Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПроектСтрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-32212/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПроектСтрой", г. Самара (ОГРН 1066318036520) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконными бездействия, отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЦентрПроектСтрой" (далее - заявитель, ООО "ЦентрПроектСтрой") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) и Министерству строительства Самарской области (далее - министерство) о:
- признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства площадью 2084 кв. м и в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об;
- обязании департамента в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления акта о выборе земельного участка площадью 2084 кв. м для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроено-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об;
- признании незаконным отказа министерства в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств, принятому по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об;
- обязании министерства в двухмесячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения и утверждении акта о выборе земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств, по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие департамента, выразившееся в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства площадью 2084 кв. м и в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала; на департамент возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления акта о выборе земельного участка площадью 2084 кв. м для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская, для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств на кадастровом плане территории кадастрового квартала.
Абзацем третьим резолютивной части решения суда первой инстанции от 29.01.2013 на министерство возложена обязанность в предусмотренный законом срок после оформления департаментом акта о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка и принятия департаментом решения об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории рассмотреть акт о выборе земельного участка для строительства и схему расположения земельного участка и принять соответствующее решение по заявлению заявителя от 26.03.2007 N 1120/об. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 решение суда первой инстанции от 29.01.2013 изменено: из резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2013 исключен абзац третий. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ООО "ЦентрПроектСтрой" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, 26.03.2007 ООО "ЦентрПроектСтрой" обратилось в министерство с заявлением N 1120/об о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Ленинском районе на пересечении ул. Арцыбушевская и ул. Вилоновская в г. Самара, площадью 0,4 га для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залами встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, паркингом для временного хранения автомобильных средств.
Данное заявление было направлено министерством в адрес департамента для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В августе 2007 года был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства площадью 4033,9 кв. м, получивший все необходимые согласования и визы. К данному акту прилагался проект границ земельного участка, согласованный в предусмотренном законом порядке. Данный акт и проект границ не были утверждены постановлением главы городского округа Самара в связи с изменением формы акта выбора земельного участка.
В сентябре 2008 года после повторного согласования и повторного получения всех необходимых виз был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства площадью 4033,9 кв. м. Однако данный акт и проект границ не были утверждены постановлением главы городского округа Самара в связи с тем, что правовое управление уведомило об обременении земельного участка правами третьих лиц, а именно: муниципальными многоквартирными деревянными ветхими жилыми домами, построенными без фундаментов, а именно: ул. Вилоновская, 69А, 2-х этажный жилой дом, 1890 года постройки; ул. Вилоновская, 74/ул. Арцыбушевская, 75, 1-этажный жилой дом, 1878 года постройки; ул. Арцыбушевская, 72, 1-этажный жилой дом, 1878 года постройки.
Данные жилые дома не являлись памятниками архитектуры истории и культуры и внесены в общий перечень Адресной программы планируемых к сносу и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самары, утвержденных решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 N 540 (в редакции решения Думы от 23.04.2009).
В связи с данным обстоятельством из площади испрашиваемого заявителем земельного участка были исключены площади, занимаемые данными зданиями, общая площадь испрашиваемого земельного участка уменьшилась до 3070,4 кв. м.
В 2009 году акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка были сформированы в третий раз и получили все необходимые согласования и визы. Однако данный акт не был утвержден, поскольку было выявлено наложение испрашиваемого участка с ранее поставленным на кадастровый учет Самарской КЭЧ района ПриВо МО РФ по упрощенной схеме и без координирования границ и межевания земельного участка с кадастровым номером 63:01:05130003:2, площадью 1,5 га, которое позднее не подтвердилось, поскольку фактически данный участок находился на другой территории, а при постановке на кадастровый учет были допущены ошибки.
Впоследствии заявитель разработал новое "Обоснование застройки территории" на испрашиваемый земельный участок площадью 2733,7 кв. м с учетом исключения из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование КЭЧ ПриВО.
В ноябре 2009 года в четвертый раз был сформирован акт о выборе земельного участка для строительства на площадь 2733,7 кв. м и схема расположения земельного участка, получившие все согласования и визы. Однако данный акт не был утвержден, т.к. предоставление данного земельного участка в соответствии с правилами застройки, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, требует специального согласования, при этом на протяжении 2007 - 2008 годов о необходимости данного согласования заявитель не уведомлялся.
Письмом от 29.12.2009 N СП-5/583-0-20 заявитель был уведомлен о том, что рассмотрение его заявления будет продолжено после получения специального согласования.
24.12.2009 заявитель прошел процедуру публичных слушаний, 19.05.2010 получил положительное заключение градостроительного совета г.о. Самара, 12.12.2011 прошел повторные публичные слушания, 27.04.2012 постановлением главы администрации городского округа Самары N 384 было получено специальное согласование.
Однако за период с 2009 года по март 2012 года на испрашиваемом земельном участке был поставлен на кадастровый учет земельный участок под контейнерную площадку для нужд муниципальных домов, подлежащих сносу, а также автодорога по ул. Арцыбушевской, в результате чего площадь испрашиваемого земельного участка уменьшилась до 2084 кв. м.
В мае 2012 года департамент повторно запросил технические условия на подключение к действующим инженерным мощностям для формирования акта о выборе земельного участка. Все необходимые согласования заявителем были получены, в том числе было представлено и согласование МП г. Самара "Самараводоканал" от 14.11.2007 N 5/01/2414 на размещение данного объекта строительства по указанному адресу и присоединение к действующим мощностям.
Однако департамент письмом от 30.07.2012 N СП-5/583-0-23 сообщил в министерство о том, что согласно письму от 23.05.2012 N 05/1169 МП города Самары "Самараводоканал" возражает в строительстве многоэтажного торгово-офисного здания на трассе внутриквартального водопровода Д-300 мм.
После чего заявитель обратился в МП г.о. "Самараводоканал" за разъяснением причин предоставления противоречащих друг другу документов, который разъяснил, что МП "Самараводоканал" не возражает против строительства объекта в случае выноса существующего водопровода.
14.08.2012 заявителем было получено согласование МП города Самары "Самараводоканал", а 15.08.2012 департамент и министерство получили данное согласование.
В то же время министерство 15.08.2012 вынесло решение об отказе заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 2084 кв. м.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - регламент).
Пунктом 3.3 регламента предусмотрено, что в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Министерство регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством (пункт 3.4 регламента).
Уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 3.5 регламента).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 регламента).
В соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 17.12.2010 N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности" департамент является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, и по обеспечению выбора земельных участков, формируемых с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в статье 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Как правильно указано судом первой инстанции, предусмотренные статьей 4 указанного Закона Самарской области N 16-ГД основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка отсутствуют; возражения МП г.о. Самара "Самараводоканал" не могут являться препятствием для формирования земельного участка с целью его дальнейшего предоставления в аренду под строительство; более того, согласование от МП г.о. Самара "Самараводоканал" было получено и представлено департаменту 15.08.2012.
В рассматриваемом случае департамент без наличия достаточных законных оснований бездействовал, не оформляя акт о выборе земельного участка для строительства и не утверждая схему расположения земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности указанного бездействия, и в руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложил на департамент обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отказывая заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду земельного участка, министерство руководствовалось письмом департамента от 30.07.2012 N СП-5/583-0-23, в котором департамент сообщил о том, что согласно письму от 2.05.2012 N 05/1169 МП города Самары "Самараводоканал" возражает в строительстве многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями по улице Арцыбушевской/улице Вилоновской в Ленинском районе города Самары на трассе внутриквартального водопровода Д-300 мм. Департамент направил информацию в министерство для принятия решения.
То есть единственным основанием для отказа заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду явилось отсутствие акта о выборе земельного участка и схемы его расположения на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Аналогичная норма содержится в пункте 3.9. регламента.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только при наличии акта о выборе земельного участка.
В рассматриваемом случае при отсутствии акта о выборе земельного участка у министерства отсутствовали основания для принятия соответствующего решения.
Поскольку в адрес министерства от департамента поступило письмо от 30.07.2012 N СП-5/583-0-23, которое в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным, то министерство правомерно отказало заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
Довод заявителя о том, что в день, когда был принят оспариваемый отказ министерства, в данный государственный орган было представлено согласование МП г.о. "Самараводоканал", арбитражным апелляционным судом правомерно не принят во внимание, поскольку, как уже отмечено выше, для принятия соответствующего решения у министерства должен быть акт о выборе земельного участка.
Кроме того, на момент получения согласования МП г.о. "Самараводоканал" оспариваемый отказ мог быть уже подготовлен и подписан.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования к министерству о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка.
По смыслу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение на орган, осуществляющий публичные полномочия, либо на должностное лицо обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя возможно только в случае признания незаконным решения этого органа либо должностного лица.
Изменяя решение суда первой инстанции и, исключая из его резолютивной части абзац третий о возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения акта о выборе земельного участка для строительства и схемы расположения земельного участка и принятия соответствующего решения по заявлению заявителя от 26.03.2007 N 1120/об, апелляционный суд верно исходил из того, что отказав в удовлетворении требования о признании незаконным отказа министерства, суда первой инстанции не мог возложить на министерство обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
При этом апелляционный суд верно отметил, что после оформления и утверждения департаментом акта о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка и схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории министерство обязано будет в установленные законом сроки рассмотреть полученные ранее от заявителя и департамента документы и принять по ним соответствующее решение.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить, исключив третий абзац из резолютивной части решения суда первой инстанции, в остальной части решение суда оставить без изменения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А55-32212/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32212/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N А55-32212/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПроектСтрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-32212/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПроектСтрой", г. Самара (ОГРН 1066318036520) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконными бездействия, отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЦентрПроектСтрой" (далее - заявитель, ООО "ЦентрПроектСтрой") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) и Министерству строительства Самарской области (далее - министерство) о:
- признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства площадью 2084 кв. м и в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об;
- обязании департамента в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления акта о выборе земельного участка площадью 2084 кв. м для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроено-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об;
- признании незаконным отказа министерства в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств, принятому по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об;
- обязании министерства в двухмесячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения и утверждении акта о выборе земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств, по заявлению от 26.03.2007 N 1120/об.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие департамента, выразившееся в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства площадью 2084 кв. м и в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала; на департамент возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления акта о выборе земельного участка площадью 2084 кв. м для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 2084 кв. м, расположенного в Ленинском районе г. Самара на пересечении ул. Арцыбушевская/ул. Вилоновская, для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залы встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, парковкой для временного хранения автомобильных средств на кадастровом плане территории кадастрового квартала.
Абзацем третьим резолютивной части решения суда первой инстанции от 29.01.2013 на министерство возложена обязанность в предусмотренный законом срок после оформления департаментом акта о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка и принятия департаментом решения об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории рассмотреть акт о выборе земельного участка для строительства и схему расположения земельного участка и принять соответствующее решение по заявлению заявителя от 26.03.2007 N 1120/об. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 решение суда первой инстанции от 29.01.2013 изменено: из резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2013 исключен абзац третий. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ООО "ЦентрПроектСтрой" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, 26.03.2007 ООО "ЦентрПроектСтрой" обратилось в министерство с заявлением N 1120/об о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Ленинском районе на пересечении ул. Арцыбушевская и ул. Вилоновская в г. Самара, площадью 0,4 га для строительства многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями: рестораном, залами встреч и собраний, многоцелевого и специализированного назначения, паркингом для временного хранения автомобильных средств.
Данное заявление было направлено министерством в адрес департамента для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В августе 2007 года был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства площадью 4033,9 кв. м, получивший все необходимые согласования и визы. К данному акту прилагался проект границ земельного участка, согласованный в предусмотренном законом порядке. Данный акт и проект границ не были утверждены постановлением главы городского округа Самара в связи с изменением формы акта выбора земельного участка.
В сентябре 2008 года после повторного согласования и повторного получения всех необходимых виз был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства площадью 4033,9 кв. м. Однако данный акт и проект границ не были утверждены постановлением главы городского округа Самара в связи с тем, что правовое управление уведомило об обременении земельного участка правами третьих лиц, а именно: муниципальными многоквартирными деревянными ветхими жилыми домами, построенными без фундаментов, а именно: ул. Вилоновская, 69А, 2-х этажный жилой дом, 1890 года постройки; ул. Вилоновская, 74/ул. Арцыбушевская, 75, 1-этажный жилой дом, 1878 года постройки; ул. Арцыбушевская, 72, 1-этажный жилой дом, 1878 года постройки.
Данные жилые дома не являлись памятниками архитектуры истории и культуры и внесены в общий перечень Адресной программы планируемых к сносу и реконструкции многоквартирных домов на территории г.о. Самары, утвержденных решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 N 540 (в редакции решения Думы от 23.04.2009).
В связи с данным обстоятельством из площади испрашиваемого заявителем земельного участка были исключены площади, занимаемые данными зданиями, общая площадь испрашиваемого земельного участка уменьшилась до 3070,4 кв. м.
В 2009 году акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка были сформированы в третий раз и получили все необходимые согласования и визы. Однако данный акт не был утвержден, поскольку было выявлено наложение испрашиваемого участка с ранее поставленным на кадастровый учет Самарской КЭЧ района ПриВо МО РФ по упрощенной схеме и без координирования границ и межевания земельного участка с кадастровым номером 63:01:05130003:2, площадью 1,5 га, которое позднее не подтвердилось, поскольку фактически данный участок находился на другой территории, а при постановке на кадастровый учет были допущены ошибки.
Впоследствии заявитель разработал новое "Обоснование застройки территории" на испрашиваемый земельный участок площадью 2733,7 кв. м с учетом исключения из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование КЭЧ ПриВО.
В ноябре 2009 года в четвертый раз был сформирован акт о выборе земельного участка для строительства на площадь 2733,7 кв. м и схема расположения земельного участка, получившие все согласования и визы. Однако данный акт не был утвержден, т.к. предоставление данного земельного участка в соответствии с правилами застройки, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, требует специального согласования, при этом на протяжении 2007 - 2008 годов о необходимости данного согласования заявитель не уведомлялся.
Письмом от 29.12.2009 N СП-5/583-0-20 заявитель был уведомлен о том, что рассмотрение его заявления будет продолжено после получения специального согласования.
24.12.2009 заявитель прошел процедуру публичных слушаний, 19.05.2010 получил положительное заключение градостроительного совета г.о. Самара, 12.12.2011 прошел повторные публичные слушания, 27.04.2012 постановлением главы администрации городского округа Самары N 384 было получено специальное согласование.
Однако за период с 2009 года по март 2012 года на испрашиваемом земельном участке был поставлен на кадастровый учет земельный участок под контейнерную площадку для нужд муниципальных домов, подлежащих сносу, а также автодорога по ул. Арцыбушевской, в результате чего площадь испрашиваемого земельного участка уменьшилась до 2084 кв. м.
В мае 2012 года департамент повторно запросил технические условия на подключение к действующим инженерным мощностям для формирования акта о выборе земельного участка. Все необходимые согласования заявителем были получены, в том числе было представлено и согласование МП г. Самара "Самараводоканал" от 14.11.2007 N 5/01/2414 на размещение данного объекта строительства по указанному адресу и присоединение к действующим мощностям.
Однако департамент письмом от 30.07.2012 N СП-5/583-0-23 сообщил в министерство о том, что согласно письму от 23.05.2012 N 05/1169 МП города Самары "Самараводоканал" возражает в строительстве многоэтажного торгово-офисного здания на трассе внутриквартального водопровода Д-300 мм.
После чего заявитель обратился в МП г.о. "Самараводоканал" за разъяснением причин предоставления противоречащих друг другу документов, который разъяснил, что МП "Самараводоканал" не возражает против строительства объекта в случае выноса существующего водопровода.
14.08.2012 заявителем было получено согласование МП города Самары "Самараводоканал", а 15.08.2012 департамент и министерство получили данное согласование.
В то же время министерство 15.08.2012 вынесло решение об отказе заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 2084 кв. м.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - регламент).
Пунктом 3.3 регламента предусмотрено, что в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Министерство регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством (пункт 3.4 регламента).
Уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 3.5 регламента).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 регламента).
В соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 17.12.2010 N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности" департамент является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, и по обеспечению выбора земельных участков, формируемых с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в статье 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Как правильно указано судом первой инстанции, предусмотренные статьей 4 указанного Закона Самарской области N 16-ГД основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка отсутствуют; возражения МП г.о. Самара "Самараводоканал" не могут являться препятствием для формирования земельного участка с целью его дальнейшего предоставления в аренду под строительство; более того, согласование от МП г.о. Самара "Самараводоканал" было получено и представлено департаменту 15.08.2012.
В рассматриваемом случае департамент без наличия достаточных законных оснований бездействовал, не оформляя акт о выборе земельного участка для строительства и не утверждая схему расположения земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности указанного бездействия, и в руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложил на департамент обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отказывая заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду земельного участка, министерство руководствовалось письмом департамента от 30.07.2012 N СП-5/583-0-23, в котором департамент сообщил о том, что согласно письму от 2.05.2012 N 05/1169 МП города Самары "Самараводоканал" возражает в строительстве многоэтажного торгово-офисного здания с гостиничными номерами, со встроенно-пристроенными помещениями по улице Арцыбушевской/улице Вилоновской в Ленинском районе города Самары на трассе внутриквартального водопровода Д-300 мм. Департамент направил информацию в министерство для принятия решения.
То есть единственным основанием для отказа заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду явилось отсутствие акта о выборе земельного участка и схемы его расположения на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Аналогичная норма содержится в пункте 3.9. регламента.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только при наличии акта о выборе земельного участка.
В рассматриваемом случае при отсутствии акта о выборе земельного участка у министерства отсутствовали основания для принятия соответствующего решения.
Поскольку в адрес министерства от департамента поступило письмо от 30.07.2012 N СП-5/583-0-23, которое в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным, то министерство правомерно отказало заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
Довод заявителя о том, что в день, когда был принят оспариваемый отказ министерства, в данный государственный орган было представлено согласование МП г.о. "Самараводоканал", арбитражным апелляционным судом правомерно не принят во внимание, поскольку, как уже отмечено выше, для принятия соответствующего решения у министерства должен быть акт о выборе земельного участка.
Кроме того, на момент получения согласования МП г.о. "Самараводоканал" оспариваемый отказ мог быть уже подготовлен и подписан.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования к министерству о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка.
По смыслу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение на орган, осуществляющий публичные полномочия, либо на должностное лицо обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя возможно только в случае признания незаконным решения этого органа либо должностного лица.
Изменяя решение суда первой инстанции и, исключая из его резолютивной части абзац третий о возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения акта о выборе земельного участка для строительства и схемы расположения земельного участка и принятия соответствующего решения по заявлению заявителя от 26.03.2007 N 1120/об, апелляционный суд верно исходил из того, что отказав в удовлетворении требования о признании незаконным отказа министерства, суда первой инстанции не мог возложить на министерство обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
При этом апелляционный суд верно отметил, что после оформления и утверждения департаментом акта о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка и схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории министерство обязано будет в установленные законом сроки рассмотреть полученные ранее от заявителя и департамента документы и принять по ним соответствующее решение.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует изменить, исключив третий абзац из резолютивной части решения суда первой инстанции, в остальной части решение суда оставить без изменения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А55-32212/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)