Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2678/13

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N 33-2678/13


Судья: Сотников А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.
судей Дубинина А.И., Савина А.Н.
с участием секретаря С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе полномочного представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО "РЖД" - Г.
на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 29 января 2013 года,
по иску З. к гаражно-строительному кооперативу "Победа" города Кисловодска о признании права собственности на гараж,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,

установила:

З. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что является членом гаражно-строительного кооператива "Победа" города Кисловодска, где ему принадлежит гаражный бокс N 5, представляющий собой одноэтажное капитальное строение литер "Г5" общей площадью ...... кв. м. Истец указал, что при обращении в регистрационную службу по вопросу регистрации права собственности на гараж ему рекомендовано обратиться в суд, поскольку первичная регистрация объектов ГСК "Победа" не проводилась. Кооператив не прошел перерегистрацию в установленном порядке, не зарегистрировал свое право на гаражные боксы и общее имущество в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного З. просил признать за ним право собственности на гаражный бокс N 5 площадью .... кв. м, расположенный в ГСК "Победа" в городе Кисловодске.
Обжалуемым решением за З. признано право собственности на гаражный бокс литер "Г5", общей площадью .... кв. м, находящийся под N 5 в гаражно-строительном кооперативе "Победа", расположенном по <...> города Кисловодска.
В апелляционной жалобе полномочный представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора ОАО "РЖД" - Г. просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований З. отказать в полном объеме указывая на неверное толкование судом первой инстанции действующего законодательства вследствие чего и неверного вывода суда. Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором построены гаражи ГСК "Победа" в том числе и гараж истца находится в полосе отвода Северо-Кавказской железной дороги, что подтверждено договором аренды земельного участка N 23 от 28.11.2008 года и межевым делом земельных участков, расположенных на территории г. Кисловодска. N 83012002 года и плана земель к нему. Право на земли железнодорожного транспорта возникло у государства до его регистрации в силу закона: Федеральный закон от 27.02.2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", ранее Федеральный закон от 17.07.2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", ранее Федеральный закон от 25.08.1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" ранее Земельный кодекс РСФСР и так далее до положения о землях транспорта 1925 года. ГСК "Победа" был выделен земельный участок на основании ненормативных актов для размещения временных гаражей, а не для их строительства. При установке временных гаражей требовалось выполнить следующие условия: разместить конструкцию не ближе 5 метров от опор высоковольтной сети, обеспечить экологический, эстетический вид со стороны железной дороги и сохранить ливневую канализацию. Железнодорожные пути Кисловодской ветки относятся ко II категории и глубина выемки составляет .... м. (около 5 м), охранная зона на данном участке расположена от ... м. до .. м. в зависимости от уклона местности от железнодорожного полотна. В соответствии со схемой участка земли к Межевому делу гаражи ГСК "Победа" расположены на расстоянии от 15 м до 25 м от железнодорожного полотна, следовательно, входят в охранную зону железной дороги.
В возражениях на апелляционную жалобу З. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в связи с ее необоснованностью.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя третьего лица ОАО "РЖД" - Ш. просившего отменить обжалуемое решение по доводам апелляционной жалобы и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, истца З. просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права допущенных судом первой инстанции при его принятии.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", полоса отвода железной дороги может быть использована исключительно для строительства объектов железнодорожного транспорта.
Приказом от 15 мая 1999 года N 26ц Министерство путей сообщения РФ утвердило Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
- - пункт 5 указанного Положения предусматривает, что установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета РФ совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- - пункт 13 предусматривает, что согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляются железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя;
- - пункт 14 предусматривает, что договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги;
- - пункт 15 предусматривает, что возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами между железными дорогами и временными пользователями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- - пункт 17 предусматривает, что для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что решением Кисловодского горисполкома N 921 от 25 октября 1976 года во исполнение решения Ставропольского крайисполкома N 675 от 12.09.1973 года "Об упорядочении размещения и строительства гаражей и стоянок автомобилей, находящихся в личном пользовании" и решения исполкома города Кисловодска N 804 от 16.10.1975 года, учитывая просьбу гаражно-строительного кооператива "Победа" (письмо от 29.03.1976), ГСК "Победа" разрешено проектирование гаража на 100 боксов по <...> по разработанному УАиГ проекту и согласованному в установленном порядке.
Решением Кисловодского исполкома N 185 от 14.03.1988 года с учетом просьбы правления ГСК "Победа" срок действия решения горисполкома N 921 от 25.10.1976 года "О разрешении ГСК Победа проектирования гаража на 100 боксов по ул. ..............." продлен до 01.03.1990 года. В решении исполкома N 921 от 25.10.76 г. изменена емкость ГСК, постановлено считать разрешенным проектирование и строительство гаража на 79 боксов.
Постановлением главы администрации города Кисловодска N 209 от 27.02.1996 года утверждены материалы инвентаризации ГСК "Победа" на земельный участок площадью ..... кв. м по ул. ............... в границах согласно прилагаемому картографическому материалу. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству поручено провести регистрацию землепользователя ГСК "Победа" и выдать свидетельство на право пользования земельным участком по ул. ............... под капитальными гаражами с сервитутом (обременением) согласно Приложений и согласований на плане.
В деле имеется согласованный с УЖКХ, главным санитарным врачом города Кисловодска план расположения гаражных боксов, в котором указано на обременение кооператива по содержанию коммуникаций Минераловодской дистанции пути в границах выделяемого участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 23.05.2012 года N 26/501/12-111398 усматривается, что земельный участок с кадастровым N 26:34:1301006:559 площадью ..... кв. м по адресу: город Кисловодск, ул. ..............., ГСК "Победа", поставлен на кадастровый учет 27.02.1996 года, весь отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: под гаражно-строительный кооператив. По сведениям государственного кадастра недвижимости правообладателем участка значится ГСК "Победа" по праву постоянного бессрочного пользования.
Из справки N 01.19 от 16.01.2012 года председателя правления ГСК "Победа" города Кисловодска усматривается, что истец З. является членом гаражно-строительного кооператива "Победа", находящегося по адресу: город Кисловодск, ул. ..............., на основании решения общего собрания ГСК N 1 от 13.03.2011 года., и за ним закреплен гаражный бокс N 5. Задолженности по уплате членских взносов не имеет.
Согласно составленному по состоянию на 10 февраля 2012 года Кисловодским филиалом ГУП СК "Крайтехинвентаризация" техническому паспорту, гараж N 5 в ГСК "Победа" под литером "Г5", имеет общую площадь .... кв. м. Право собственности на указанный объект недвижимости, не регистрировалось.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования З., указал на то, что совокупность представленных в суд доказательств позволяет признать за истцом право собственности на гараж.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, поскольку он принят в нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
Поскольку в соответствии с приведенной нормой Закона земли в полосе отвода предоставлены железным дорогам со дня их создания в постоянное (бессрочное) пользование именно предприятия железнодорожного транспорта вправе предоставлять в срочное пользование физическим и юридическим лицам свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта.
Анализ материалов дела показывает, что спорный гараж расположен в пределах полосы отвода железных дорог и в установленном законом порядке у железной дороги не изымался. Материалы дела так же не содержат сведений о том, что пользователь указанных земель ОАО "РЖД" предоставил земельный участок, на котором расположен спорный гараж в срочное пользование истцу.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении исковых требований сделан без учета предусмотренного законом характера вещного права, на основании которого организации железнодорожного транспорта пользуются выделенными им землями, а также без учета возложенной законом на предприятия железнодорожного транспорта обязанности по обеспечению безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда и перевозки грузов, безопасности движения поездов и других средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ и согласно рекомендациям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Доказательств подтверждающих право истца на земельный участок, на котором расположен спорный гараж, в суд не представлено.
Также из материалов дела следует, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не удостоверился в том, что привлеченный по делу в качестве ответчика ГСК "Победа" является действующим юридическим лицом.
Из искового заявления следует, что ГСК "Победа" не прошел перерегистрацию в установленном законом порядке.
Из письма за подписью заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю следует, что на 03 июня 2013 года в Едином государственном реестре юридических лиц информация в отношении ГСК "Победа" расположенного в г. Кисловодске ул. ............... - отсутствует.
В силу ст. 51 п. 2 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ). В свою очередь, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).
Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно и в Российской Федерации совпадают с моментом его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ).
Таким образом, в нарушение норм ГПК РФ иск удовлетворен к ненадлежащему ответчику.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального закона являются существенными, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемого решения. Поэтому решение подлежит отмене.
Поскольку в суд не представлено доказательств, что у истца имеется в наличии вещное право в отношении земельного участка, на котором расположено спорное строение - гараж, а также с учетом того, что требования заявлены к несуществующему, то есть не надлежащему ответчику в удовлетворении исковых требований надлежит отказать
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 29 января 2013 года отменить, вынести по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований З. к ГСК "Победа" о признании права собственности на гаражный бокс N ... площадью .... кв. м расположенный по адресу <...> отказать.
Апелляционную жалобу полномочного представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО "РЖД" - Г. - удовлетворить.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)