Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Илларионова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Колотовкиной Л.И., Башкирова А.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года по заявлению Ч.С.А. об обязании Правительства Тульской области принять решение о включении земельных участков в границы населенного пункта и переводе земельных участков из одной категории в другую.
Заслушав доклад судьи Колотовкиной Л.И., судебная коллегия
установила:
Ч.С.А. обратилась в суд с заявлением об обязании правительства Тульской области принять решение о включении земельных участков в границы населенного пункта и переводе земельных участков из одной категории в другую. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Тульской области было передано ее заявление, подписанное И., И. и С. с пакетом предусмотренных законодательством документов о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N. Указанные земельные участки принадлежат им на праве долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ. решением собрания представителей МО Ленинский район Тульской области ДД.ММ.ГГГГ был утвержден генеральный план МО Шатское Ленинского района Тульской области, в соответствии с которым принадлежащие им на праве собственности земельные участки включены в границы д. Пещерово и предназначены для жилой застройки. В связи с чем, полагала, что не имелось препятствий для вынесения решения по заявлению исполнительным органом государственной власти Тульской области. По истечении сроков рассмотрения заявления, установленных федеральным законодательством, она и члены ее семьи ДД.ММ.ГГГГ обратились к губернатору Тульской области с жалобой на бездействие исполнительных органов государственной власти Тульской области. В обоснование указывали на то, что непринятие решения по их обращению от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок нарушает их права. В ответе N от ДД.ММ.ГГГГ им было сообщено, о подготовке проекта распоряжения о включении указанных выше земельных участков в границы д. Пещерово, и прохождении согласования с членами правительства Тульской области. После завершения процедуры согласования вопрос включения в границы д. Пещерово земельных участков для индивидуального жилищного строительства подлежит вынесению на рассмотрение правительства Тульской области.
Поскольку решений о включении, либо отказе во включении в границы д. Пещерово вышеуказанных земельных участков не было принято, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с очередной жалобой к губернатору Тульской области на бездействие исполнительных органов государственной власти Тульской области, не принявших решение по их обращению от ДД.ММ.ГГГГ В ответе N от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о том, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области и на Градостроительно-земельном Совете Тульской области.
С 10.08.2012 г. по октябрь 2012 года вопрос по существу заявления обсуждался три раза и был вынесен на рассмотрение заседания Градостроительно-земельного Совета Тульской области 30.10.2012 г.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельном Совете Тульской области, данный Совет является консультационно-совещательным органом по проблемам развития градостроительства, земельных отношений и т.д. Совет не подменяет органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления Тульской области по принятию ими решений по вопросам градостроительной деятельности, земельных отношений на территории Тульской области.
Ссылаясь на то, что в течение одного года и восьми месяцев со дня подачи заявления N от ДД.ММ.ГГГГ решения правительством Тульской области не принято о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, либо об отказе во включении в границы и переводе вышеуказанных земельных участков, полагала, что непринятие в установленный законом срок решения по заявлению нарушает ее права.
Просила суд обязать правительство Тульской области восстановить допущенное нарушение прав и обязать правительство Тульской области принять решение по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N либо об отказе включить земельные участки в границы и переводе вышеуказанных земельных участков.
Заявитель Ч.С.А., представитель заявителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Ч.А., в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель правительства Тульской области по доверенности И. заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать по основанию отсутствия нарушения прав и законных интересов Ч.С.А. Указал, что заявление с приложенными документами находится на рассмотрении в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, на рассмотрение в правительство Тульской области не поступало.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений по Тульской области, по доверенности М., привлеченное к участию в деле по определению суда, заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать. В письменных возражениях указали, что вопрос рассматривался на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области и вынесен на рассмотрение заседания Градостроительно-земельного Совета Тульской области, о чем заявитель проинформирован письмом министерства N от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку, на дату рассмотрения заявления Ч.С.А. решение Градостроительно-земельного Совета Тульской области не принято, министерство не имеет возможности подготовить в соответствии с предусмотренной процедурой проект распоряжения по данному вопросу, а правительство - принять решение по существу заявления. Кроме того, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляется проверка использования земельных участков, принадлежащих Ч-выми, по их целевому назначению.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года Правительство Тульской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязывались рассмотреть вопрос о включении в границы деревни Пещеровой Сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N по заявлению Ч.С.А. и принять одно из предусмотренных п. 18 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решений.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ч.С.А., судебная коллегия находит постановленное решение соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, правовых оснований к его отмене не усматривает.
Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействии: органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свобод гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 2 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу п. 4 ст. 3 данного закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
- 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;
- 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного Кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно п. 18 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (действовавшего на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции) исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
В соответствии со ст. 33 Устава Тульской области N 265-ЗТО от 12.11.2001 г. правительство области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
Как указано в п. 3 ст. 34 Устава, правительство области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории области.
В соответствии Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области N 6 от 28.09.2011 г., министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Согласно пп. 20 п. 4 вышеуказанного Положения, министерство подготавливает проект акта о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В целях повышения эффективности подготовки решений, принимаемых органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений на территории Тульской области, на основании ст. 34 Устава Тульской области правительство Тульской области постановила создать Градостроительно-земельный совет Тульской области согласно постановлению N 27 от 26.01.2012 г.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения о Градостроительно-земельном совете Тульской области Совет является постоянно действующим консультационно-совещательным органом по проблемам развития градостроительства, земельных отношений, а также обсуждению иных вопросов, связанных с развитием Тульской области. Совет не подменяет органы государственной власти Тульской области и местного самоуправления Тульской области по принятию ими решений по вопросам градостроительной деятельности, земельных отношений на территории Тульской области.
Постановлением правительства Тульской области от 26.06.2012 года N 290 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Перевод земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с п. п. 13, 15 административного регламента государственную услугу "Перевод земельных участков из одной категории в другую" предоставляет министерство имущественных и земельных отношений Тульской области. Результатом предоставления государственной услуги является издание распоряжения правительства Тульской области о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Согласно п. 48 административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур:
- а) рассмотрение ходатайства заявителя о переводе земельного участка из одной категории в другую;
- б) получение заключения комитета Тульской области по архитектуре и градостроительству о возможности осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую;
- в) запрос документов по системе межведомственного электронного взаимодействия;
- г) подготовка проекта распоряжения правительства Тульской области о переводе земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую;
- д) прохождение правовой экспертизы в государственно-правовом комитете Тульской области и контрольном комитете Тульской области;
- е) согласование в установленном порядке проекта распоряжения правительства Тульской области с членами правительства Тульской области;
- ж) передача проекта распоряжения правительства Тульской области на подпись губернатору Тульской области в протокольный отдел управления по делопроизводству и работе с обращениями граждан аппарата правительства Тульской области;
- з) подписание проекта распоряжения правительства Тульской области губернатором Тульской области и его регистрация.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ч.С.А., И., И., С. ДД.ММ.ГГГГ. обратились к главе муниципального образования Шатское Ленинского района Тульской области с ходатайством о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, принадлежащих им на праве собственности, указав, что планируемое использование земельных участков соответствует документам территориального планирования муниципального образования Ленинский район Тульской области: для размещения объектов капитального строительства жилищного назначения. Использование вышеуказанных земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства несовместимо с нахождением их в составе земель сельскохозяйственного назначения, поэтому необходим перевод в категорию "земли населенных пунктов".
Администрация муниципального образования Шатское Ленинского района Тульской области письмом N от ДД.ММ.ГГГГ г. направило в адрес Губернатора Тульской области вышеуказанное заявление о включении в границы населенного пункта деревни Пещерово сельское поселение Шатское Ленинского района Тульской области земельных участков с кадастровыми номерами N, N. N, и установления вида разрешенного использования "земли населенных пунктов" с приложением документов.
Из письма администрация муниципального образования Шатское Ленинского района Тульской области следует, что органами местного самоуправления Шатского муниципального образования подготовлено заключение о возможности и целесообразности включения данных земельных участков в границы вышеуказанного населенного пункта и установления вида разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства".
17.02.2011 г. Ч.С.А. заключение с приложенными документами на 64 листах передано в Управление по работе с обращениями граждан аппарата администрации Тульской области, что подтверждено распиской в принятии, присвоением регистрационных номеров N от ДД.ММ.ГГГГ г.
Ходатайство Ч.С.А., Администрация Тульской области направила для рассмотрения заместителю Губернатора Тульской области в сфере сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов, Департамент имущественных и земельных отношении Тульской области, что подтверждается почтовым уведомлением, адресованным Ч.С.А.
10.03.2011 г. департаментом имущественных и земельных отношении Тульской области письмом N сообщено о рассмотрении заявления органами исполнительной власти Тульской области.
26.10.2011 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области письмом N сообщено Ч.С.А. о том, что в связи с образованием правительства Тульской области вопрос о возможности включения земельных участков в границы населенного пункта рассматривается органами исполнительной власти.
12.12.2011 г. уведомлением N министерство имущественных и земельных отношений Тульской области информировало заявителя о подготовке проекта постановления администрации Тульской области департаментом имущественных и земельных отношений г. Тулы и согласовании в органах исполнительной власти Тульской области. А также, подготовке проекта распоряжения правительства Тульской области о включении земельных участков в границы деревни Пещерово Ленинского района в связи с организационно-штатными мероприятиями в правительстве Тульской области и согласовании указанного проекта распоряжения с членами Правительства Тульской области.
10.08.2012 г. на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области вопрос о включении земельных участков в границы д. Пещерово сельское поселение Шатское Ленинского района Тульской области для индивидуального жилищного строительства и перевода их из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с кадастровыми номерами N, N, N, общей площадью <....> кв. м разрешен к рассмотрению на заседании Градостроительно-земельного Совета Тульской области.
17.08.2012 г. письмом N министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сообщило Ч.С.А. о рассмотрении вопроса на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области.
Судом первой инстанции на основании исследованных доказательств по делу обоснованно сделан вывод относительно бездействия правительства Тульской области и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по рассмотрению обращения Ч.С.А. N от ДД.ММ.ГГГГ. о включении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N в границы деревни Пещеровой сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования, и принятию какого-либо решения в течение 21 месяца.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства на момент рассмотрения дела, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Ч.С.А., обязал правительство Тульской области и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть вопрос о включении в границы деревни Пещеровой Сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, принять одно из предусмотренных п. 18 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с действовавшей до 31.12.2012 г. редакцией ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, распоряжением правительства Тульской области N 168-р от 12.02.2013 г. в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (действовавшей до 31.12.2012 г.), в связи с поступлением заключения администрации муниципального образования Ленинский район о нецелесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта N от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрено заявление Ч.С.А., И., И., С. и отказано им во включении в границы деревни Пещерово муниципального образования Шатское Ленинского района земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N. Таким образом, рассмотрение вопроса о включении в границы деревни Пещеровой сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования земельных участков, свидетельствует о фактическом исполнении оспариваемого решения суда.
При установленных обстоятельствах. вывод суда об удовлетворении заявления основан на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах дела.
Доводы жалобы отмену решения суда не влекут, по той причине, что решение содержит вывода суда первой инстанции в той части, что в целом нарушение сроков рассмотрения заявления свидетельствует о бездействии правительства Тульской области и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, которое нашло отражение в резолютивной части решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они аналогичны тем доводам, которые были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм материального права, не опровергают выводов суда, и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального и процессуального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Судья
А.А.ИЛЛАРИОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-342
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N 33-342
Судья: Илларионова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Колотовкиной Л.И., Башкирова А.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года по заявлению Ч.С.А. об обязании Правительства Тульской области принять решение о включении земельных участков в границы населенного пункта и переводе земельных участков из одной категории в другую.
Заслушав доклад судьи Колотовкиной Л.И., судебная коллегия
установила:
Ч.С.А. обратилась в суд с заявлением об обязании правительства Тульской области принять решение о включении земельных участков в границы населенного пункта и переводе земельных участков из одной категории в другую. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Тульской области было передано ее заявление, подписанное И., И. и С. с пакетом предусмотренных законодательством документов о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N. Указанные земельные участки принадлежат им на праве долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ. решением собрания представителей МО Ленинский район Тульской области ДД.ММ.ГГГГ был утвержден генеральный план МО Шатское Ленинского района Тульской области, в соответствии с которым принадлежащие им на праве собственности земельные участки включены в границы д. Пещерово и предназначены для жилой застройки. В связи с чем, полагала, что не имелось препятствий для вынесения решения по заявлению исполнительным органом государственной власти Тульской области. По истечении сроков рассмотрения заявления, установленных федеральным законодательством, она и члены ее семьи ДД.ММ.ГГГГ обратились к губернатору Тульской области с жалобой на бездействие исполнительных органов государственной власти Тульской области. В обоснование указывали на то, что непринятие решения по их обращению от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок нарушает их права. В ответе N от ДД.ММ.ГГГГ им было сообщено, о подготовке проекта распоряжения о включении указанных выше земельных участков в границы д. Пещерово, и прохождении согласования с членами правительства Тульской области. После завершения процедуры согласования вопрос включения в границы д. Пещерово земельных участков для индивидуального жилищного строительства подлежит вынесению на рассмотрение правительства Тульской области.
Поскольку решений о включении, либо отказе во включении в границы д. Пещерово вышеуказанных земельных участков не было принято, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с очередной жалобой к губернатору Тульской области на бездействие исполнительных органов государственной власти Тульской области, не принявших решение по их обращению от ДД.ММ.ГГГГ В ответе N от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о том, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области и на Градостроительно-земельном Совете Тульской области.
С 10.08.2012 г. по октябрь 2012 года вопрос по существу заявления обсуждался три раза и был вынесен на рассмотрение заседания Градостроительно-земельного Совета Тульской области 30.10.2012 г.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельном Совете Тульской области, данный Совет является консультационно-совещательным органом по проблемам развития градостроительства, земельных отношений и т.д. Совет не подменяет органы государственной власти Тульской области и органы местного самоуправления Тульской области по принятию ими решений по вопросам градостроительной деятельности, земельных отношений на территории Тульской области.
Ссылаясь на то, что в течение одного года и восьми месяцев со дня подачи заявления N от ДД.ММ.ГГГГ решения правительством Тульской области не принято о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, либо об отказе во включении в границы и переводе вышеуказанных земельных участков, полагала, что непринятие в установленный законом срок решения по заявлению нарушает ее права.
Просила суд обязать правительство Тульской области восстановить допущенное нарушение прав и обязать правительство Тульской области принять решение по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N либо об отказе включить земельные участки в границы и переводе вышеуказанных земельных участков.
Заявитель Ч.С.А., представитель заявителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Ч.А., в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель правительства Тульской области по доверенности И. заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать по основанию отсутствия нарушения прав и законных интересов Ч.С.А. Указал, что заявление с приложенными документами находится на рассмотрении в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, на рассмотрение в правительство Тульской области не поступало.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений по Тульской области, по доверенности М., привлеченное к участию в деле по определению суда, заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать. В письменных возражениях указали, что вопрос рассматривался на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области и вынесен на рассмотрение заседания Градостроительно-земельного Совета Тульской области, о чем заявитель проинформирован письмом министерства N от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку, на дату рассмотрения заявления Ч.С.А. решение Градостроительно-земельного Совета Тульской области не принято, министерство не имеет возможности подготовить в соответствии с предусмотренной процедурой проект распоряжения по данному вопросу, а правительство - принять решение по существу заявления. Кроме того, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляется проверка использования земельных участков, принадлежащих Ч-выми, по их целевому назначению.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года Правительство Тульской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязывались рассмотреть вопрос о включении в границы деревни Пещеровой Сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N по заявлению Ч.С.А. и принять одно из предусмотренных п. 18 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решений.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ч.С.А., судебная коллегия находит постановленное решение соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, правовых оснований к его отмене не усматривает.
Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействии: органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свобод гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 2 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу п. 4 ст. 3 данного закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
- 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;
- 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного Кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно п. 18 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (действовавшего на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции) исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
В соответствии со ст. 33 Устава Тульской области N 265-ЗТО от 12.11.2001 г. правительство области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
Как указано в п. 3 ст. 34 Устава, правительство области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории области.
В соответствии Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области N 6 от 28.09.2011 г., министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Согласно пп. 20 п. 4 вышеуказанного Положения, министерство подготавливает проект акта о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В целях повышения эффективности подготовки решений, принимаемых органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, земельных отношений на территории Тульской области, на основании ст. 34 Устава Тульской области правительство Тульской области постановила создать Градостроительно-земельный совет Тульской области согласно постановлению N 27 от 26.01.2012 г.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения о Градостроительно-земельном совете Тульской области Совет является постоянно действующим консультационно-совещательным органом по проблемам развития градостроительства, земельных отношений, а также обсуждению иных вопросов, связанных с развитием Тульской области. Совет не подменяет органы государственной власти Тульской области и местного самоуправления Тульской области по принятию ими решений по вопросам градостроительной деятельности, земельных отношений на территории Тульской области.
Постановлением правительства Тульской области от 26.06.2012 года N 290 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Перевод земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с п. п. 13, 15 административного регламента государственную услугу "Перевод земельных участков из одной категории в другую" предоставляет министерство имущественных и земельных отношений Тульской области. Результатом предоставления государственной услуги является издание распоряжения правительства Тульской области о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Согласно п. 48 административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур:
- а) рассмотрение ходатайства заявителя о переводе земельного участка из одной категории в другую;
- б) получение заключения комитета Тульской области по архитектуре и градостроительству о возможности осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую;
- в) запрос документов по системе межведомственного электронного взаимодействия;
- г) подготовка проекта распоряжения правительства Тульской области о переводе земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую;
- д) прохождение правовой экспертизы в государственно-правовом комитете Тульской области и контрольном комитете Тульской области;
- е) согласование в установленном порядке проекта распоряжения правительства Тульской области с членами правительства Тульской области;
- ж) передача проекта распоряжения правительства Тульской области на подпись губернатору Тульской области в протокольный отдел управления по делопроизводству и работе с обращениями граждан аппарата правительства Тульской области;
- з) подписание проекта распоряжения правительства Тульской области губернатором Тульской области и его регистрация.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ч.С.А., И., И., С. ДД.ММ.ГГГГ. обратились к главе муниципального образования Шатское Ленинского района Тульской области с ходатайством о включении в границы деревни Пещерово сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства" земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, принадлежащих им на праве собственности, указав, что планируемое использование земельных участков соответствует документам территориального планирования муниципального образования Ленинский район Тульской области: для размещения объектов капитального строительства жилищного назначения. Использование вышеуказанных земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства несовместимо с нахождением их в составе земель сельскохозяйственного назначения, поэтому необходим перевод в категорию "земли населенных пунктов".
Администрация муниципального образования Шатское Ленинского района Тульской области письмом N от ДД.ММ.ГГГГ г. направило в адрес Губернатора Тульской области вышеуказанное заявление о включении в границы населенного пункта деревни Пещерово сельское поселение Шатское Ленинского района Тульской области земельных участков с кадастровыми номерами N, N. N, и установления вида разрешенного использования "земли населенных пунктов" с приложением документов.
Из письма администрация муниципального образования Шатское Ленинского района Тульской области следует, что органами местного самоуправления Шатского муниципального образования подготовлено заключение о возможности и целесообразности включения данных земельных участков в границы вышеуказанного населенного пункта и установления вида разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства".
17.02.2011 г. Ч.С.А. заключение с приложенными документами на 64 листах передано в Управление по работе с обращениями граждан аппарата администрации Тульской области, что подтверждено распиской в принятии, присвоением регистрационных номеров N от ДД.ММ.ГГГГ г.
Ходатайство Ч.С.А., Администрация Тульской области направила для рассмотрения заместителю Губернатора Тульской области в сфере сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов, Департамент имущественных и земельных отношении Тульской области, что подтверждается почтовым уведомлением, адресованным Ч.С.А.
10.03.2011 г. департаментом имущественных и земельных отношении Тульской области письмом N сообщено о рассмотрении заявления органами исполнительной власти Тульской области.
26.10.2011 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области письмом N сообщено Ч.С.А. о том, что в связи с образованием правительства Тульской области вопрос о возможности включения земельных участков в границы населенного пункта рассматривается органами исполнительной власти.
12.12.2011 г. уведомлением N министерство имущественных и земельных отношений Тульской области информировало заявителя о подготовке проекта постановления администрации Тульской области департаментом имущественных и земельных отношений г. Тулы и согласовании в органах исполнительной власти Тульской области. А также, подготовке проекта распоряжения правительства Тульской области о включении земельных участков в границы деревни Пещерово Ленинского района в связи с организационно-штатными мероприятиями в правительстве Тульской области и согласовании указанного проекта распоряжения с членами Правительства Тульской области.
10.08.2012 г. на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области вопрос о включении земельных участков в границы д. Пещерово сельское поселение Шатское Ленинского района Тульской области для индивидуального жилищного строительства и перевода их из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с кадастровыми номерами N, N, N, общей площадью <....> кв. м разрешен к рассмотрению на заседании Градостроительно-земельного Совета Тульской области.
17.08.2012 г. письмом N министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сообщило Ч.С.А. о рассмотрении вопроса на заседании рабочей группы Градостроительно-земельного Совета Тульской области.
Судом первой инстанции на основании исследованных доказательств по делу обоснованно сделан вывод относительно бездействия правительства Тульской области и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по рассмотрению обращения Ч.С.А. N от ДД.ММ.ГГГГ. о включении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N в границы деревни Пещеровой сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования, и принятию какого-либо решения в течение 21 месяца.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства на момент рассмотрения дела, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Ч.С.А., обязал правительство Тульской области и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области рассмотреть вопрос о включении в границы деревни Пещеровой Сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, принять одно из предусмотренных п. 18 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с действовавшей до 31.12.2012 г. редакцией ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, распоряжением правительства Тульской области N 168-р от 12.02.2013 г. в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (действовавшей до 31.12.2012 г.), в связи с поступлением заключения администрации муниципального образования Ленинский район о нецелесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта N от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрено заявление Ч.С.А., И., И., С. и отказано им во включении в границы деревни Пещерово муниципального образования Шатское Ленинского района земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N. Таким образом, рассмотрение вопроса о включении в границы деревни Пещеровой сельского поселения Шатское Ленинского района Тульской области и переводе из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с изменением вида разрешенного использования земельных участков, свидетельствует о фактическом исполнении оспариваемого решения суда.
При установленных обстоятельствах. вывод суда об удовлетворении заявления основан на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах дела.
Доводы жалобы отмену решения суда не влекут, по той причине, что решение содержит вывода суда первой инстанции в той части, что в целом нарушение сроков рассмотрения заявления свидетельствует о бездействии правительства Тульской области и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, которое нашло отражение в резолютивной части решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они аналогичны тем доводам, которые были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и иному толкованию норм материального права, не опровергают выводов суда, и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального и процессуального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 7 декабря 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Судья
А.А.ИЛЛАРИОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)