Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А60-17042/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А60-17042/2013


Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Б. Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Открытого акционерного общества ПТК "Свердловскстройтранс" (ИНН 6659008764) к Администрации Невьянского городского округа (ИНН 6621002530) третьи лица: Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании решения незаконным и обязании отнести земельный участок к категории земли,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Вепринцев В.С., представитель по доверенности N 02 от 09.01.2013 г., Удовенко Ю.Е., представитель по доверенности N 94 от 10.06.2013 г.,
от заинтересованного лица - Носова Е.В., представитель по доверенности N 5 от 09.01.2013 г., Макарова С.Г., представитель по доверенности N 9 от 09.01.2013 г. (после объявления перерыва),
от Департамента: Дружинина Е.А., представитель по доверенности N 282 от 16.01.2013 г. (до объявления перерыва),
от ФГБУ "ФКП "Росреестра": Бушмелева Ю.В., представитель по доверенности N 66 АА 1572666 от 24.01.2013 г. (до объявления перерыва),
от ТУФАУГИ: Воронин А.Н., представитель по доверенности N АР-19214/03 от 12.12.2012 г. (до объявления перерыва).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество ПТК "Свердловскстройтранс" обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения Администрации Невьянского городского округа, выраженное в письме N 1083 от 26.02.2012 г., об отказе в установлении категории земель промышленности земельному участку с кадастровым номером 66:15:0000000:1787, площадью 11599 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Невьянский район, в центральной части зоны отдыха Таватуй из лесов 1 - 11 групп Невьянского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества и обязании отнести земельный участок к категории земли: земли промышленности.
Определением от 11.06.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра".
В заседании 09.07.2013 объявлен перерыв до 11.07.2013, до 15 час. 10 мин. После перерыва заседание продолжено с участием представителей заявителя и заинтересованного лица. Третьи лица после перерыва не явились. От представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" поступило дополнение к отзыву, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 66:15:0000000:1787 поставлен на государственный кадастровый учет, площадь этого участка - 11599 кв. м, местоположение - Свердловская область, Невьянский район, в центральной части зоны отдыха Таватуй из лесов 1 - 2 групп Невьянского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества, категория земель - не установлена, разрешенное использование - для строительства очистных сооружений и коммуникаций, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Дополнительный отзыв ФГБУ "ФКП Росреестра" приобщен к материалам дела.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивает, заинтересованное лицо требования не признало по основаниям, указанным в отзыве, пояснив при этом, что земельный участок переведен из состава лесных земель в нелесные земли без изъятия из земель лесного фонда. Поскольку этот земельный участок относится к федеральной государственной собственности, орган местного самоуправления не обязан производить действия, направленные на присвоение такому земельному участку определенной категории.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

15.10.2012 ОАО ПТК "Свердловскстройтранс" (далее - заявитель) обратилось в Администрацию Невьянского городского округа (далее - Администрация) с просьбой о принятии решения об отнесении к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, земельного участка площадью 1,8 га с кадастровым номером 66:15:0000000:1787.
Администрация направила заявителю 26.02.2013 ответ (письмо N 1083), в котором, мотивируя свой отказ о присвоении земельному участку определенной категории, указала, что земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, Невьянский район, в центральной части зоны отдыха Таватуй из лесов 1 - 2 групп Невьянского городского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества отнесен к категории земель - земли лесного фонда. Администрация полагает, что земельный участок относится к федеральной государственной собственности и Администрация не вправе совершать действия, направленные на присвоение такому земельному участку определенной категории.
Поскольку орган местного самоуправления не решил положительно вопрос о присвоении земельному участку определенной категории земель в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения требований в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие отказа законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Спорными при рассмотрении настоящего дела являются вопросы о том, состоялся ли перевод земельного участка из земель лесного фонда, относящихся к федеральной государственной собственности в иную категорию земель, обязан ли орган местного самоуправления производить действия, направленные на подтверждение изменения категории земельного участка, если такой перевод действительно состоялся, является ли законным отказ органа местного самоуправления в не совершении действий, направленных на подтверждение изменения категории земель.
При удовлетворении заявленных требований суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - Кодекс), одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В п. п. 3, 6 п. 1 ст. 7 Кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на:
- - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- - земли водного фонда;
- В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закона о переводе земель) в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Решением Невьянского горсовета народных депутатов от 28.01.1998 N 45 тресту "Свердловскстройтранс" для проектирования строительства очистных сооружений, теплотрассы и коммуникаций, проектируемых в центральном секторе зоны отдыха на озере Таватуй отведен земельный участок площадью 5,7 га в кварталах 80, 90, 96, 84, 91 Заозерного лесничества сроком на 1 год, утвержден акт выбора земельного участка от 15.01.1988. Поскольку настоящие земли относились к землям лесного фонда, в п. 3 сформулировано ходатайство об утверждении настоящего решения Свердловским Облисполкомом.
Решением Невьянского горсовета народных депутатов от 16.12.1988 N 605 разрешено строительство объектов в центральном секторе зоны отдыха на озере Таватуй, общая площадь участка 5,7 га (после проведенной экспертизы).
По решению исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 25.01.1989 N 19 производственному объединению "Свердловскстройтранс" отведен земельный участок под очистные сооружения и теплотрассы из лесов 1 - 2 групп Невьянского городского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества площадью 1,8 га в постоянное пользование, площадью 3,9 га во временное пользование. По окончании срока землепользования на ПО "Свердловскстройтранс" возложена обязанность по рекультивированию территории и сдаче лесхозу в пригодном состоянии к 01.01.1992.
В соответствии с письмом ГКУ СО "Невьянское лесничество" от 19.02.2013 N 57 в квартале 85 Заозерного участкового лесничества Заозерный участок ГКУ СО "Невьянское лесничество" было выведено 1,0 га под очистные сооружения и в кварталах 86, 80, 84, 90, 96, 102 площади под строительство очистных сооружений и теплотрассы были переданы во временное пользование в 1989 году сроком на 3 года согласно распоряжению Совета Министров РСФСР от 20.04.1989 N 335-р.
Из распоряжения Совета Министров РСФСР от 20.04.1989 N 335-р следует, что из земель Невьянского межхозлеса заявителю отведен земельный участок площадью 5,7 га, из которых 3,9 га должно быть предоставлено во временное пользование.
Из проекта организации и ведения лесного хозяйства Невьянского лесхоза (т. 1) видно, что из общей площади 5,7 га лесной участок площадью 1,8 га изъят, то есть, исключен из гослесфонда, лесной участок 3,9 га оставлен в составе гослесфонда. Именно поэтому, решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 25.01.1989 N 19 земельный участок площадью 1,8 га отведен заявителю в постоянное пользование, а земельный участок площадью 3,9 га во временное пользование с обязанностью его рекультивировать и возвратить.
Следовательно, изъятие земельного участка площадью 1,8 га из гослесфонда состоялось.
При рассмотрении настоящего дела заявитель просит решить вопрос по установлению категории земельного участка с кадастровым номером 66:15:0000000:1787 площадью 11599 кв. м, который после его межевания образован из земельного участка площадью 1,8 га. Сведения о земельном участке площадью 11599 кв. м с кадастровым номером 66:15:0000000:1787 указаны в кадастровом паспорте от 29.04.2013 N 66/301/13-190023. В этом кадастровом паспорте указано, что категория всего земельного участка не установлена. Указание на категорию земель отсутствует в распоряжении Совета Министров РСФСР от 20.04.1989 N 335-р, а также в решении исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 25.01.1989 N 19.
На момент рассмотрения в суде настоящего дела ФГБУ "ФКП Росреестра" представило сведения о земельном участке, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 66:15:0000000:1787 поставлен на государственный кадастровый учет, площадь этого участка - 11599 кв. м, местоположение - Свердловская область, Невьянский район, в центральной части зоны отдыха Таватуй из лесов 1 - 2 групп Невьянского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества, категория земель - не установлена, разрешенное использование - для строительства очистных сооружений и коммуникаций, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, с учетом того, что земельный участок площадью 11599 кв. м с кадастровым номером 66:15:0000000:1787 ранее был исключен из земель гослесфонда, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о его категории, эти сведения не указаны в правоустанавливающем документе на землю, каковым является решение исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 25.01.1989 N 19, которым ПО "Свердловскстройтранс" отведен земельный участок под очистные сооружения и теплотрассы из лесов 1 - 2 групп Невьянского городского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества площадью 1,8 га в постоянное пользование, Администрация Невьянского городского округа была обязана руководствоваться нормами ст. 14 Закона о переводе земель.
Нормы этой статьи предусматривают обязанность органа местного самоуправления принять решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю.
При этом в опровержение доводов Администрации о том, что настоящий земельный участок относится к федеральной собственности и Администрация не вправе совершать действия по его переводу в иную категорию, суд отмечает, что нормы ст. 14 Закона о переводе земель при возложении на орган местного самоуправления обязанности принять правовой акт об отнесении земель к определенной категории не подменяют собой нормы этого же закона о возможности перевода земель в иные категории по решению собственников земельных участков. В этой статье говорится об обязанности органа местного самоуправления принять решение, на основании которого в ГКН будет возможным восполнить недостаток в сведениях о земельном участке уже после вывода его из категории земель лесного фонда уполномоченным органом, которым на момент изъятия являлся Совет Министров РСФСР.
По мнению суда, регулирующее действие норм ст. 14 Закона о переводе земель направлено на разрешение тех ситуаций, когда вывод (изъятие) земель из определенной категории состоялся, в том числе на основании норм законодательства СССР и РСФСР, которое не предусматривало такого понятия как перевод земель из одной категории в другую, и при этом сведения о категории земель нигде не указаны, в том числе, в правоустанавливающих документах на землю.
Вместе с тем, нормы Кодекса предусматривают обязанность целевого использования земельных участков в соответствии с присвоенной категорией.
Согласно п. 2 ст. 7 Кодекса указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок имеет разрешенное использование - для строительства очистных сооружений и коммуникаций.
После завершения строительства право собственности на очистные сооружения зарегистрировано за ОАО ПТК "Свердловскстройтранс", что подтверждается свидетельствами о государственное регистрации права от 08.05.2007 (66 АВ 842373, 66 АВ 842371, 66 АВ 842370). С учетом этого, земельный участок площадью 11599 кв. м с кадастровым номером 66:15:0000000:1787 должен быть отнесен к категории земель - земли промышленности. Доказательства необходимости отнесения этого земельного участка к иной категории, в материалы дела не представлены.
По перечисленным обстоятельствам, поскольку на момент отказа Администрации от 26.02.2013 в отнесении земельного участка категории земель промышленности земельный участок имел площадь 1,8 га, то отказ в отнесении именно этого земельного участка к определенной категории земель должен быть признан незаконным.
Вместе с тем, суд не может обязать Администрацию принять правовой акт об отнесении земельного участка с площадью 1,8 га к категории земель - земли промышленности, поскольку согласно кадастровому паспорту от 29.04.2013 N 66/301/13-190023 площадь земельного участка уменьшилась до 11599 кв. м.
На Администрацию должна быть возложена обязанность по принятию правового акта об отнесении земельного участка площадью 11599 кв. м к указанной категории земель. Суд полагает, что эта обязанность должна быть возложена на Администрацию, а не на представительный орган местного самоуправления, поскольку настоящий правовой акт будет носить не нормативный, а индивидуальный характер. Его действие должно затрагивать права определенного лица - ОАО ПТК "Свердловскстройтранс". Специфической же особенностью нормативных правовых актов является то, что их действие распространяется на неопределенный круг лиц.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб. возлагаются на заинтересованное лицо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконным отказ Администрации Невьянского городского округа в отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:15:0000000:1787, площадью 18000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Невьянский район, в центральной части зоны отдыха Таватуй из лесов 1 - 11 групп Невьянского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества к категории земель - земли промышленности.
2. Обязать Администрацию Невьянского городского округа принять правовой акт об отнесении земельного участка с кадастровым номером 66:15:0000000:1787, площадью 11599 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Невьянский район, в центральной части зоны отдыха Таватуй из лесов 1 - 11 групп Невьянского лесхоза кв. 85, 86, 80, 84, 90, 96, 102 Заозерного лесничества к категории земель - земли промышленности.
3. Взыскать с Администрации Невьянского городского округа в пользу Открытого акционерного общества Промышленно-транспортная компания "Свердловскстройтранс" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
П.Б.ВАНИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)