Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2013 N 17АП-1208/2013-АК ПО ДЕЛУ N А71-113/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. N 17АП-1208/2013-АК

Дело N А71-113/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А.
при участии:
- от заявителя Ерофеева Андрея Николаевича: Ерофеев А.Н., предъявлен паспорт; Наумов Д.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 29.12.2012;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились;
- от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Ремова Алексея Геннадьевича: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 апреля 2013 года
по делу N А71-113/2013,
принятое судьей Калининым Е.В.
по заявлению Ерофеева Андрея Николаевича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
третье лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Ремов Алексей Геннадьевич,
о признании незаконным решения,

установил:

Ерофеев Андрей Николаевич (далее - Ерофеев А.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 18 декабря 2012 г. по делу N ТГ 08-02/2012-128 Ж.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что неопределение в информационном сообщении о проведении публичных торгов порядка внесения задатка, а именно отсутствие реквизитов для уплаты задатка, информации о его получателе, повлекло ограничение возможного количества участников торгов, явилось следствием невозможности подачи заявки для участия в торгах подателя жалобы Ремова А.Г., иных лиц. Указывает на то, что права и законные интересы Ерофеева А.Н. не нарушены оспариваемым решением, поскольку в силу закона о защите конкуренции он не имел права участвовать в проводимых ТУ Росимущества в УР торгах, поскольку являлся работником заказчика.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя в судебном заседании на доводах отзыва настаивали.
Заинтересованное лицо и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа N 2-721 от 03.06.2011, выданного Сарапульским городским судом обращено взыскание на земельный участок, расположенный по адресу: Сарапульский район, д. Дулесово, ул. Советская, участок N 20, площадью 0,22 га.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сарапульского Межрайонного отдела судебных приставов УФССП РФ по УР 06.03.2012 N 16624/12/39/18 на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство.
Согласно постановлению о передаче арестованного имущества на торги от 20.09.2012 спорное имущество передано на реализацию в Территориальное управление Росимущества в УР.
Информационное извещение о проведении торгов опубликовано ТУ Росимущества в УР в газете "Удмуртская правда" от 23.11.2012 N 137 (24984), а также размещено 27.11.2012 на официальном сайте Территориального управления в сети Интернет - www.rosim.ru. Проведение торгов ТУ Росимущества в УР назначено на 06.12.2012 в 17 час. 00 мин.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона по продаже арестованного имущества, по лоту N 14 - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 0,22 га, ипотека, расположен по адресу: УР, Сарапульский району д, Дулесово, ул. Советская, участок N 20; начальная цена лота: 8 470,00 руб.; сумма задатка: 423, 00 руб.; договор о задатке заключается по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 148, каб. 210, с 9.00 до 11.30 в рабочие дни (пятница не приемный день) с даты публикации настоящего информационного сообщения по 27 ноября 2012 года включительно; срок рассмотрения и подписания договора о задатке со стороны Территориального управления - не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания договора со стороны заявителя и передачи в Территориальное управление; задаток оплачивается претендентом по реквизитам, указанным в договоре о задатке и должен поступить на счет Территориального управления не позднее 29 ноября 2012 года на основании заключенного договора о задатке; денежные суммы, перечисленные без заключения договора о задатке, задатками не считаются.
Участниками торгов признаны Ерофеев А.Н., Синицина Н.Л. и Привалова А.А. По результатам проведения торгов победителем признан Ерофеев А.Н. Договор купли продажи земельного участка с ним не заключался.
11.12.2012 в Управление Федеральной антимонопольной службы России по УР поступила жалоба гражданина Ремова А.Г. на действия организатора торгов ТУ Росимущества в УР при объявлении и проведении публичных торгов по продаже 06.12.2012 арестованного имущества (лот N 14). Основанием для подачи жалобы гражданином Ремовым А.Г. послужило создание препятствия для реализации прав лиц, желающих принять участие в объявленных торгах, поскольку для участия в аукционе, необходимо было заключить договор о задатке, что создает не предусмотренные действующим законодательством административные барьеры участия в торгах, следствием чего может явиться, в том числе устранение конкуренции.
УФАС по Удмуртской Республике приняло решение от 18 декабря 2012 года по делу N ТГ 08-02/2012-128 Ж, которым признало жалобу гражданина Ремова А.Г. обоснованной в части неуказания в информационном сообщении о проведении публичных торгов порядка внесения задатка для участия в торгах.
На основании решения антимонопольный орган выдал организатору торгов ТУ Росимущества в УР предписание от 18.12.2012 N ТГ 08-02/2012-128 Ж об аннулировании результатов торгов, которое ТУ Росимущества в УР исполнено.
Не согласившись с вынесенным решением, победитель торгов - Ерофеев А.Н. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.12.2012 N ТГ07-09/2012-128 Ж незаконным, как несоответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В части 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Антимонопольный орган, в силу положений п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, уполномочен рассматривать жалобы заявителей на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Статьей 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (п. 10), Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (в действующей в спорный период редакции) функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации N 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 149 от 25.07.2008 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
В п. 1.2 данного Порядка предусмотрено, что реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе.
В силу ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Организация и проведение публичных торгов в процессе исполнительного производства производится в соответствии со ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядком проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утвержденным Российским фондом федерального имущества от 29.11.2001 N 418.
В силу п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Положениями ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Закон о защите конкуренции распространяет свое действие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 3 ФЗ N 135-ФЗ).
Конкуренция определяется законом как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующе товарном рынке (ст. 4 названного Закона).
Из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что проведение торгов в рамках исполнительного производства осуществляется в целях правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ст. 2).
Апелляционным судом учитывается, что Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон "О конкуренции" регулируя различные отношения, предполагают и различные цели: соблюдение интересов кредиторов и должника при реализации арестованного имущества, защита интересов неопределенного круга лиц, чьи права в результате монополистической (недобросовестной) конкуренции могут быть затронуты.
Таким образом, проведение торгов в рамках исполнительного производства осуществляется вне рамок правоотношений, контроль над которыми осуществляет антимонопольный орган.
Следовательно, с учетом фактических целей антимонопольного законодательства полномочия антимонопольного органа на рассмотрение жалоб на действия лиц, перечисленных в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, совершенные при проведении торгов в ходе исполнительного производства, отсутствуют.
Несмотря на то, что перечень оснований для возврата жалобы заявителя, установленный в ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции является закрытым, исходя из предмета и целей Закона о защите конкуренции (ст. 1), а также направленности деятельности антимонопольного органа, жалоба заявителя на действия организатора торгов в рамках исполнительного производства не подлежала рассмотрению в антимонопольном органе.
Из вышеизложенного следует, что решение антимонопольного органа не соответствует Закону о защите конкуренции и нарушает права и законные интересы заявителя тем, что жалоба, не подлежавшая рассмотрению, была принята и рассмотрена.
Кроме того, как верно указано судом 1 инстанции, не подлежала рассмотрению жалоба Ремова А.Г. в связи с отсутствием доказательств его реального намерения участвовать в торгах. Арбитражным судом не установлено также каких-либо нарушений порядка проведения организатором торгов по реализации арестованного имущества - земельного участка, в том числе, относительно не указания в информационном сообщении о проведении публичных торгов порядка внесения задатка для участия в торгах.
Изложенные в апелляционной жалобе возражения Управления ФАС по Удмуртской Республике в указанной части, по изложенным выше мотивам, основанием для отмены судебного акта Арбитражного суда Удмуртской Республики не являются.
Таким образом, совокупность оснований, указанных в ст. 201 АПК РФ, для признания решения антимонопольного органа недействительным, арбитражным судом установлена.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2013 г. по делу N А71-113/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
С.П.ОСИПОВА

Судьи
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Н.В.ВАРАКСА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)