Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А26-2903/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А26-2903/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарем Рябовым П.А., после перерыва секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: представитель Демидова А.С. (по доверенности от 02.09.2013)
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
от 3-го лица: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19517/2013) ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2013 по делу N А26-2903/2013 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
заинтересованное лицо: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
3-е лицо: ФГБУК "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РК
о признании незаконным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (188304, Ленинградская обл., Гатчина г., Соборная ул., 31, ОГРН 1047855175785) (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Карелия Респ., Петрозаводск г., Андропова ул., 2/24, ОГРН 1071001000828) (далее - Министерство) о признании незаконным решения Министерства от 25.01.2013 N 129 об отказе в предоставлении в аренду Обществу лесного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предметом спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Республике Карелия.
Решением арбитражного суда от 31.07.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, при вынесении оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что в состав одного из испрашиваемых Заявителем участков лесного фонда с кадастровым номером 10:13:0131108:118 вошли земли иных категорий. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на сведения, содержащиеся в акте выбора земельного участка, а также кадастровом паспорте участка и государственном кадастре недвижимости, согласно которым названный участок относится к землям лесного фонда. Кроме того, по мнению Заявителя, не соответствует закону требование Министерства о заключении договоров аренды лесных участков на торгах.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Протокольным определением суд отклонил данное ходатайство в связи с тем, что подателем жалобы не обоснована невозможность представления данных документов арбитражному суду первой инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Министерство и Кадастровая палата своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании был объявлен перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
15.10.2012 Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора аренды лесных участков, расположенных в Медвежьегорском районе Республики Карелия, кадастровые номера 10:13:0131106:56, 10:13:0131106:60, 10:13:0131108:118, необходимых Заявителю в целях реконструкции распределительной сети, а также для осуществления технологического присоединения жилых домов в Медвежьегорском муниципальном районе.
Письмом от 25.01.2013 N 129 Министерство отказало Обществу в заключении договора аренды, ссылаясь на то, что помимо участков лесного фонда в кадастровый паспорт участка лесного фонда с кадастровым номером 10:13:0131108:118 были включены земли иных категорий. Также основанием для отказа в предоставлении участков в аренду явилась необходимость заключения таких договоров по результатам торгов.
Ссылаясь на то, что отказ в заключении договора аренды является необоснованным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства, выразившееся в отказе в предоставлении Заявителю в аренду испрашиваемого лесного участка для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случаях, предусмотренных статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии с пунктом 2 которых под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно пункту 4 указанных Правил лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка (далее - Порядок N 319).
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 319 в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (далее - арендодатель).
В соответствии с пунктом 23 Порядка N 319 заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Пунктом 23 Порядка N 319 предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Указанным пунктом также установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка:
а) наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях;
б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;
в) предоставление заявителем недостоверных сведений;
г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;
д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Из содержания изложенных названных норм права следует, что по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка в аренду, в том числе для строительства линейного Министерство обязано было в течение 30 календарных дней с даты получения заявления и приложенных к нему документов принять решение о предоставлении лесного участка в аренду.
Не представляется убедительным довод Министерства об отнесении части испрашиваемого участка к землям иных категорий, поскольку указанный довод опровергается имеющимися в деле кадастровыми паспортами земельных участков, а также письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия от 11.11.2013 N 01-1-02/4475. Согласно названному письму все спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 10:00:0000000:32 (из земель лесного фонда), имеют вид разрешенного использования - реконструкция воздушной линии электропередач 10 кВ на участке д. Типиницы - д. Тамбицы.
При таких обстоятельствах отказ Министерства от предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду не соответствует приведенным выше нормам права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, жалоба Заявителя - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2013 отменить.
Признать незаконным решение Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Карелия Респ., Петрозаводск г., Андропова ул., 2/24, ОГРН 1071001000828) от 25.01.2013 N 129 об отказе в заключении договора аренды в силу его несоответствия статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
Обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Карелия Респ., Петрозаводск г., Андропова ул., 2/24, ОГРН 1071001000828) устранить допущенные нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (188304, Ленинградская обл., Гатчина г., Соборная ул., 31, ОГРН 1047855175785) посредством подготовки и направления проекта договора аренды лесного участка с кадастровыми номерами 10:13:0131108:118, 10:13:0131106:56, 10:13:0131106:60 для реконструкции распределительной сети ВЛ - 0,4/10 кВ с устройством отпайки от Л-7813, монтажом ТП и ВЛ - 0,4 кВ в Медвежьегорском муниципальном районе Республики Карелия.
Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Карелия Респ., Петрозаводск г., Андропова ул., 2/24, ОГРН 1071001000828) в пользу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (188304, Ленинградская обл., Гатчина г., Соборная ул., 31, ОГРН 1047855175785) 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по заявлению, а также 1 000 руб. расходов по апелляционной жалобе.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (188304, Ленинградская обл., Гатчина г., Соборная ул., 31, ОГРН 1047855175785) из федерального бюджета 354 руб. 14 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению и 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Я.В.БАРКАНОВА

Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)