленный для ведения личного подсобного, дачного
хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального
гаражного или индивидуального жилищного строительства

Статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ и от 23 ноября 2007 года N 268-ФЗ) предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права (далее также - ранее предоставленные участки).
Нормы о государственной регистрации права на ранее предоставленные участки (пункт 2 статьи 25.2) предусматривают, что основанием для регистрации права собственности гражданина на такой участок может являться следующий документ (далее также - документы о правах на ранее предоставленные участки):
  • акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам указанной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
  • свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
  • один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Обязательным приложением к представляемым в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документам о правах на ранее предоставленные участки является кадастровый план соответствующего земельного участка.
6. Использование кадастрового плана для целей
государственной регистрации прав на ранее
предоставленные участки

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ, от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ и от 23 ноября 2007 года N 268-ФЗ) государственная регистрация права собственности гражданина на ранее предоставленный участок осуществляется также в случае, если:
  • сведения о площади земельного участка, содержащиеся в документе о праве на ранее предоставленный участок, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка (в случае, если кадастровый план содержит уточненные сведения о границах и площади земельного участка);
  • кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное).
Таким образом, в вышеуказанных случаях кадастровые планы земельных участков могут представляться для целей государственной регистрации прав независимо от наличия или отсутствия в них сведений о местоположении (координатах) границ земельных участков.

Литература.
Письмо Управления Роснедвижимости по МО от 29.01.2008 № 1278-1









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)