Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-11561/2012, 05АП-11562/2012
на решение от 08.11.2012 года
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-18708/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТЭЛ" (ИНН 2539077423, ОГРН 1062539078128, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.10.2006)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным решения,
при участии:
- от администрации г. Владивостока: Талько А.А., представитель по доверенности от 13.12.2012 N 1-3/3771, сроком действия до 31.12.2013;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Талько А.А.. представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3574, сроком действия до 31.12.2013;
- от ООО "СТЭЛ": адвокат Токарев С.С., представитель по доверенности от 14.12.2011, сроком действия три года, с правом передоверия;
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭЛ" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация), оформленного письмом от 21.06.2012 N 27751/1У об отказе в выборе земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, об обязании управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - управление) обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории площадью 810 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 108-е и оформить результаты выбора земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы земельного участка.
Решением от 08.11.2012 требования общества удовлетворены. Арбитражный суд признал незаконным решение администрации, оформленное письмом от 21.06.2012 N 27751/1У об отказе в выборе земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, обязал управление обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории площадью 810 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 108-е и оформить результаты выбора земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, администрация и управление обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей жалобы указывают, что оспариваемое решение было принято с учетом градостроительного значения рассматриваемой территории как перспективной транспортной развязки с учетом выхода тоннеля, ведущего из Голубиной пади, сложившихся принципов застройки южной стороны ул. Светланской, наличия рядом сквера и культового сооружения, требующих визуального раскрытия, с учетом расположения спрашиваемого земельного участка на территории откоса, на котором возможно проводить только благоустройство и озеленение. Обращают внимание суда, что предоставление спорного земельного участка под строительство будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель.
Третье лицо в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в материалах дела документам.
Представители администрации и управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
В представленном в материалы дела отзыве и в судебном заседании представитель общества на апелляционную жалобу возразил, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В 2006 году общество обратилось в администрацию г. Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка в районе ул. Светланская, 108-е площадью 810 кв. м в аренду для размещения объекта капитального типа: административное здание.
22.03.2007 обществом получен акт выбора площадки под строительство на землях населенных пунктов. 14.01.2009 управлением культуры Приморского края согласован проект административного здания ул. Светланской, 108-е.
Процедура выбора земельного участка под строительство, начатая в 2006 году завершена не была.
11.10.2009 общество обралось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее по тексту - департамент) с заявлением вх.N 29-19046 (с последующими дополнениями) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, для строительства административного задания с предварительным согласованием места размещения объекта.
17.05.2012 департамент направил в администрацию г. Владивостока обращение N 29/02-02-12/10316 об обеспечении выбора земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е для строительства административного здания.
21.06.2012 администрацией в ответ на обращение департамента принято решение, оформленное письмом за N 27751/1У, согласно которому администрация отказала в обеспечении выбора земельного участка, сославшись на решение Градостроительного совета при администрации г. Владивостока от 09.07.2009, которым установлено градостроительное значение рассматриваемой территории, как перспективной транспортной развязки с учетом выхода тоннеля, ведущего из Голубиной пади, сложившихся принципов застройки южной стороны ул. Светланской, наличие рядом сквера и культового сооружения, требующего визуального раскрытия; установлено, что на земельном участке возможно только благоустройство и озеленение откоса; строительство любого архитектурного объема повлечет недопустимые изменения транспортной схемы и перегрузит сложившуюся застройку; проектное решение "Административное здание в районе ул. Светланская, 108е в г. Владивостоке" не отвечает требованиям, предъявляемым к застройке южной стороны ул. Светланской.
Посчитав, отказ администрации, оформленный письмом от 21.06.2012 N 27751/1У, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статьи 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
По смыслу вышеуказанных правовых норм принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент) предусмотрено, что он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности услуги, создание комфортных условий для получателей услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении администрацией города Владивостока полномочий по предоставлению услуги.
Пунктом 2.8 Регламента установлены перечень основаниями для отказа в предоставлении услуги:
- - заявление не соответствует требованиям действующего законодательства;
- - заявителем подано обращение о прекращении рассмотрения его заявления либо заявление на отзыв доверенности на право представления его интересов доверенным лицом;
- - наличие на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;
- - нарушение Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги;
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - наличие установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая указанные нормы, в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иных условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
В ходе процедуры выбора земельного участка администрацией был рассмотрен участок в районе ул. Светланская, 108е в г. Владивостоке. При этом на заседании Градостроительного совета при администрации г. Владивостока, состоявшемся 09.07.2009 с учетом градостроительного значения рассматриваемой территории, как перспективной транспортной развязки с учетом выхода тоннеля, ведущего из Голубиной пади, сложившихся принципов застройки южной стороны ул. Светланской, наличия рядом сквера и культового сооружения, требующих визуального раскрытия, установлено, что на испрашиваемом земельном участке возможно только благоустройство и озеленение откоса; строительство любого архитектурного объема повлечет недопустимые изменения транспортной схемы и перегрузит сложившуюся застройку; проектное решение "Административное здание в районе ул. Светланская, 108е в г. Владивостоке" не отвечает требованиям, предъявляемым к застройке южной стороны ул. Светланской.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрация правомерно отказала обеспечить выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, оформив результаты письмом от 21.06.2012, содержащим обоснованные выводы о невозможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке в силу следующего.
Испрашиваемый земельный участок расположен в центральной части города Владивостока, на перекрестке улиц Светланская и Муравьева-Амурского.
Запроектированное здание - 4-х этажное, размерами в плане 21х10 м.
Письмо Управления культуры Приморского края от 14.01.2009, являющееся приложением к заявлению о предоставлении земельного участка, содержит информацию о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах групповой охранной зоны памятников исторического центра г. Владивостока.
Частью 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - "Об объектах культурного наследия") в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 3 статьи 34 названного Федерального закона "Об объектах культурного наследия" установлено, что границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия), а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Постановление губернатора Приморского края от 02.02.1998 N 34 "Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока" утверждены временные зоны охраны памятников исторического центра г. Владивостока.
В соответствии с данным постановлением предусмотрены четыре режима использования временных зон охраны памятников исторического центра г. Владивостока: охранные зоны памятников, зоны регулирования застройки, охранные зоны ландшафта и охранные зоны зеленых насаждений. Вся территория исторического центра г. Владивостока, к которому относится и земельный участок по ул. Светланской, 108-е в г. Владивостоке, отнесена к охранной зоне памятников.
Кроме того, постановлением предусмотрено, что в охранной зоне памятников сохраняются: историческая планировка улиц; историческая застройка; визуальное восприятие исторической застройки; объемно - пространственная композиция и структура застройки; масштаб (длина и высота новых зданий по фронту улиц принимается в соответствии с окружающей исторической застройкой); стилевое единство и характерные для исторической среды города Владивостока общие принципы композиции, приемы оформления фасадов (архитектурные решения новой застройки принимаются в соответствии с исторической); исторически сложившееся функциональное зонирование территорий; историческая планировочная структура зеленых насаждений и открытых пространств; места видовых раскрытий; визуальные связи с природными ориентирами и доминантами - вершинами и склонами сопок, живописными скальными обнажениями, акваториями заливов.
При этом запрещается: строительство новых объектов, нарушающих историческую объемно - планировочную структуру и масштаб исторической застройки, не соответствующих по архитектуре характеру исторической среды; хозяйственная деятельность, ухудшающая физическое состояние исторической среды и нарушающая ее визуальное восприятие. Кроме того, рекомендуется, в том числе возведение новых зданий, дополняющих историческую среду с целью регенерации исторической объемно-планировочной структуры застройки.
Таким образом, апелляционная коллегия делает вывод о том, что на испрашиваемый земельный участок распространяется специальный режим охранной зоны, призванный обеспечить оптимальные условия сохранности и восприятия архитектурного облика памятников и исторического центра г. Владивостока.
В соответствии с выводами Градостроительного совета следует, что составление акта выбора земельного участка и дальнейшее его использование для строительства повлечет нарушение положений части 4 статьи 99 ЗК РФ о сохранении исторической, ландшафтной и градостроительной среды, а также нарушение принципа, закрепленного в статье 1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия", заключающегося в реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласование проекта административного здания по ул. Светланской, 108е Управлением культуры Приморского края, изложенное в письме от 14.01.2009 апелляционная коллегия не принимает во внимание, поскольку указанное согласование проведено вне спорной процедуры выбора земельного участка.
Апелляционная коллегия признает, что отрицательное заключение Градостроительного совета в спорной ситуации является обоснованным, соответствует принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ.
Указание обществом на то обстоятельство, что Положение о градостроительном совете при Администрации г. Владивостока, утвержденное постановлением главы Администрации г. Владивостока от 20.02.2009 N 157, не было опубликовано, не влияет на исход спора, поскольку предоставление запрашиваемого земельного участка под строительство является нарушением земельного законодательства и законодательства в сфере охраны памятников культуры и истории, что является безусловным основанием для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного спора, суд считает, что обжалуя в настоящем деле отказ в выборе земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, изложенный в письме от 21.06.2012 N 27751/1У, заявитель не доказал нарушения своих прав и законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Изложенные обстоятельства являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2012 и отказа в удовлетворении требований общества.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2012 года по делу N А51-18708/2012 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2013 N 05АП-11561/2012, 05АП-11562/2012 ПО ДЕЛУ N А51-18708/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. N 05АП-11561/2012, 05АП-11562/2012
Дело N А51-18708/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-11561/2012, 05АП-11562/2012
на решение от 08.11.2012 года
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-18708/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТЭЛ" (ИНН 2539077423, ОГРН 1062539078128, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.10.2006)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным решения,
при участии:
- от администрации г. Владивостока: Талько А.А., представитель по доверенности от 13.12.2012 N 1-3/3771, сроком действия до 31.12.2013;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Талько А.А.. представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3574, сроком действия до 31.12.2013;
- от ООО "СТЭЛ": адвокат Токарев С.С., представитель по доверенности от 14.12.2011, сроком действия три года, с правом передоверия;
-
установил:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТЭЛ" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация), оформленного письмом от 21.06.2012 N 27751/1У об отказе в выборе земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, об обязании управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - управление) обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории площадью 810 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 108-е и оформить результаты выбора земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы земельного участка.
Решением от 08.11.2012 требования общества удовлетворены. Арбитражный суд признал незаконным решение администрации, оформленное письмом от 21.06.2012 N 27751/1У об отказе в выборе земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, обязал управление обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории площадью 810 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Светланская, 108-е и оформить результаты выбора земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, администрация и управление обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей жалобы указывают, что оспариваемое решение было принято с учетом градостроительного значения рассматриваемой территории как перспективной транспортной развязки с учетом выхода тоннеля, ведущего из Голубиной пади, сложившихся принципов застройки южной стороны ул. Светланской, наличия рядом сквера и культового сооружения, требующих визуального раскрытия, с учетом расположения спрашиваемого земельного участка на территории откоса, на котором возможно проводить только благоустройство и озеленение. Обращают внимание суда, что предоставление спорного земельного участка под строительство будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель.
Третье лицо в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в материалах дела документам.
Представители администрации и управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
В представленном в материалы дела отзыве и в судебном заседании представитель общества на апелляционную жалобу возразил, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В 2006 году общество обратилось в администрацию г. Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка в районе ул. Светланская, 108-е площадью 810 кв. м в аренду для размещения объекта капитального типа: административное здание.
22.03.2007 обществом получен акт выбора площадки под строительство на землях населенных пунктов. 14.01.2009 управлением культуры Приморского края согласован проект административного здания ул. Светланской, 108-е.
Процедура выбора земельного участка под строительство, начатая в 2006 году завершена не была.
11.10.2009 общество обралось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее по тексту - департамент) с заявлением вх.N 29-19046 (с последующими дополнениями) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, для строительства административного задания с предварительным согласованием места размещения объекта.
17.05.2012 департамент направил в администрацию г. Владивостока обращение N 29/02-02-12/10316 об обеспечении выбора земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е для строительства административного здания.
21.06.2012 администрацией в ответ на обращение департамента принято решение, оформленное письмом за N 27751/1У, согласно которому администрация отказала в обеспечении выбора земельного участка, сославшись на решение Градостроительного совета при администрации г. Владивостока от 09.07.2009, которым установлено градостроительное значение рассматриваемой территории, как перспективной транспортной развязки с учетом выхода тоннеля, ведущего из Голубиной пади, сложившихся принципов застройки южной стороны ул. Светланской, наличие рядом сквера и культового сооружения, требующего визуального раскрытия; установлено, что на земельном участке возможно только благоустройство и озеленение откоса; строительство любого архитектурного объема повлечет недопустимые изменения транспортной схемы и перегрузит сложившуюся застройку; проектное решение "Административное здание в районе ул. Светланская, 108е в г. Владивостоке" не отвечает требованиям, предъявляемым к застройке южной стороны ул. Светланской.
Посчитав, отказ администрации, оформленный письмом от 21.06.2012 N 27751/1У, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статьи 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
По смыслу вышеуказанных правовых норм принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент) предусмотрено, что он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности услуги, создание комфортных условий для получателей услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении администрацией города Владивостока полномочий по предоставлению услуги.
Пунктом 2.8 Регламента установлены перечень основаниями для отказа в предоставлении услуги:
- - заявление не соответствует требованиям действующего законодательства;
- - заявителем подано обращение о прекращении рассмотрения его заявления либо заявление на отзыв доверенности на право представления его интересов доверенным лицом;
- - наличие на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;
- - нарушение Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги;
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - наличие установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая указанные нормы, в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иных условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
В ходе процедуры выбора земельного участка администрацией был рассмотрен участок в районе ул. Светланская, 108е в г. Владивостоке. При этом на заседании Градостроительного совета при администрации г. Владивостока, состоявшемся 09.07.2009 с учетом градостроительного значения рассматриваемой территории, как перспективной транспортной развязки с учетом выхода тоннеля, ведущего из Голубиной пади, сложившихся принципов застройки южной стороны ул. Светланской, наличия рядом сквера и культового сооружения, требующих визуального раскрытия, установлено, что на испрашиваемом земельном участке возможно только благоустройство и озеленение откоса; строительство любого архитектурного объема повлечет недопустимые изменения транспортной схемы и перегрузит сложившуюся застройку; проектное решение "Административное здание в районе ул. Светланская, 108е в г. Владивостоке" не отвечает требованиям, предъявляемым к застройке южной стороны ул. Светланской.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрация правомерно отказала обеспечить выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, оформив результаты письмом от 21.06.2012, содержащим обоснованные выводы о невозможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке в силу следующего.
Испрашиваемый земельный участок расположен в центральной части города Владивостока, на перекрестке улиц Светланская и Муравьева-Амурского.
Запроектированное здание - 4-х этажное, размерами в плане 21х10 м.
Письмо Управления культуры Приморского края от 14.01.2009, являющееся приложением к заявлению о предоставлении земельного участка, содержит информацию о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах групповой охранной зоны памятников исторического центра г. Владивостока.
Частью 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - "Об объектах культурного наследия") в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 3 статьи 34 названного Федерального закона "Об объектах культурного наследия" установлено, что границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия), а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Постановление губернатора Приморского края от 02.02.1998 N 34 "Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока" утверждены временные зоны охраны памятников исторического центра г. Владивостока.
В соответствии с данным постановлением предусмотрены четыре режима использования временных зон охраны памятников исторического центра г. Владивостока: охранные зоны памятников, зоны регулирования застройки, охранные зоны ландшафта и охранные зоны зеленых насаждений. Вся территория исторического центра г. Владивостока, к которому относится и земельный участок по ул. Светланской, 108-е в г. Владивостоке, отнесена к охранной зоне памятников.
Кроме того, постановлением предусмотрено, что в охранной зоне памятников сохраняются: историческая планировка улиц; историческая застройка; визуальное восприятие исторической застройки; объемно - пространственная композиция и структура застройки; масштаб (длина и высота новых зданий по фронту улиц принимается в соответствии с окружающей исторической застройкой); стилевое единство и характерные для исторической среды города Владивостока общие принципы композиции, приемы оформления фасадов (архитектурные решения новой застройки принимаются в соответствии с исторической); исторически сложившееся функциональное зонирование территорий; историческая планировочная структура зеленых насаждений и открытых пространств; места видовых раскрытий; визуальные связи с природными ориентирами и доминантами - вершинами и склонами сопок, живописными скальными обнажениями, акваториями заливов.
При этом запрещается: строительство новых объектов, нарушающих историческую объемно - планировочную структуру и масштаб исторической застройки, не соответствующих по архитектуре характеру исторической среды; хозяйственная деятельность, ухудшающая физическое состояние исторической среды и нарушающая ее визуальное восприятие. Кроме того, рекомендуется, в том числе возведение новых зданий, дополняющих историческую среду с целью регенерации исторической объемно-планировочной структуры застройки.
Таким образом, апелляционная коллегия делает вывод о том, что на испрашиваемый земельный участок распространяется специальный режим охранной зоны, призванный обеспечить оптимальные условия сохранности и восприятия архитектурного облика памятников и исторического центра г. Владивостока.
В соответствии с выводами Градостроительного совета следует, что составление акта выбора земельного участка и дальнейшее его использование для строительства повлечет нарушение положений части 4 статьи 99 ЗК РФ о сохранении исторической, ландшафтной и градостроительной среды, а также нарушение принципа, закрепленного в статье 1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия", заключающегося в реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласование проекта административного здания по ул. Светланской, 108е Управлением культуры Приморского края, изложенное в письме от 14.01.2009 апелляционная коллегия не принимает во внимание, поскольку указанное согласование проведено вне спорной процедуры выбора земельного участка.
Апелляционная коллегия признает, что отрицательное заключение Градостроительного совета в спорной ситуации является обоснованным, соответствует принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ.
Указание обществом на то обстоятельство, что Положение о градостроительном совете при Администрации г. Владивостока, утвержденное постановлением главы Администрации г. Владивостока от 20.02.2009 N 157, не было опубликовано, не влияет на исход спора, поскольку предоставление запрашиваемого земельного участка под строительство является нарушением земельного законодательства и законодательства в сфере охраны памятников культуры и истории, что является безусловным основанием для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного спора, суд считает, что обжалуя в настоящем деле отказ в выборе земельного участка площадью 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Светланская, 108-е, изложенный в письме от 21.06.2012 N 27751/1У, заявитель не доказал нарушения своих прав и законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Изложенные обстоятельства являются основанием для отмены решения Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2012 и отказа в удовлетворении требований общества.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2012 года по делу N А51-18708/2012 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)