Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8677/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. по делу N 33-8677/2013


Судья: Тимофеева А.М.
Судья-докладчик Жилкина Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А. и Жилкиной Е.М.,
при секретаре Б.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.О. о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области, изложенного в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят>, обязании устранить допущенное нарушение путем принятия решения по заявлению, взыскании расходов по оплате государственной пошлины
по апелляционной жалобе Б.О.
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 июля 2013 года,

установила:

Б.О. обратилась в суд с заявлением, указав в обоснование требований, что <дата изъята> она подала заявление на имя Губернатора Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области (вх. <номер изъят>) о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства, расположенного в <адрес изъят>. К заявлению были приложены копия паспорта и примерный план расположения земельного участка.
Письмом (исх. <номер изъят>) от <дата изъята> Министерство сообщило ей, что в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 09.08.2012 N 427-пп "О перечне случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах", предоставление земельных участков для испрашиваемых целей возможно исключительно на торгах. <дата изъята> Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области, Положение о которой утверждено указом Губернатора Иркутской области от 25.09.2009 N 145/85-уг, рекомендовано отказать в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи произрастанием на испрашиваемом земельном участке значительного количества деревьев хвойных и лиственных пород, образующих зеленую зону г. Иркутска. Со ссылкой на положения ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", указано, что формирование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства на торги невозможно.
Б.О. полагала вышеуказанный отказ в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающим ее права на выбор и предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, согласно нормам земельного законодательства Российской Федерации, принятым с нарушением порядка, не мотивированным.
Б.О. просила суд признать незаконным отказ Правительства Иркутской области, изложенный в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят>, обязать Правительство Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства <адрес изъят>, по заявлению от <дата изъята> <номер изъят>, взыскать с Правительства Иркутской области расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 25 июля 2013 года заявление Б.О. удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Правительства Иркутской области, изложенный в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят>. На Правительство Иркутской области возложена обязанность принять решение по заявлению Б.О. от <дата изъята> в установленном законом порядке и сроки. С Правительства Иркутской области в пользу Б.О. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В удовлетворении требований Б.О. о возложении на Правительство Иркутской области обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес изъят>, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> отказано.
В апелляционной жалобе Б.О. просит отменить решение суда в части, принять по делу новое решение, требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Б.О. указывает на несоответствие материалам и обстоятельствам дела вывода суда об отказе в удовлетворении требований о возложении на Правительство Иркутской области обязанности принять решение о предоставлении в аренду земельного участка.
Со ссылкой на положения ст. 258 ГПК РФ Б.О. считает, что единственным возможным способом устранения допущенного нарушения ее прав является применение п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ, согласно которому в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления, что соответствует заявленным ею требованиям.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Жилкиной Е.М., пояснения представителя Б.О. К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Пунктом 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. При этом подпунктом 3 пункта 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что передача земельных участков в аренду для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Пунктом 7 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, установлено, что решения о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства, о предоставлении (передаче) земельных участков в аренду (в том числе без проведения торгов) принимает Правительство Иркутской области.
Решения об отказе в предоставлении земельных участков для строительства от имени Правительства Иркутской области принимаются Министерством имущественных отношений Иркутской области.
Согласно п. 29 названного Положения, гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в случае, если использование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства не соответствует документам территориального планирования, градостроительному регламенту; до дня подачи заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, указанного в п. 26 настоящего Положения, в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о распоряжении им иным способом, предусмотренным законодательством; до момента подачи заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, указанного в п. 26 настоящего Положения, поступило заявление иного лица о выборе данного земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта или заявление о предоставлении данного земельного участка при наличии возможности предоставления земельного участка указанному лицу без проведения торгов.
В силу ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В соответствии с п. 4.1 Решения Думы г. Иркутска от 25.11.2004 N 004-20-050035/4 "О Правилах создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории города Иркутска" все зеленые насаждения города Иркутска подлежат паспортизации.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что <дата изъята> Б.О. обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята> (исх. <номер изъят>), на заявление Б.О. от <дата изъята>, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 09.08.2012 N 427-пп "О перечне случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" предоставление земельных участков для испрашиваемых целей возможно исключительно на торгах. <дата изъята> Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области, положение о которой утверждено указом Губернатора Иркутской области от 25.09.2009 N 145/85-уг, рекомендовано отказать в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке произрастает значительное количество деревьев хвойных и лиственных пород, образующих зеленую зону г. Иркутска. В связи с изложенным, формирование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства на торги невозможно.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих отнесение испрашиваемого Б.О. земельного участка к территории зеленого фонда города Иркутска и расположения его в зоне рекреационного значения, в связи с чем пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения от <дата изъята> <номер изъят> пункту 29 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, содержащего исчерпывающий перечень оснований для отказа гражданину в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, и возложил на Правительство Иркутской области обязанность рассмотреть заявление Б.О. от <дата изъята>, проверить в установленном законом порядке наличие оснований для предоставления земельного участка и принять решение в установленном законом порядке и сроки.
Ссылка в решении от <дата изъята> <номер изъят> на Постановление Правительства Иркутской области от 09.08.2012 N 427-пп "О перечне случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" признана судом первой инстанции не соответствующей закону, поскольку Б.О. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу данного нормативного акта.
Отказывая в удовлетворении требований Б.О. о возложении на Правительство Иркутской области обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес изъят>, суд первой инстанции исходил из того, что принятие решения о предоставлении в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо об отказе в их предоставлении отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, решение вопроса о возложении на него обязанности принять конкретное решение выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей.
Руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, учитывая частичное удовлетворение заявленных требований, суд первой инстанции взыскал с Правительства Иркутской области в пользу Б.О. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального, процессуального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Ссылка Б.О. в апелляционной жалобе на необходимость применения п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ и возложения на исполнительный орган государственной власти обязанности предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления, является несостоятельной, поскольку признавая решение органа государственной власти незаконным, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.
Кроме того, возложение судом на Правительство Иркутской области обязанности принять решение о предоставлении Б.О. определенного земельного участка повлечет нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, установленного Земельным кодексом РФ.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 25 июля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.О. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА

Судьи
Н.А.БЫКОВА
Е.М.ЖИЛКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)