Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Григорьевой И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия
на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 июля 2007 г. по делу N А10-1933/07, по заявлению ООО "Мясной двор" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании отказа в государственной регистрации незаконным, принятое судьей О.Н. Дружининой
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Зондуев Б.Г. (директор, водительское удостоверение N 182876)
- ответчика: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мясной двор" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании отказа в государственной регистрации незаконным.
Решением от 05 июля 2007 г. суд заявленные требования удовлетворил, в обоснование указав, что представленные на государственную регистрацию правоустанавливающие документы подтверждают право собственности ООО "Мясной двор" на оспариваемый земельный участок. Все необходимые документы, оформленные надлежащим образом, были представлены заявителем. У УФРС не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Не согласившись с указанным решением, Управление федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что решение регистрирующего органа вынесено в соответствии с законом. Площадь приватизируемого земельного участка в 150 раз превышает площадь здания цеха, на земельном участке имеются иные объекты недвижимости, собственники которых имеют исключительное право на приватизацию соответствующих земельных участков, спорный участок земли отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, следовательно, приватизации не подлежит.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной инстанции. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 23.08.2007 г.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Мясной двор" приобрело здание цеха N 1, расположенного по адресу: Иволгинский район РБ, с. Сотниково на территории Сотниковской птицефабрики.
На указанное здание ООО "Мясной двор" зарегистрировало право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 03 АА N 242755 от 23.11.2005 г.
Для приобретения в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, ООО "Мясной двор" обратилось с соответствующим заявлением в администрацию Иволгинского района Республики Бурятия.
Проект границ земельного участка, приобретенного ООО "Мясной двор", согласован Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия и утвержден администрацией Иволгинского района.
Постановлением Администрации муниципального образования "Иволгинский район" от 29.01.2007 г. N 24 принято решение о предоставлении земельного участка в собственность ООО "Мясной двор".
Земельный участок поставлен на кадастровый учет. При этом в кадастровом плане земельного участка указано, что разрешенное использование земельного участка: "под размещение здания цеха N 1".
ООО "Мясной двор" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
07 марта 2007 г. Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия отказало ООО "Мясной двор" в государственной регистрации права собственности на земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, наименование ориентира: с. Сотниково, почтовый адрес ориентира: Иволгинский район, с. Сотниково. участок находится примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на северо-восток, кадастровый номер 03:08:310101:0177.
В обоснование отказа управление указало, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Так, постановлением Администрации муниципального образования "Иволгинский район" Республики Бурятия от 29.01.2007 г. N 24 ООО "Мясной двор" представлен в собственность за плату земельный участок площадью 225079 кв. м, занимаемый зданием цеха N 41, площадь которого - 1499, 40 кв. м, то есть в 150 раз меньше площади выкупаемого земельного участка; на вышеуказанном земельном участке расположены, кроме здания цеха N 41, принадлежащем на праве собственности ООО "Мясной двор", и другие здания, находящиеся в разрушенном состоянии, собственники которых не были выявлены отделом и которые имеют преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположена указанная недвижимость.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок, общество обратилось в суд с заявлением о признании указанных действий ответчика незаконными.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность или в аренду.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастрового плана земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Проект границ земельного участка, приобретенного ООО "Мясной двор", согласован Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия и утвержден администрацией Иволгинского района.
Постановлением Администрации муниципального образования "Иволгинский район" от 29.01.2007 г. N 24 принято решение о предоставлении земельного участка в указанных границах в собственность ООО "Мясной двор".
Предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
По запросу УФРС от 07.02.2007 г. Администрация муниципального образования "Иволгинский район" Республики Бурятия письмом от 20.02.2007 г. N 153 сообщила, что сведения о предельных максимальных размерах предоставляемых земельных участков, занятых зданием, строением, сооружением и необходимых для их использования, а также нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или правила землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации в администрации МО "Иволгинский район" отсутствуют. Спорный земельный участок используется по целевому назначению с дальнейшим развитием территории под производственные объекты согласно архитектурно-планировочному заданию. ООО "Мясной двор" в последующем будет зарегистрировано в Иволгинском районе, что позволит создать дополнительные рабочие места в районе.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации акты органов местного самоуправления могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.
Решение об утверждении проекта границ, постановление о предоставлении земельного участка в собственность ООО "Мясной двор" не оспорены и не признаны недействительными в установленном законе порядке.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
УФРС не представило доказательств, опровергающих доводы заявителя о том, что площадь спорного земельного участка необходима для использования цеха N 1.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что для использования цеха N 1 необходим земельный участок намного меньший по площади чем, площадью 225079 кв. м.
Кроме того, размер указанного земельного участка определял не собственник здания, а администрация Иволгинского района, в порядке, предусмотренном Земельным Кодексом РФ.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что у них имеется комбинат переработки мясного сырья. Цех N 1 и соответствующий земельный участок приобретался с целью создания на их базе откормочного хозяйства, поэтому выделенный земельный участок является необходимым для использования цеха N 1.
Доводы ответчика о том, что на спорном земельном участке имеются иные объекты недвижимости, собственники которых имеют исключительное право на приватизацию соответствующих земельных участков, также не могут быть приняты во внимание.
Из ответов филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Бурятия от 29.05.2007 г. и Иволгинского отделения указанного учреждения от 17.04.2007 г. N 402 следует, что нежилые здания на территории Сотниковской птицефабрики не зарегистрированы, право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке бывшей Сотниковской птицефабрики не зарегистрировано.
УФРС не представило доказательств о нахождении иных объектов недвижимости на спорном земельном участке и зарегистрированных правах собственности на эти объекты.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что на данном земельном участке имеются несколько объектов недвижимости в разрушенном состоянии.
При этом УФРС не учитывает, что согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный участок земли отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, следовательно, приватизации не подлежит, также подлежат отклонению.
В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 7 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации п. 6 данной статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм ООО "Мясной двор" имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка.
Кроме того, данный довод не являлся мотивом отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности ООО "Мясной двор" на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05.07.2007 г., принятое по делу N А10-1933/07, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Т.О.ЛЕШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2007 N 04АП-3833/2007 ПО ДЕЛУ N А10-1933/07
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2007 г. N 04АП-3833/2007
Дело N А10-1933/07
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Григорьевой И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия
на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 июля 2007 г. по делу N А10-1933/07, по заявлению ООО "Мясной двор" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании отказа в государственной регистрации незаконным, принятое судьей О.Н. Дружининой
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Зондуев Б.Г. (директор, водительское удостоверение N 182876)
- ответчика: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мясной двор" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании отказа в государственной регистрации незаконным.
Решением от 05 июля 2007 г. суд заявленные требования удовлетворил, в обоснование указав, что представленные на государственную регистрацию правоустанавливающие документы подтверждают право собственности ООО "Мясной двор" на оспариваемый земельный участок. Все необходимые документы, оформленные надлежащим образом, были представлены заявителем. У УФРС не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Не согласившись с указанным решением, Управление федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что решение регистрирующего органа вынесено в соответствии с законом. Площадь приватизируемого земельного участка в 150 раз превышает площадь здания цеха, на земельном участке имеются иные объекты недвижимости, собственники которых имеют исключительное право на приватизацию соответствующих земельных участков, спорный участок земли отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, следовательно, приватизации не подлежит.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной инстанции. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 23.08.2007 г.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Мясной двор" приобрело здание цеха N 1, расположенного по адресу: Иволгинский район РБ, с. Сотниково на территории Сотниковской птицефабрики.
На указанное здание ООО "Мясной двор" зарегистрировало право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 03 АА N 242755 от 23.11.2005 г.
Для приобретения в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, ООО "Мясной двор" обратилось с соответствующим заявлением в администрацию Иволгинского района Республики Бурятия.
Проект границ земельного участка, приобретенного ООО "Мясной двор", согласован Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия и утвержден администрацией Иволгинского района.
Постановлением Администрации муниципального образования "Иволгинский район" от 29.01.2007 г. N 24 принято решение о предоставлении земельного участка в собственность ООО "Мясной двор".
Земельный участок поставлен на кадастровый учет. При этом в кадастровом плане земельного участка указано, что разрешенное использование земельного участка: "под размещение здания цеха N 1".
ООО "Мясной двор" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
07 марта 2007 г. Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия отказало ООО "Мясной двор" в государственной регистрации права собственности на земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, наименование ориентира: с. Сотниково, почтовый адрес ориентира: Иволгинский район, с. Сотниково. участок находится примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на северо-восток, кадастровый номер 03:08:310101:0177.
В обоснование отказа управление указало, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Так, постановлением Администрации муниципального образования "Иволгинский район" Республики Бурятия от 29.01.2007 г. N 24 ООО "Мясной двор" представлен в собственность за плату земельный участок площадью 225079 кв. м, занимаемый зданием цеха N 41, площадь которого - 1499, 40 кв. м, то есть в 150 раз меньше площади выкупаемого земельного участка; на вышеуказанном земельном участке расположены, кроме здания цеха N 41, принадлежащем на праве собственности ООО "Мясной двор", и другие здания, находящиеся в разрушенном состоянии, собственники которых не были выявлены отделом и которые имеют преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположена указанная недвижимость.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок, общество обратилось в суд с заявлением о признании указанных действий ответчика незаконными.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность или в аренду.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастрового плана земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Проект границ земельного участка, приобретенного ООО "Мясной двор", согласован Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия и утвержден администрацией Иволгинского района.
Постановлением Администрации муниципального образования "Иволгинский район" от 29.01.2007 г. N 24 принято решение о предоставлении земельного участка в указанных границах в собственность ООО "Мясной двор".
Предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
По запросу УФРС от 07.02.2007 г. Администрация муниципального образования "Иволгинский район" Республики Бурятия письмом от 20.02.2007 г. N 153 сообщила, что сведения о предельных максимальных размерах предоставляемых земельных участков, занятых зданием, строением, сооружением и необходимых для их использования, а также нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или правила землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации в администрации МО "Иволгинский район" отсутствуют. Спорный земельный участок используется по целевому назначению с дальнейшим развитием территории под производственные объекты согласно архитектурно-планировочному заданию. ООО "Мясной двор" в последующем будет зарегистрировано в Иволгинском районе, что позволит создать дополнительные рабочие места в районе.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации акты органов местного самоуправления могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.
Решение об утверждении проекта границ, постановление о предоставлении земельного участка в собственность ООО "Мясной двор" не оспорены и не признаны недействительными в установленном законе порядке.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
УФРС не представило доказательств, опровергающих доводы заявителя о том, что площадь спорного земельного участка необходима для использования цеха N 1.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что для использования цеха N 1 необходим земельный участок намного меньший по площади чем, площадью 225079 кв. м.
Кроме того, размер указанного земельного участка определял не собственник здания, а администрация Иволгинского района, в порядке, предусмотренном Земельным Кодексом РФ.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что у них имеется комбинат переработки мясного сырья. Цех N 1 и соответствующий земельный участок приобретался с целью создания на их базе откормочного хозяйства, поэтому выделенный земельный участок является необходимым для использования цеха N 1.
Доводы ответчика о том, что на спорном земельном участке имеются иные объекты недвижимости, собственники которых имеют исключительное право на приватизацию соответствующих земельных участков, также не могут быть приняты во внимание.
Из ответов филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Бурятия от 29.05.2007 г. и Иволгинского отделения указанного учреждения от 17.04.2007 г. N 402 следует, что нежилые здания на территории Сотниковской птицефабрики не зарегистрированы, право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке бывшей Сотниковской птицефабрики не зарегистрировано.
УФРС не представило доказательств о нахождении иных объектов недвижимости на спорном земельном участке и зарегистрированных правах собственности на эти объекты.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что на данном земельном участке имеются несколько объектов недвижимости в разрушенном состоянии.
При этом УФРС не учитывает, что согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный участок земли отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, следовательно, приватизации не подлежит, также подлежат отклонению.
В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 7 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации п. 6 данной статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм ООО "Мясной двор" имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка.
Кроме того, данный довод не являлся мотивом отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия в государственной регистрации права собственности ООО "Мясной двор" на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05.07.2007 г., принятое по делу N А10-1933/07, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Т.О.ЛЕШУКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)