И. Еланина
УПЛАТА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА (ЧАСТЬ 2)
Разделы:Налогообложение земли и сделок с ней; Экономика и управление земельными участками
Земельный налог является местным налогом и устанавливается главой 31 Налогового кодекса (НК) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными документами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Рассмотрим примеры из судебной практики.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 01.11.2006 N Ф09-9542/06-С2
Налоговый орган, сославшись на отсутствие надлежащим образом оформленного перехода права собственности на земельный участок от правопредшественника общества к администрации муниципального образования, произвел доначисление обществу земельного налога.
Суд признал такое доначисление неправомерным. В силу статьи 17 Закона РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» (Закон) уплата налога на землю может быть возложена только на землепользователя, причем получается, что общество не является ни землепользователем, ни собственником, ни арендатором земельного участка
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 01.11.2006 N Ф09-8413/06-С2
Суд признавал неправомерным доначисление учреждению земельного налога за пользование земельным участком, предназначенным для обслуживания сдаваемых им в аренду помещений. Обоснования были следующие: фактическими пользователями указанных земельных участков являлись арендаторы указанных помещений, следовательно, они должны нести обязанность по уплате названного налога.
А положения статьи 12 Закона, согласно которым с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование), не применимы, поскольку рассматриваемое учреждение в аренду земельные участки не передавало. К тому же, в настоящее время данная статья утратила силу – с 1 января 2006 года.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗСО от 27.11.2006 N Ф04-7875/2006(28776-А46-37)
Суд признавал неправомерным доначисление налоговым органом земельного налога, пени и штрафа по п. 1 статьи 122 НК «Неуплата или неполная уплата сумм налога», указывая на то, что предприятие не является плательщиком налога, поскольку расположенные на земельных участках объекты недвижимости перешли в собственность других лиц; одновременно к ним перешло право пользования земельными участками, на которых находятся переданные строения, в силу статьи 35 Земельного кодекса и статьи 552 Гражданского кодекса (ГК).
Суд отклонил довод о том, что налоговому органу не были представлены землеустроительные документы на изъятие земельных участков под этими объектами недвижимости, указав, что налогоплательщик фактически перестал осуществлять правомочия по пользованию указанными земельными участками.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 28.12.2006, 18.12.2006 N КА-А41/12328-06
Налоговый орган при доначислении земельного налога необоснованно применил ставку земельного налога, установленную постановлением главы района. Согласно Постановлению Конституционного Суда от 08.10.1997 №13-П при имеющейся редакции Закона дифференциация средних ставок земельного налога невозможна, поскольку любая дифференциация при отсутствии единых правил является произвольной. Единственной законно установленной ставкой земельного налога является средняя ставка, закрепленная в таблице 2 приложения 2 к Закону.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 01.11.2006 N КА-А40/10698-06
ТСЖ по письменному разрешению главы районной управы произвело за счет собственников квартир благоустройство придомовой территории и поставило временное ограждение. Это не может быть расценено как фактическое землепользование в том значении, как этого требует Закон и НК. Земельный участок ТСЖ не предоставлялся и имеющееся вокруг участка ограждение произведено не с целью обозначения границ участка, а с целью обеспечения безопасности. Следовательно, это не может свидетельствовать о площади земельного участка, предоставленного ТСЖ, и ТСЖ не может являться землепользователем и плательщиком земельного налога.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 17.01.2007 N Ф09-11900/06-С3
ТСЖ является формой объединения домовладельцев, в частности, для совместного владения, пользования общим имуществом, которое находится в общей долевой собственности домовладельцев.
В соответствии со статьей 249 ГК каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов по общему имуществу.
Значит, ТСЖ плательщиком земельного налога не является, несмотря на то, что на основании распоряжения главы города земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами, были переданы в эксплуатацию ТСЖ.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 06.12.2006 N КА-А41/11866-06
Согласно п. 1 статье 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» момент возникновения права собственности на земельный участок, на котором расположен дом связан с моментом формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Таким образом, если земельный участок, на котором расположены здания, принадлежащие налогоплательщику, на кадастровом учете не состоит и соответствующее земельное дело не сформировано, у налогоплательщика не возникает обязанности по представлению деклараций по земельному налогу.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 02.11.2006 N Ф09-8976/06-С7
Суд признал правомерным привлечение общества к ответственности по п. 2 статье 119 НК за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, поскольку в муниципальном образовании земельный налог введен не был.
Общество необоснованно руководствовалось положениями статьи 398 НК РФ, устанавливающими срок предоставления налоговой декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
В 2005 году на территории тех муниципальных образований, где представительные органы муниципальных образований не приняли нормативные правовые акты о введении с 1 января 2005 года земельного налога в соответствии с главой 31 НК «Земельный налог» , следовало применять Закон. Согласно статье 16 Закона юридические лица ежегодно не позднее 1 июля должны были представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку (с 1 января 2006 года данная статья утратила силу).
Начало смотрите в статье:
Уплата земельного налога: судебная практика (часть 1).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)