Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2013 ПО ДЕЛУ N А63-12374/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу N А63-12374/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца - сельскохозяйственного производственного кооператива "Дейбук" (ИНН 0515001083, ОГРН 1020500992434) - Никитина П.Б. (доверенность от 19.02.2013), от ответчиков: администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2614018878, ОГРН 1042600684983) - Харитоновой А.И. (доверенность от 11.01.2011), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пьянкова Сергея Валерьевича (ИНН 261400658449, ОГРН 309264616100019) - Эльгайтаровой А.С. (доверенность от 13.08.2012), в отсутствие представителя ответчика - отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2614018973, ОГРН 1052600671551), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Дейбук" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-12374/2012, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Дейбук" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пьянкову Сергею Валерьевичу (далее - глава хозяйства) о признании недействительным (ничтожным) заключенного отделом и главой хозяйства договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248 (далее - договор аренды), о понуждении главы хозяйства к возврату администрации 18 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения (отгонных пастбищ) общей площадью 9458,8986 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у главы крестьянского (фермерского) хозяйства права на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов в силу специального характера норм законодательства о крестьянских (фермерских) хозяйствах. Поступление заявления о предоставлении земельных участков в аренду от кооператива признано обстоятельством, не препятствующим заключению договора аренды с главой хозяйства без проведения торгов, а последующая передача главой хозяйства земельных участков в субаренду - обстоятельством, не свидетельствующим о наличии порока в оспариваемой сделке.
Кооператив обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к несоответствию заявления главы хозяйства о предоставлении земельных участков в аренду законодательству о крестьянских (фермерских) хозяйствах, отсутствию в названном заявлении обоснования размера испрашиваемых земельных участков, превышению руководителем отдела при заключении договора аренды своей компетенции, передаче главе хозяйства земельных участков сельскохозяйственного назначения, не формировавшихся для передачи фермерским хозяйствам, недопустимости применения в рассматриваемом случае специального законодательства о фермерских хозяйствах без учета норм земельного законодательства и законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в выпусках газет "Восход" и "Вести Нефтекумья" от 06.06.2009 администрация опубликовала информацию о наличии свободных предназначенных для передачи в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения (отгонные пастбища), расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочный сельсовет Нефтекумского района Ставропольского края.
Глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением от 02.07.2009, в котором, ссылаясь на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), просил предоставить в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства земельные участки площадью 218 345 кв. м с кадастровым номером 26:22:010104:54, площадью 4 638 432 кв. м с кадастровым номером 26:22:010104:55, площадью 704 550 кв. м с кадастровым номером 26:22:010108:44, площадью 289 497 кв. м с кадастровым номером 26:22:010108:45, площадью 8 808 025 кв. м с кадастровым номером 26:22:010808:2, площадью 7 797 914 кв. м с кадастровым номером 26:22:010809:5, площадью 10 042 175 кв. м с кадастровым номером 26:22:010810:3, площадью 10 551 604 кв. м с кадастровым номером 26:22:010811:2, площадью 7 009 650 кв. м с кадастровым номером 26:22:011002:43, площадью 11 501 275 кв. м с кадастровым номером 26:22:011003:3, площадью 726 656 кв. м с кадастровым номером 26:22:011304:9, площадью 3 725 028 кв. м с кадастровым номером 26:22:011304:10, площадью 4 867 235 кв. м с кадастровым номером 26:22:011401:12, площадью 8 974 958 кв. м с кадастровым номером 26:22:011402:87, площадью 6 254 152 кв. м с кадастровым номером 26:22:011403:2, площадью 2 101 222 кв. м с кадастровым номером 26:22:011701:8, площадью 1 757 121 кв. м с кадастровым номером 26:22:011703:4, площадью 4 621 147 кв. м с кадастровым номером 26:22:010603:3, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочный сельсовет Нефтекумского района Ставропольского края (отгонные пастбища; далее - 18 земельных участков).
Кооператив обратился в администрацию с заявлением от 03.07.2009 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства (пастьбы овец, КРС, заготовки сена, ведения отгонного животноводства) земельных участков площадью 4 867 235 кв. м с кадастровым номером 26:22:011401:12, площадью 8 974 958 кв. м с кадастровым номером 26:22:011402:87, площадью 6 254 152 кв. м с кадастровым номером 26:22:014403:2 относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочный сельсовет Нефтекумского района Ставропольского края (отгонные пастбища; далее - 3 земельных участка).
Постановлением администрации от 10.07.2009 N 906 (далее - постановление N 906) глава хозяйстве предоставлены в аренду на 49 лет 18 земельных участков. В качестве нормативного обоснования постановление N 906 содержит ссылки на статью 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статью 12 Закона N 74-ФЗ.
Пунктом 2 постановления N 906 отделу предписано заключить с главой хозяйства договор аренды и осуществлять контроль за своевременным поступлением арендной платы.
Во исполнение постановления N 906 отдел (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор аренды 18 земельных участков, переданных арендатору по акту приема-передачи от 10.07.2009.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) государственная регистрация договора аренды осуществлена 21.08.2009 под номером 26-26-22/008/2009-476.
Письмом от 16.07.2009 N 241 администрация отказала кооперативу в предоставлении в аренду 3 земельных участков в связи с их передачей главе хозяйства.
Полагая, что при заключении договора аренды администрацией нарушен порядок распоряжения публичными землями сельскохозяйственного назначения, что привело к нарушению прав и законных интересов кооператива, последний обратился в арбитражный суд.
Статьей 34 Земельного кодекса определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, призванный обеспечить управление и распоряжение такими земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур их предоставления.
Названный порядок, за исключением особых случаев, установленных законом, не допускающий установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, включает в себя подготовку информации о земельных участках и заблаговременную ее публикацию, подачу заинтересованным лицом заявления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, утверждение органом местного самоуправления и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении его государственного кадастрового учета, принятие уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в аренду заявителю, заключение соответствующего договора аренды.
Положениями пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса, определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По общему правилу, сформулированному в частях 1, 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно статье 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Процедура предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, предусматривает подачу заинтересованными гражданами в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в котором должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда), условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно), срок аренды участков, обоснование размеров земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), их предполагаемое местоположение. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта участка, после чего в течение семи дней заключается соответствующий договор аренды.
Названные положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Сложившаяся судебная практика рассмотрения аналогичных дел последовательно исходит из того, что нормы Закона N 74-ФЗ являются специальными по отношению к положениям статьи 10 Закона N 101-ФЗ и не содержат как запрета на предоставление сформированного земельного участка указанным в нем лицам (фермерам), так и требования об обязательной публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении такого участка (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009, от 13.05.2011 по делу N А63-4449/2010, от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011, постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2010 по делу N А14-5420/2009 и от 08.02.2011 по делу N А14-4012/2010, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2011 по делу N А06-4865/2010). По ряду названных дел по спорам о законности предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств участков из земель сельскохозяйственного назначения, судами установлено, что земельные участки были сформированы до обращения заинтересованных лиц в уполномоченный орган с заявлениями о передаче их в аренду для ведения (расширения) сельскохозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в материалах дел отсутствовали доказательства обращения иных лиц с заявлениями о предоставлении этих же участков. Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в передаче ряда приведенных выше дел в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора отказано по мотиву соответствия сложившейся арбитражной практике выводов судебных инстанций о необходимости применения к отношениям сторон норм статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Таким правовым подходом учитывается, что вся деятельность крестьянских хозяйств непосредственно связана с землей. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности введены в Закон N 74-ФЗ с целью обеспечения государством гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств (в большинстве случаев представляющих собой небольшие товарные хозяйства, объединенные родственными узами). Ограничительное толкование норм, изложенных в статье 12 Закона N 74-ФЗ, повлечет невозможность (крайнюю затруднительность) первичного (для организации хозяйства) предоставления уполномоченными органами земельных участков главам таких хозяйств в ситуации, когда все участки сельскохозяйственного назначения на территории соответствующего муниципального образования уже сформированы (поставлены на кадастровый учет).
Вместе с тем, принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в рассматриваемом случае органом местного самоуправления была инициирована процедура предоставления в аренду находящихся в публичной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, определенная статьей 10 Закона N 101-ФЗ, в информационном сообщении указано на возможное проведение торгов в случае поступления конкурирующих заявок, в заявлении от 02.07.2009 глава хозяйства сослался на объявление, опубликованное в выпуске газеты "Вести Нефтекумья" от 06.06.2009 N 39.
В нарушение статей 170, 271 Кодекса в обжалуемых судебных актах не приведены конкретные нормы, предоставляющие гражданам, желающим организовать (расширить) крестьянские (фермерские) хозяйства, какие-либо преимущества при их участии в вышеназванной процедуре по сравнению с иными участниками гражданского оборота, также выразившими намерение на приобретение земельных участков в аренду в порядке статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Судами не дана оценка заявлению главы хозяйства от 02.07.2009 на предмет его соответствия статье 12 Закона N 74-ФЗ в части обоснования размеров испрашиваемых земельных участков. Как следует из имеющейся в деле копии заявления от 02.07.2009, глава хозяйства, ограничившись перечислением основных средств, не указал число членов фермерского хозяйства, виды его деятельности.
По смыслу положений Законов N 101-ФЗ и N 74-ФЗ заинтересованным лицам предоставляются в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц. В этой связи, требуют проверки и оценки доводы кооператива о нахождении испрашиваемых им земельных участков в его фактическом владении.
С учетом изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций о соблюдении администрацией при заключении оспариваемой сделки норм действующего законодательства не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, установить обстоятельства, связанные с нахождением 3 земельных участков в фактическом владении кооператива, наличием (отсутствием) у кооператива заинтересованности в оспаривании сделки в части, не касающейся спорных участков, оценить заявление главы хозяйства на предмет его соответствия требованиям Закона N 74-ФЗ в части обоснования площади земли, с учетом установленных обстоятельств нормативно обосновать наличие у главы хозяйства преимущества в вопросе приобретения прав на спорные участки, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А63-12374/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)