Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А33-13943/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А33-13943/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом": Орловой Н.Б., представителя по доверенности от 07.02.2013,
от правительства Красноярского края: Алексеевой А.Н., представителя по доверенности от 15.06.2012 N 3-06562,
от Администрации муниципального образования поселок Березовка Березовского района Красноярского края: Колеговой Г.М., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 3,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/308,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 ноября 2012 года по делу N А33-13943/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" ИНН 2404011185, ОГРН 1022400555572) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290):
- 1. об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, общей площадью 45853 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождения) объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, район Березовский, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, равной его рыночной стоимости определенной отчетом оценщика ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N 261-ЗУ "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:04:6101001:21" от 28 июня 2012 года в размере 7 144 000 рублей;
- 2. об обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, общей площадью 45853 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождения) объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, район Березовский, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, в размере 7 144 000 руб.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования поселок Березовка Березовского района Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить.
По мнению истца, суд первой инстанции не рассмотрел по существу изначально заявленное требование в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:04:610 10 01:21, указав на отсутствие идентичности данного земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, указанного в уточнении искового заявления (л. д. 220 т. 1), отсутствие доказательств определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 в размере 39 973 000 рублей.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2013 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда производство по делу приостанавливалось в связи с назначением судебных экспертиз. Возобновлено производство по делу в связи с поступлением экспертных заключений.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явился представитель филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика присутствовал в судебных заседаниях 21 февраля 2013 года, 14 марта 2013 года, 28 марта 2013 года. Копия определения Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2013 года направлялась всем лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах, суд признает указанное лицо надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела и рассматривает дело в отсутствие представителя по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
От истца поступило уточнение исковых требований, истец просит определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, общей площадью 45853 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождения) объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, район Березовский, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, равной его рыночной стоимости определенной по состоянию на 01.01.2011 в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" от 01 июля 2013 года в размере 11 660 000 рублей.
Истец также просит обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, общей площадью 45853 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождения) объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, район Березовский, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, в размере 11 660 000 рублей. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом.
Администрация муниципального образования поселок Березовка Березовского района Красноярского края указала на несогласие с отчетом оценщика по результатам последней экспертизы. Представитель Правительства Красноярского края поддержал позицию Администрации муниципального образования поселок Березовка Березовского района.
Истец представил ходатайство об отнесении расходов по экспертизам на истца.
Дело рассматривается по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО "Торговый дом" с 20.07.2012 является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:04:61 01 001:21, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, общей площадью 45 853 кв. м, находящимся по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 20.07.2012 г. серия 24 ЕК N 469626.
Вышеуказанный земельный участок был приобретен истцом по договору купли-продажи земельного участка N 167 от 29.06.2012. Согласно акту расчета цены выкупа земельного участка (Приложение N 2 к договору купли-продажи N 167 от 29.06.2012) истец произвел выкуп земельного участка из расчета кадастровой стоимости земельного участка равной 38 457 369 рублей 63 копейки. Данная кадастровая стоимость определена также в кадастровом паспорте земельного участка от 21.09.2011 N 24ЗУ/11-153951.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П, вступившим в силу с 01.01.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с КН 24:04:61 01 001:21 на 01.01.2012 определена в размере 47218502 рублей 34 копеек (см. строка 7760, таблица 4 Приложению N 1).
Считая данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истцом, посредством поручения обществу с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг" произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с КН 24:04:61 01 001:21. Согласно Отчету N 261-ЗУ от 28.06.2012 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:04:610 10 01:21, с датой осмотра объекта оценки 28.06.2012, датой оценки 01.01.2011 - рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011 определена в размере 7 144 000 рублей.
Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков" 29.06.2012 составлено Экспертное заключение N 240/01-12 на отчет N 261-ЗУ от 28.06.2012 "об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:04:610 10 01:21. В соответствии с выводом по итогам проведения экспертизы отчета об оценке (л.17 Экспертного заключения) - отчет N 261-ЗУ от 28.06.2012 "об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:04:610 10 01:21 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ и требованиям федеральных стандартов оценки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрен в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:61 01 001:21 в размере 47 218 502 рублей 34 копеек утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в пункте 3 статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявляя требования, истец исходил из рыночной стоимости земельного участка в размере 7 144 000 рублей, определенной в отчете от 28.06.2012 N 261-ЗУ, подготовленном обществом с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг".
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Представитель третьего лица указывал, что рыночная стоимость спорного земельного участка, указанная в отчете N 260-ЗУ, является значительно заниженной по отношению к сложившимся в районе ценам на землю.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В этом же постановлении разъяснено, что принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рыночная стоимость земельного участка в размере 7 144 000 рублей, определенная в отчете от 28.06.2012 N 260-ЗУ в 6,6 раз меньше его кадастровой стоимости, составляющей 47 218 502 рублей 34 копеек, что свидетельствует о существенном их расхождении.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 назначено проведение судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту ННП "СМАОс" Гнездилову Николаю Васильевичу, работающему в должности начальника отдела оценки ООО "Аудит-Стандарт", имеющему высшее образование, общий стаж в области оценочной деятельности - 14 лет.
Перед экспертом поставлены вопросы:
- соответствует ли отчет ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" NN 261-ЗУ Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером 24:04:6101001:21 общей площадью 45 853 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135, федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3).
- в случае несоответствия указанного отчета на разрешение эксперта поставить вопрос: какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21 общей площадью 45 853 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, по состоянию на 01.01.2011, указав также, чем обусловлена разница между определенной государством кадастровой стоимостью и стоимостью, установленной по результатам экспертной оценки.
Как следует из заключения эксперта Гнездилова Н.В., представленного в апелляционный суд, отчет N 261-ЗУ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 24:04:61 01 001:21, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости "(ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3) соответствует.
При этом рыночная оценка земельного участка не производилась.
Поскольку дело рассматривается в апелляционной инстанции по правилам первой инстанции, лицом, участвующим в деле (администрацией поселка Березовка), заявлено ходатайство о назначении экспертизы по оценке рыночной стоимости земельного участка. Ходатайство, учитывая принцип состязательности и равноправия, рассмотрено апелляционным судом по существу.
Апелляционный суд посчитал, что в пользу решения вопроса о необходимости проведения судебной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости спорного земельного участка следует признать обоснованным довод администрации поселка Березовка о значительной разнице между действующей кадастровой стоимостью спорного земельного участка 47 218 502, 34 рубля и определенной по отчету ООО "РосЗемБизнесКонсалтинг" N N 261-ЗУ в размере 7 144 000 рублей.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 назначено проведение судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту ННП "СМАОс" Гнездилову Николаю Васильевичу, работающему в должности начальника отдела оценки ООО "Аудит-Стандарт", имеющему высшее образование, общий стаж в области оценочной деятельности - 14 лет.
Перед экспертом поставлены вопросы:
- какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21 общей площадью 45 853 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, по состоянию на 01.01.2011.
Как следует из заключения эксперта Гнездилова Н.В., представленного в апелляционный суд, оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21 общей площадью 45 853 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, по состоянию на 01.01.2011 01.01.2011 в рамках сравнительного подхода составляет 11 660 000 рублей.
Установленная в заключении эксперта Гнездилова Н.В. рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П.
Общество "Торговый дом" заявило ходатайство об уточнении исковых требований в части размера рыночной стоимости земельного участка, просило признать его равным 11 660 000 рублей, определенного по состоянию на 01.01.2011 в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" от 01 июля 2013 года.
С учетом представленного заключения эксперта кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости - 11 660 000 рублей.
Апелляционный суд отклоняет довод Администрации поселка Березовка о том, что установленная в отчете Гнездилова Н.В. рыночная стоимость земельного участка в пять раз меньше кадастровой стоимости, составляющей 47 218 502 рублей 34 копеек. Довод о значительном расхождении был проверен судом. Сведения о том, что в поселке Березовка аналогичные участки отчуждаются по цене 22 000 0000 рублей, не могут быть учтены апелляционным судом, поскольку опровергаются сведениями отчета о рыночной цене участка, установленной сравнительным методом. Иные возражения заявителя не обоснованы документально. Ходатайств о назначении повторной экспертизы от лиц, участвующих в деле, не поступало. Доказательств недостоверности представленного в материалы дела отчета суду не представлено.
Доводы ответчиков не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям.

Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 5.1.3, 5.1.4 вышеуказанного положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в т.ч. по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
Согласно пунктам 7.1.11 и 7.1.12 Положения, управление реализует в т.ч. полномочия в установленной сфере деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 7.1.20 Положения к полномочиям Управления отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.3.1 предусмотрено, что Управление организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Ссылки Кадастровой палаты на Приказы Росреестра от 01.09.2011 N П/331, от 11.03.2010 N П-/93, не могут быть приняты судом, т.к. данные приказы не изменяют редакцию Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Довод о том, что надлежащим ответчиком по иску должно выступать Правительство Красноярского края в лице его уполномоченных органов, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.17. в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости. В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.19. Закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Статья 24.20. Закона предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Системное толкование указанных норм права свидетельствует, что заказчик работ по определению кадастровой стоимости не является участником споров по определению кадастровой стоимости, в связи с чем иск обоснованно удовлетворен в отношении ответчиков, указанных в иске.
Указанный подход соответствует судебной практике, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2013 N ВАС-1630/13.
Апелляционный суд полагает, что необходимость в обязании ответчиков совершить определенные действия (внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной) отсутствует, поскольку из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные выше положения процессуального закона, а также порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, определенный в Законе об оценочной деятельности, обязанность по исполнению настоящего решения возникает у ответчиков в силу прямого указания закона.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2013 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции в связи с тем, что суд первой инстанции в результате ошибочного принятия уточнения к рассмотрению требования в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, спор об установлении кадастровой стоимости по которому рассматривается в другом арбитражном деле, не рассмотрел требование в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Кодекса.
В виду приведенных выше норм, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2013 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу части 6.1 статьи 268, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении требования истца с учетом уточнения рыночной стоимости в судебном заседании 08.07.2013 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, общей площадью 45853 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, район Березовский, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" от 01 июля 2013 года в размере 11 660 000 рублей и об отказе в остальной части.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчиков.
ООО "Торговый дом" заявлено ходатайство об отнесении на него расходов Администрации поселка Березовка по проведению судебных экспертиз, которое удовлетворено апелляционным судом, в связи с чем расходы по оплате судебных экспертиз подлежат взысканию с истца в пользу Администрации поселка Березовка на основании части 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2012 года по делу N А33-13943/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Иск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и к филиалу федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, общей площадью 45853 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, район Березовский, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" от 01 июля 2013 года в размере 11 660 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" в пользу администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края 22 000 рублей расходов по оплате расходов на проведение судебных экспертиз, уплаченных по платежным поручениям N 000201 от 19.03.2013, N 000350 от 24.05.2013.
Финансово-экономическому отделу Третьего арбитражного апелляционного суда перечислить с депозитного счета обществу с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт" денежные средства в размере 22 000 рублей по следующим реквизитам:
ООО "Аудит-Стандарт", 660135, г. Красноярск, ул. Взлетная, 34-39, ИНН/КПП 2465056137/246501001, ОГРН 1022402472157, р/с 40702810239000002932 в филиале ОАО "Уралсиб" в г. Красноярске, БИК 040407996, к/с 30101810900000000996.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи
Н.Н.БЕЛАН
Л.Е.СПОТКАЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)