Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А., рассмотрев 14.05.2013 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2012 (судья Тюпин А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-9330/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Шалакушское" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомскому лесничеству (далее - Лесничество) о возложении обязанности по внесению в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013 год, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, и обязанности по обеспечению санитарно-оздоровительных мероприятий до 31.12.2013 в виде очистки лесов от несанкционированного размещения отходов на территории Шалакушского сельского поселения в части ликвидации 6 мусорных свалок, расположенных на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования "Шалакушское" (с учетом уточнения исковых требований).
Определением суда от 30.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 22.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2013, иск удовлетворен.
В кассационных жалобах Министерство и Лесничество просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателей жалоб, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением Няндомского районного суда Архангельской области от 26.12.2011 по делу N 2-436/2011 на Администрацию возложена обязанность организовать в срок до 01.05.2012 уборку 7 мусорных свалок, расположенных на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования "Шалакушское".
По указанному делу судом общей юрисдикции установлено, что в результате натурного обследования земель лесного фонда и прилегающих к ним территорий выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых и производственных отходов, расположенные вне границ полосы отвода дорог; лица, устроившие несанкционированные свалки, не установлены.
Администрация, сославшись на то, что Лесничество обязано принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования "Шалакушское", обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования исходя из того, что Лесничество обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия наряду с Администрацией.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.
В силу утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство) санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (пункт 9).
В соответствии с пунктом 67 Руководства очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Статьей 84 Кодекса предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих передачу Администрации указанных отдельных государственных полномочий, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск о возложении на Лесничество обязанности по внесению соответствующих мероприятий по очистке лесов в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013 год.
Согласно пункту 4 Правил и пункту 6 Руководства санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований.
В данном случае судами установлено, что спорные лесные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, в аренду не переданы.
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства, дав надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела, суды двух инстанций отклонили доводы ответчика о неправомерности исковых требований. При этом судами указано, что удовлетворение настоящего иска не освобождает истца от исполнения обязанности по уборке несанкционированных свалок, возложенной на Администрацию упомянутым решением суда общей юрисдикции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу N А05-9330/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N А05-9330/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N А05-9330/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А., рассмотрев 14.05.2013 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2012 (судья Тюпин А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-9330/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Шалакушское" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомскому лесничеству (далее - Лесничество) о возложении обязанности по внесению в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013 год, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, и обязанности по обеспечению санитарно-оздоровительных мероприятий до 31.12.2013 в виде очистки лесов от несанкционированного размещения отходов на территории Шалакушского сельского поселения в части ликвидации 6 мусорных свалок, расположенных на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования "Шалакушское" (с учетом уточнения исковых требований).
Определением суда от 30.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 22.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2013, иск удовлетворен.
В кассационных жалобах Министерство и Лесничество просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателей жалоб, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением Няндомского районного суда Архангельской области от 26.12.2011 по делу N 2-436/2011 на Администрацию возложена обязанность организовать в срок до 01.05.2012 уборку 7 мусорных свалок, расположенных на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования "Шалакушское".
По указанному делу судом общей юрисдикции установлено, что в результате натурного обследования земель лесного фонда и прилегающих к ним территорий выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых и производственных отходов, расположенные вне границ полосы отвода дорог; лица, устроившие несанкционированные свалки, не установлены.
Администрация, сославшись на то, что Лесничество обязано принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок на землях лесного фонда в границах территории муниципального образования "Шалакушское", обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования исходя из того, что Лесничество обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия наряду с Администрацией.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.
В силу утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство) санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (пункт 9).
В соответствии с пунктом 67 Руководства очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Статьей 84 Кодекса предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих передачу Администрации указанных отдельных государственных полномочий, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск о возложении на Лесничество обязанности по внесению соответствующих мероприятий по очистке лесов в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013 год.
Согласно пункту 4 Правил и пункту 6 Руководства санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований.
В данном случае судами установлено, что спорные лесные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, в аренду не переданы.
Полно и всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства, дав надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела, суды двух инстанций отклонили доводы ответчика о неправомерности исковых требований. При этом судами указано, что удовлетворение настоящего иска не освобождает истца от исполнения обязанности по уборке несанкционированных свалок, возложенной на Администрацию упомянутым решением суда общей юрисдикции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу N А05-9330/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Няндомского лесничества - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)