Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Петровской О.В.,
судей: Споткай Л.Е. Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КуполПлюс": Мироновой Л.В., представителя по доверенности от 10.01.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/308, паспорт серии <...>,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КуполПлюс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 1 февраля 2013 года по делу N А33-4081/2012, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КуполПлюс" (ОГРН 1092420000694, ИНН 2407064837) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, просит:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25 520 572 рублей 72 копеек, что составляет 6 075 рублей 02 копеек/кв. м, исчисленной по Методике по 5 группе видов разрешенного использования, действовавшей в период с 01.01.2010 по 01.01.2012;
- - определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13, определенной по состоянию на 16.01.2010, в размере его рыночной стоимости, установленной на дату проведения оценки кадастровой стоимости земель в 2007 году, действительной в период с 01.01.2010 по 01.01.2012 в размере 12 089 000 рублей; 2 879 рублей /кв. м.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 1 февраля 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.
Законодательство не содержит запрета на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за ретроспективный период.
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости необходимо в целях перерасчета арендной платы. В своем отзыве Департамент указал, что изменение кадастровой стоимости земельного участка будет произведено при удовлетворении настоящего иска.
Ответчик - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель Росреестра по Красноярскому краю поддержала позицию кадастровой палаты.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Дело рассматривается в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 10.03.2010 N 259-ж между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и Чалкиным Э.Л. заключен договор аренды от 13.05.2010 N 725, где объектом аренды является земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13, категория земель - земли населенных пунктов, по адресу: г. Красноярск, Советский район, северная объездная дорога, для использования в целях строительства мастерских по ремонту и обслуживанию городского и междугородного транспорта с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 4198,83 кв. м (приложение N 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
В кадастровом паспорте земельного участка от 22.03.2010 N 24ЗУ/10-69140 отражены следующие характеристики земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 - дата внесения в государственный кадастр недвижимости 22.11.2005, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, Северная объездная дорога, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства мастерских по ремонту городского и междугородного транспорта с инженерным обеспечением, площадь 4199+/- 23 кв. м, кадастровая стоимость - 25520572,72 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 6078,02 рублей/кв. м.
Согласно пункту 2.1. договора срок аренды установлен с 10.03.2010 по 09.03.2013.
В соответствии с пунктом 3.5 договора аренды расчет арендной платы приведен в приложении 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
В приложении N 2 к договору аренды от 13.05.2010 N 725, в котором приведен расчет арендной платы, изложена методика расчета арендной платы с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 6078,02 рублей/кв. м.
Согласно пункту 3.6 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10-го числа первого месяца квартала, за который вносится плата.
Исполнением обязательства по внесению арендной платы является дата поступления арендной платы на счет арендодателя (пункты 3.6 и 3.7 договора).
Договор аренды от 13.05.2010 N 725 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.05.2010, запись регистрации 24-24-01/084/2010-629.
В дополнении от 20.10.2010 N 6695 к договору аренды от 13.05.2010 N 725 стороны заменили арендатора с Чалкина Эдуарда Леонидовича на общество с ограниченной ответственностью "КуполПлюс", а также подписали расчет арендной платы за пользование арендованным земельным участком платы с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 6078,02 рублей/кв. м.
Согласно пункту 3 дополнения от 20.10.2010 N 6695 арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, за который вносится плата.
Дополнение от 20.10.2010 N 6695 к договору аренды от 13.05.2010 N 725 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2010, запись регистрации 24-24-01/230/2010-046.
На обращения Чалкина Э.Л. в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об исправлении технических и кадастровых ошибок приняты решения об отказе от 22.05.2010, от 18.05.2011 в связи с тем, что на момент принятия указанных решений в базе данных АИС ГКН содержались актуальные экономические характеристики кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 (УПКС - 6078,02 рублей/кв. м), утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" в редакции постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 651-П, так как земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13 на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на 01.01.2007 был включен в перечень объектов оценки и отнесен в соответствии с приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 к 5 группе видов разрешенного использования. Изменение вида разрешенного использования земельного участка с "для места размещения здания автосервиса" на "для строительства мастерских по ремонту городского и междугородного транспорта с инженерным обеспечением" не изменило группу разрешенного использования. Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
На обращение ООО "КуполПлюс" в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации орган кадастрового учета ответил, что у него отсутствует соответствующая компетенция.
Кроме этого Управление заявителю сообщает, что в 2011 году на территории Красноярского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, дата оценки 1 января 2011 года. Полученные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" и вступили в силу с 1 января 2012 года (далее - постановление N 708-п). Постановление Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" с 1 января 2012 года утратило силу. Для заявленного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 постановлением N 708-п утверждены: удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6171,29 рублей/кв. м, кадастровая стоимость - 25912197,59 рублей Указанные экономические характеристики органом кадастрового учета внесены в сведения государственного кадастра недвижимости и являются актуальными с 1 января 2012 года.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между истцом и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заключен договор аренды земельного участка от 13.05.2010 N 725 в редакции дополнения от 20.10.2010 N 6695, где объектом аренды является земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13. В этой связи суд правомерно указал, что отношения по договору аренды регулируются статьями 22, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пунктах 3.5 - 3.7 договора аренды земельного участка от 13.05.2010 N 725, пункте 3 дополнения от 20.10.2010 N 6695 к договору аренды земельного участка стороны согласовали размер арендной платы, методику расчета арендной платы с учетом оспариваемого в рамках настоящего дела УПКС - 6078,02 рублей/кв. м, сроки внесения арендной платы.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действует с 04.08.2009) (далее - Постановление от 16.07.2009 N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13 был предоставлен истцу для использования в целях строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то в силу подпункта (д) пункта 3 Постановления от 16.07.2009 N 582 арендная плата, рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.
С 26.07.2010 пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, обязательном для применения арбитражными судами Российской Федерации, разъяснено, что нормы главы III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, внесенные в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не распространяются на правоотношения по оспариванию кадастровой оценки земель, проведенной до введения в действие указанной главы.
Вместе с тем законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила); пункт 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255) не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом указанных разъяснений судом правомерно отказано в удовлетворении требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13.
В соответствии постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" с 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости актуальной является кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25912197,59 рублей. Постановление Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" с 1 января 2012 года утратило силу.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25520572,72 рублей, в период с 01.01.2007 по 01.01.2012 являлась по правилам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации законно установленной кадастровой стоимостью на основании утвержденных в предусмотренном законом порядке результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Апелляционный суд отклоняет довод истца о том, что Департамент выразил свое согласие с тем, что арендная плата подлежит пересчету с учетом рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2010. Согласие Департамента на применение иного значения кадастровой стоимости не опровергает вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25520572,72 рублей, в период с 01.01.2007 по 01.01.2012 являлась по правилам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации законно установленной кадастровой стоимостью на основании утвержденных в предусмотренном законом порядке результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "КуполПлюс" отказано правомерно.
С учетом изложенного судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и норм процессуального права, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, в связи с чем решение от 1 февраля 2013 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-4081/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 февраля 2013 года по делу N А33-4081/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2013 ПО ДЕЛУ N А33-4081/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу N А33-4081/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Петровской О.В.,
судей: Споткай Л.Е. Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КуполПлюс": Мироновой Л.В., представителя по доверенности от 10.01.2013,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/308, паспорт серии <...>,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КуполПлюс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 1 февраля 2013 года по делу N А33-4081/2012, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КуполПлюс" (ОГРН 1092420000694, ИНН 2407064837) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, просит:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25 520 572 рублей 72 копеек, что составляет 6 075 рублей 02 копеек/кв. м, исчисленной по Методике по 5 группе видов разрешенного использования, действовавшей в период с 01.01.2010 по 01.01.2012;
- - определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13, определенной по состоянию на 16.01.2010, в размере его рыночной стоимости, установленной на дату проведения оценки кадастровой стоимости земель в 2007 году, действительной в период с 01.01.2010 по 01.01.2012 в размере 12 089 000 рублей; 2 879 рублей /кв. м.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 1 февраля 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.
Законодательство не содержит запрета на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за ретроспективный период.
Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости необходимо в целях перерасчета арендной платы. В своем отзыве Департамент указал, что изменение кадастровой стоимости земельного участка будет произведено при удовлетворении настоящего иска.
Ответчик - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель Росреестра по Красноярскому краю поддержала позицию кадастровой палаты.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Дело рассматривается в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 10.03.2010 N 259-ж между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и Чалкиным Э.Л. заключен договор аренды от 13.05.2010 N 725, где объектом аренды является земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13, категория земель - земли населенных пунктов, по адресу: г. Красноярск, Советский район, северная объездная дорога, для использования в целях строительства мастерских по ремонту и обслуживанию городского и междугородного транспорта с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 4198,83 кв. м (приложение N 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
В кадастровом паспорте земельного участка от 22.03.2010 N 24ЗУ/10-69140 отражены следующие характеристики земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 - дата внесения в государственный кадастр недвижимости 22.11.2005, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, Северная объездная дорога, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства мастерских по ремонту городского и междугородного транспорта с инженерным обеспечением, площадь 4199+/- 23 кв. м, кадастровая стоимость - 25520572,72 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 6078,02 рублей/кв. м.
Согласно пункту 2.1. договора срок аренды установлен с 10.03.2010 по 09.03.2013.
В соответствии с пунктом 3.5 договора аренды расчет арендной платы приведен в приложении 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
В приложении N 2 к договору аренды от 13.05.2010 N 725, в котором приведен расчет арендной платы, изложена методика расчета арендной платы с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 6078,02 рублей/кв. м.
Согласно пункту 3.6 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10-го числа первого месяца квартала, за который вносится плата.
Исполнением обязательства по внесению арендной платы является дата поступления арендной платы на счет арендодателя (пункты 3.6 и 3.7 договора).
Договор аренды от 13.05.2010 N 725 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.05.2010, запись регистрации 24-24-01/084/2010-629.
В дополнении от 20.10.2010 N 6695 к договору аренды от 13.05.2010 N 725 стороны заменили арендатора с Чалкина Эдуарда Леонидовича на общество с ограниченной ответственностью "КуполПлюс", а также подписали расчет арендной платы за пользование арендованным земельным участком платы с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 6078,02 рублей/кв. м.
Согласно пункту 3 дополнения от 20.10.2010 N 6695 арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, за который вносится плата.
Дополнение от 20.10.2010 N 6695 к договору аренды от 13.05.2010 N 725 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2010, запись регистрации 24-24-01/230/2010-046.
На обращения Чалкина Э.Л. в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об исправлении технических и кадастровых ошибок приняты решения об отказе от 22.05.2010, от 18.05.2011 в связи с тем, что на момент принятия указанных решений в базе данных АИС ГКН содержались актуальные экономические характеристики кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 (УПКС - 6078,02 рублей/кв. м), утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" в редакции постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 651-П, так как земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13 на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на 01.01.2007 был включен в перечень объектов оценки и отнесен в соответствии с приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 к 5 группе видов разрешенного использования. Изменение вида разрешенного использования земельного участка с "для места размещения здания автосервиса" на "для строительства мастерских по ремонту городского и междугородного транспорта с инженерным обеспечением" не изменило группу разрешенного использования. Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
На обращение ООО "КуполПлюс" в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации орган кадастрового учета ответил, что у него отсутствует соответствующая компетенция.
Кроме этого Управление заявителю сообщает, что в 2011 году на территории Красноярского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, дата оценки 1 января 2011 года. Полученные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" и вступили в силу с 1 января 2012 года (далее - постановление N 708-п). Постановление Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" с 1 января 2012 года утратило силу. Для заявленного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 постановлением N 708-п утверждены: удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6171,29 рублей/кв. м, кадастровая стоимость - 25912197,59 рублей Указанные экономические характеристики органом кадастрового учета внесены в сведения государственного кадастра недвижимости и являются актуальными с 1 января 2012 года.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между истцом и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заключен договор аренды земельного участка от 13.05.2010 N 725 в редакции дополнения от 20.10.2010 N 6695, где объектом аренды является земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13. В этой связи суд правомерно указал, что отношения по договору аренды регулируются статьями 22, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пунктах 3.5 - 3.7 договора аренды земельного участка от 13.05.2010 N 725, пункте 3 дополнения от 20.10.2010 N 6695 к договору аренды земельного участка стороны согласовали размер арендной платы, методику расчета арендной платы с учетом оспариваемого в рамках настоящего дела УПКС - 6078,02 рублей/кв. м, сроки внесения арендной платы.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действует с 04.08.2009) (далее - Постановление от 16.07.2009 N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400077:13 был предоставлен истцу для использования в целях строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то в силу подпункта (д) пункта 3 Постановления от 16.07.2009 N 582 арендная плата, рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.
С 26.07.2010 пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, обязательном для применения арбитражными судами Российской Федерации, разъяснено, что нормы главы III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, внесенные в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не распространяются на правоотношения по оспариванию кадастровой оценки земель, проведенной до введения в действие указанной главы.
Вместе с тем законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила); пункт 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255) не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом указанных разъяснений судом правомерно отказано в удовлетворении требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13.
В соответствии постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" с 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости актуальной является кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25912197,59 рублей. Постановление Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" с 1 января 2012 года утратило силу.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25520572,72 рублей, в период с 01.01.2007 по 01.01.2012 являлась по правилам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации законно установленной кадастровой стоимостью на основании утвержденных в предусмотренном законом порядке результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Апелляционный суд отклоняет довод истца о том, что Департамент выразил свое согласие с тем, что арендная плата подлежит пересчету с учетом рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2010. Согласие Департамента на применение иного значения кадастровой стоимости не опровергает вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400077:13 в размере 25520572,72 рублей, в период с 01.01.2007 по 01.01.2012 являлась по правилам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации законно установленной кадастровой стоимостью на основании утвержденных в предусмотренном законом порядке результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "КуполПлюс" отказано правомерно.
С учетом изложенного судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и норм процессуального права, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, в связи с чем решение от 1 февраля 2013 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-4081/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 февраля 2013 года по делу N А33-4081/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)