Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
- от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия": Дементьевой И.И., представителя по доверенности N 1414 от 24.12.2012;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Татаровича И.А., представителя по доверенности N ИБ-12/8566 от 27.12.2012;
- от ЗАО "ГеоЕвразияСистем": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Министерства образования и науки Российской Федерации: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (ОГРН 1033600041584, ИНН 3666012325) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2013 по делу N А14-9083/2011 (судья Федосова С.С.) по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440), г. Воронеж, о признании недействительным распоряжения N 77-р от 29.03.2011,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (далее - заявитель, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области) от 29.03.2011 N 77-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, находящегося в федеральной собственности, на три земельных участка.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ЗАО "ГеоЕвразияСистем", Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2012 по делу N А14-9083/2011 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.08.2012 по тому же делу названные решение Арбитражного суда Воронежской области и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (определение от 13.11.2012), Министерство образования и науки Российской Федерации (определение от 16.01.2013).
Решением суда от 18.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области указывает на то, что дело неподведомственно арбитражному суду и производство по нему подлежит прекращению по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Заявителем избран ненадлежащий способ правовой защиты, так как в рамках оспаривания ненормативного правового акта в порядке гл. 24 АПК РФ им фактически заявлен спор о праве. Заявитель с момента утверждения положения не представил сведения о том, что спорные земельные участки находятся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования. Заявитель не доказал наличие права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 130 000 кв. м.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области указывает на то, что оспариваемое распоряжение издано во исполнение обязательного для него ненормативного акта вышестоящего органа и само по себе не может затрагивать чьих-либо прав. Оспариваемым распоряжением не производилось изъятие у заявителя земельного участка, либо прекращение его прав на данный земельный участок. Распоряжение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" указывает на то, что оспариваемым распоряжением было прекращено существование лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования площадью 50 612 860 кв. м кадастровый номер 36:34601001:10, в который входит участок 130 000 кв. м. Исполнительным органом государственной власти, уполномоченным образовывать земельный участок, является министерство образования РФ. Академия не отказывалась от права постоянного пользования земельным участком, согласования раздела земельного участка с Министерством образования не было.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" указывает на то, что право постоянного (бессрочного) пользования возникло с 1989 года.
В судебное заседание ЗАО "ГеоЕвразияСистем", Министерство образования и науки РФ, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Решением исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 11.08.1969 N 595 Воронежскому лесотехническому институту разрешено строительство спортивно-оздоровительного лагеря в I квартале (литеры 11, 13, 14, 19) Левобережного лесничества учебно-опытного лесхоза без права вырубки леса (т. 1, л.д. 31).
Решением исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 17.05.1988 N 192/8 предписано предоставить в бессрочное пользование Воронежскому лесотехническому институту для размещения спортивно-оздоровительного лагеря земельный участок площадью 13 га в I квартале Левобережного лесничества без права вырубки лесонасаждений. 20.10.1988 институтом и учебно-опытным лесхозом подписан акт обследования участка площадью 13 га, в котором дано описание участка и к которому приложен план участка (т. 2, л.д. 20 - 23).
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 27.02.1989 N 178-р предписано принять предложения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их колхозам, предприятиям и организациям согласно приложению N 1. Из приложения N 1 следует, что земельный участок площадью 13 га необходимо изъять у учебно-опытного лесхоза Воронежского лесотехнического института и передать его Воронежскому лесотехническому институту для строительства спортивно-оздоровительного лагеря (без права вырубки леса) - т. 1, л.д. 29 - 30.
На основании распоряжения Совета Министров СССР от 10.09.1946 N 10925р, а также приемо-сдаточного акта 1946 года и Указа Президента Российской Федерации от 09.12.1992 N 1553 "О мерах по поддержке государственных высших заведений" 21.08.2000 в ЕГРП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Академии на участок лесного фонда с условным номером 36-34-00:00-00-00:00:2000-94-107, площадью 50710000 кв. м (5071 га), расположенный в Левобережном лесничестве, г. Воронеж (т. 1, л.д. 145).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 11.10.2007 N 468-р предписано разделить земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, с кадастровым номером 36:34:01 01 001:0001, общей площадью 5071 га, на два земельных участка: 9, 71 га и 5061, 29 га; прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Академии на часть земельного участка площадью 9, 71 га, предоставив этот участок Воронежскому областному суду (т. 2, л.д. 1).
12.09.2008 за ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок с кадастровым номером 36:34:0101001:10, площадью 50 612 860 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережное лесничество. Земли лесного фонда: жилые, общественные здания и учебно-опытный лесхоз (свидетельство о государственной регистрации прав серия 36-АБ N 993374).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.05.2010 серия 36 АВ N 831320 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0101001:6 площадью 130 000 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
29.03.2011 ТУ Росимущества в Воронежской области в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственный имуществом от 16.12.2010 N ПП-10/37847 издало распоряжение N 77-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, площадью 130 000 кв. м на три самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0101001:16, 36:34:0101001:17, 36:34:0101001:18.
21.04.2012 была осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0101001:16, 36:34:0101001:17, 36:34:0101001:18 (свидетельства о государственной регистрации прав серия 36-АГ NN 123605, 123607, 123606).
27.04.2011 ТУ Росимущества в Воронежской области издало распоряжение N 121-р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:17, находящегося в федеральной собственности, на праве аренды ЗАО "ГеоЕвразияСистем".
На основании данного распоряжения, в этот же день между ТУ Росимущества в Воронежской области и ЗАО "ГеоЕвразияСистем" был заключен договор аренды N 28-з-2011 земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:17, площадью 53 687 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство спортивно-оздоровительного лагеря, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1.
Государственная регистрация указанного договора аренды осуществлена 20.12.2011.
Считая, что распоряжение от 29.03.2011 NN ПП-10/37847 о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:0006 является незаконным, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенное распоряжение от 29.03.2011 N ПП-10/37847 согласуется с нормами действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 11.1 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" является государственным учреждением, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, Уставом, выпиской из ЕГРЮЛ.
Таким образом, в рассматриваемом случае в силу п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ на раздел земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6 площадью 130000 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1, собственнику не требовалось получать согласие ФГБОУ ВПО "ВГЛТА".
Из изложенной нормы следует, что у ФГБОУ ВПО "ВГЛТА", являющегося государственным учреждением, которому спорный земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования отсутствует обязанность согласовывать проект раздела земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование).
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обязания (понуждения) ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" согласовать раздел земельного участка, поскольку соответствующая обязанность не установлена законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, действия по разделу земельного участка выразились в принятии ТУ Росимущества в Воронежской области оспариваемого распоряжения от 29.03.2011 во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственный имуществом от 16.12.2010 N ПП-10/37847 в пределах предоставленных ему полномочий, установленных Приказом ФАУГИ от 05.03.2009 N 63.
В качестве довода апелляционной жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области указывает на то, что заявитель с момента утверждения положения не представил сведения о том, что спорные земельные участки находятся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования возникло на основании распоряжений Совета Министров СССР от 10.09.1946 N 10925р, N 178-р от 27.02.1989, а также приемо-сдаточного акта 1946 года и Указа Президента Российской Федерации от 09.12.1992 N 1553 и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.05.2010 серия 36 АВ N 831320.
Доказательств прекращения данного права ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Кроме того, постановлениям суда кассационной инстанции от 04.09.2012 по данному делу был подтвержден факт того, что доказательств изъятия этого участка у института не имеется.
Пунктом 1 ст. 11.4. Земельного кодекса РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 11.8. Земельного кодекса РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Исходя из изложенного, возникновение земельного участка в результате раздела земельного участка не повлекло прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" в отношении спорного земельного участка.
В качестве довода апелляционной жалобы ФГБОУ высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" указывается, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным образовывать земельный участок, является министерство образования РФ. Академия не отказывалась от права постоянного пользования земельным участком, согласования раздела земельного участка с Министерством образования не было.
Данный довод апелляционной жалобы является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" изъятие или изменение служебного назначения зданий, используемых учреждениями системы образования, без согласования с Министерством образования России и Министерства науки России не допускается.
В данном случае отсутствует изъятие или изменение назначения земельного участка.
В связи с этим, оспариваемое распоряжения не противоречит п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312.
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области от 29.03.2011 N 77-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, находящегося в федеральной собственности, на три земельных участка, является законным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 2793429 от 29.03.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2013 по делу N А14-9083/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Т.Л.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2013 ПО ДЕЛУ N А14-9083/2011
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу N А14-9083/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
- от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия": Дементьевой И.И., представителя по доверенности N 1414 от 24.12.2012;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Татаровича И.А., представителя по доверенности N ИБ-12/8566 от 27.12.2012;
- от ЗАО "ГеоЕвразияСистем": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Министерства образования и науки Российской Федерации: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (ОГРН 1033600041584, ИНН 3666012325) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2013 по делу N А14-9083/2011 (судья Федосова С.С.) по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440), г. Воронеж, о признании недействительным распоряжения N 77-р от 29.03.2011,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (далее - заявитель, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области) от 29.03.2011 N 77-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, находящегося в федеральной собственности, на три земельных участка.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ЗАО "ГеоЕвразияСистем", Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2012 по делу N А14-9083/2011 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.08.2012 по тому же делу названные решение Арбитражного суда Воронежской области и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
При новом рассмотрении арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (определение от 13.11.2012), Министерство образования и науки Российской Федерации (определение от 16.01.2013).
Решением суда от 18.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области указывает на то, что дело неподведомственно арбитражному суду и производство по нему подлежит прекращению по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Заявителем избран ненадлежащий способ правовой защиты, так как в рамках оспаривания ненормативного правового акта в порядке гл. 24 АПК РФ им фактически заявлен спор о праве. Заявитель с момента утверждения положения не представил сведения о том, что спорные земельные участки находятся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования. Заявитель не доказал наличие права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 130 000 кв. м.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области указывает на то, что оспариваемое распоряжение издано во исполнение обязательного для него ненормативного акта вышестоящего органа и само по себе не может затрагивать чьих-либо прав. Оспариваемым распоряжением не производилось изъятие у заявителя земельного участка, либо прекращение его прав на данный земельный участок. Распоряжение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" указывает на то, что оспариваемым распоряжением было прекращено существование лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования площадью 50 612 860 кв. м кадастровый номер 36:34601001:10, в который входит участок 130 000 кв. м. Исполнительным органом государственной власти, уполномоченным образовывать земельный участок, является министерство образования РФ. Академия не отказывалась от права постоянного пользования земельным участком, согласования раздела земельного участка с Министерством образования не было.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" указывает на то, что право постоянного (бессрочного) пользования возникло с 1989 года.
В судебное заседание ЗАО "ГеоЕвразияСистем", Министерство образования и науки РФ, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Решением исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 11.08.1969 N 595 Воронежскому лесотехническому институту разрешено строительство спортивно-оздоровительного лагеря в I квартале (литеры 11, 13, 14, 19) Левобережного лесничества учебно-опытного лесхоза без права вырубки леса (т. 1, л.д. 31).
Решением исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 17.05.1988 N 192/8 предписано предоставить в бессрочное пользование Воронежскому лесотехническому институту для размещения спортивно-оздоровительного лагеря земельный участок площадью 13 га в I квартале Левобережного лесничества без права вырубки лесонасаждений. 20.10.1988 институтом и учебно-опытным лесхозом подписан акт обследования участка площадью 13 га, в котором дано описание участка и к которому приложен план участка (т. 2, л.д. 20 - 23).
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 27.02.1989 N 178-р предписано принять предложения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их колхозам, предприятиям и организациям согласно приложению N 1. Из приложения N 1 следует, что земельный участок площадью 13 га необходимо изъять у учебно-опытного лесхоза Воронежского лесотехнического института и передать его Воронежскому лесотехническому институту для строительства спортивно-оздоровительного лагеря (без права вырубки леса) - т. 1, л.д. 29 - 30.
На основании распоряжения Совета Министров СССР от 10.09.1946 N 10925р, а также приемо-сдаточного акта 1946 года и Указа Президента Российской Федерации от 09.12.1992 N 1553 "О мерах по поддержке государственных высших заведений" 21.08.2000 в ЕГРП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Академии на участок лесного фонда с условным номером 36-34-00:00-00-00:00:2000-94-107, площадью 50710000 кв. м (5071 га), расположенный в Левобережном лесничестве, г. Воронеж (т. 1, л.д. 145).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 11.10.2007 N 468-р предписано разделить земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, с кадастровым номером 36:34:01 01 001:0001, общей площадью 5071 га, на два земельных участка: 9, 71 га и 5061, 29 га; прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Академии на часть земельного участка площадью 9, 71 га, предоставив этот участок Воронежскому областному суду (т. 2, л.д. 1).
12.09.2008 за ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок с кадастровым номером 36:34:0101001:10, площадью 50 612 860 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережное лесничество. Земли лесного фонда: жилые, общественные здания и учебно-опытный лесхоз (свидетельство о государственной регистрации прав серия 36-АБ N 993374).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.05.2010 серия 36 АВ N 831320 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0101001:6 площадью 130 000 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
29.03.2011 ТУ Росимущества в Воронежской области в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственный имуществом от 16.12.2010 N ПП-10/37847 издало распоряжение N 77-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, площадью 130 000 кв. м на три самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0101001:16, 36:34:0101001:17, 36:34:0101001:18.
21.04.2012 была осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0101001:16, 36:34:0101001:17, 36:34:0101001:18 (свидетельства о государственной регистрации прав серия 36-АГ NN 123605, 123607, 123606).
27.04.2011 ТУ Росимущества в Воронежской области издало распоряжение N 121-р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:17, находящегося в федеральной собственности, на праве аренды ЗАО "ГеоЕвразияСистем".
На основании данного распоряжения, в этот же день между ТУ Росимущества в Воронежской области и ЗАО "ГеоЕвразияСистем" был заключен договор аренды N 28-з-2011 земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:17, площадью 53 687 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство спортивно-оздоровительного лагеря, расположенный по адресу: г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1.
Государственная регистрация указанного договора аренды осуществлена 20.12.2011.
Считая, что распоряжение от 29.03.2011 NN ПП-10/37847 о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:0006 является незаконным, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенное распоряжение от 29.03.2011 N ПП-10/37847 согласуется с нормами действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 11.1 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" является государственным учреждением, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, Уставом, выпиской из ЕГРЮЛ.
Таким образом, в рассматриваемом случае в силу п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ на раздел земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6 площадью 130000 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1, собственнику не требовалось получать согласие ФГБОУ ВПО "ВГЛТА".
Из изложенной нормы следует, что у ФГБОУ ВПО "ВГЛТА", являющегося государственным учреждением, которому спорный земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования отсутствует обязанность согласовывать проект раздела земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование).
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обязания (понуждения) ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" согласовать раздел земельного участка, поскольку соответствующая обязанность не установлена законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Таким образом, действия по разделу земельного участка выразились в принятии ТУ Росимущества в Воронежской области оспариваемого распоряжения от 29.03.2011 во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственный имуществом от 16.12.2010 N ПП-10/37847 в пределах предоставленных ему полномочий, установленных Приказом ФАУГИ от 05.03.2009 N 63.
В качестве довода апелляционной жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области указывает на то, что заявитель с момента утверждения положения не представил сведения о том, что спорные земельные участки находятся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования возникло на основании распоряжений Совета Министров СССР от 10.09.1946 N 10925р, N 178-р от 27.02.1989, а также приемо-сдаточного акта 1946 года и Указа Президента Российской Федерации от 09.12.1992 N 1553 и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.05.2010 серия 36 АВ N 831320.
Доказательств прекращения данного права ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Кроме того, постановлениям суда кассационной инстанции от 04.09.2012 по данному делу был подтвержден факт того, что доказательств изъятия этого участка у института не имеется.
Пунктом 1 ст. 11.4. Земельного кодекса РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 11.8. Земельного кодекса РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Исходя из изложенного, возникновение земельного участка в результате раздела земельного участка не повлекло прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" в отношении спорного земельного участка.
В качестве довода апелляционной жалобы ФГБОУ высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" указывается, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным образовывать земельный участок, является министерство образования РФ. Академия не отказывалась от права постоянного пользования земельным участком, согласования раздела земельного участка с Министерством образования не было.
Данный довод апелляционной жалобы является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" изъятие или изменение служебного назначения зданий, используемых учреждениями системы образования, без согласования с Министерством образования России и Министерства науки России не допускается.
В данном случае отсутствует изъятие или изменение назначения земельного участка.
В связи с этим, оспариваемое распоряжения не противоречит п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312.
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области от 29.03.2011 N 77-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, находящегося в федеральной собственности, на три земельных участка, является законным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 2793429 от 29.03.2013.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2013 по делу N А14-9083/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Т.Л.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)