Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца (общества с ограниченной ответственностью "Дарус" (ИНН 2312068872, ОГРН 1022301986805) (Грицай Н.Д. (доверенность от 02.08.2012), от ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) (Кеда Е.В. (доверенность от 17.04.2013), в отсутствие третьего лица (государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт риса", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьев М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-22823/2012, установил следующее.
ООО "Дарус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее (управление) с требованиями:
- (признать бездействие управления, выразившееся в уклонении от предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, обществу, являющемуся собственником зданий, строений, сооружений, незаконным;
- (возложить на управление обязанность вынести в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение об утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127 на два участка: площадью 1185 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 и площадью 4 821 078 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1104;
- (возложить на управление обязанность, с целью устранения допущенных нарушений, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:
- (прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:127;
- (зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 1185 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 и площадью 4 821 078 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1104, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;
- (заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: г. Краснодар, пос. Белозерный, почтовое отделение N 83, с кадастровым номером 23:43:0000000:1105, площадью 1185 кв. м, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" (далее (институт).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013, заявленные требования удовлетворены. Суды установили, что решение о разделе земельного участка принимается собственником соответствующего участка. Управлением такое распоряжение не издавалось. Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Непринятие решения о разделе земельного участка является препятствием для легализации участка, на приобретение в собственность которого претендует общество.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, считая их незаконными, указывая, что на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 не зарегистрировано право федеральной собственности, следовательно, у управления отсутствуют правовые основания для распоряжения данным участком. Для земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, что находит свое отражение в расчете цены выкупной стоимости земельного участка (340 рублей 70 копеек). Обществу принадлежит на праве собственности здание склада, расположенное на спорном участке, которое не используется в сельскохозяйственных целях. То есть, фактически земельный участок будет эксплуатироваться в целях, отличных от указанного в кадастровом паспорте вида разрешенного использования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником объекта недвижимости здания (литеры A, Al, А2), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АК 315379.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 1185 кв. м по адресу: г. Краснодар, пос. Белозерный, почтовое отделение N 83. Имущество перешло в собственность обществу из федеральной собственности Российской Федерации.
Земельный участок площадью 1185 кв. м, необходимый для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:43:0000000:1105, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Указанный участок сформирован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127, находящегося в собственности Российской Федерации, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 13.06.2012.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:127 находится у государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ N 716921 и выпиской из ЕГРП от 13.06.2012.
28 марта 2012 года общество направило в управление заявление о приобретении в собственность за плату земельного участка площадью 1185 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 с приложением документов, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, от 07.11.2011 N 622.
Письмом от 18.06.2012 N 09-10/7767 управление уведомило заявителя о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность откладывается в связи с необходимостью проведения расследования обстоятельств уменьшения площади земельного участка, из которого при разделе образован земельный участок площадью 1185 кв. м, используемый обществом.
Общество, полагая, что управление проявляет бездействие, выразившееся в уклонении в предоставлении услуги по оформлению земельного участка в собственность, чем нарушает его права, обратилось в суд.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Изложенное свидетельствует о наличии у общества оснований для получения спорного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу положений пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации общим правилом образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом власти в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 5 указанной статьи. Указанная процедура может быть в том числе инициирована землепользователями, землевладельцами, арендаторами по предоставлении ими документов согласно перечню, и завершается регистрацией права публичной собственности на сформированные участки.
В связи с изложенным выводы судов о том, что решение о разделе земельного участка принимается собственником соответствующего участка, является верным.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что управлением принималось распоряжение о разделе первоначального земельного участка, из которого образован испрашиваемый заявителем земельный участок.
Суды верно указали, что непринятие решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127 является препятствием для легализации земельного участка, на приобретение в собственность которого претендует общество, а также противоречит нормам закона и нарушает права заявителя.
Регистрация права собственности на спорный земельный участок и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1104 невозможна до регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:127.
25 июня 2012 года общество направило управлению оферту - 3 экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка для его подписания последним в качестве продавца имущества. Однако управление проявило бездействие, в установленные законом сроки решение о продаже участка не приняло.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, суды обоснованно признали оспариваемое бездействие управления незаконным и обязали принять решение о предоставлении спорного земельного участка обществу в собственность, а также заключить с обществом договор купли-продажи спорного участка.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее (Положение о Росимуществе), указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).
Положение об управлении, утверждено Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (Приложение N 18). В соответствии с подпунктом "б" пункта 4.8 названного Положения управление по поручению Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Правильно применяя названные Положения о Росимуществе, суды пришли к обоснованному выводу о том, что управление является уполномоченным органом по рассмотрению заявления и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 по делу N А32-22823/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.11.2013 ПО ДЕЛУ N А32-22823/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу N А32-22823/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца (общества с ограниченной ответственностью "Дарус" (ИНН 2312068872, ОГРН 1022301986805) (Грицай Н.Д. (доверенность от 02.08.2012), от ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) (Кеда Е.В. (доверенность от 17.04.2013), в отсутствие третьего лица (государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт риса", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьев М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-22823/2012, установил следующее.
ООО "Дарус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее (управление) с требованиями:
- (признать бездействие управления, выразившееся в уклонении от предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, обществу, являющемуся собственником зданий, строений, сооружений, незаконным;
- (возложить на управление обязанность вынести в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение об утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127 на два участка: площадью 1185 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 и площадью 4 821 078 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1104;
- (возложить на управление обязанность, с целью устранения допущенных нарушений, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:
- (прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:127;
- (зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 1185 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 и площадью 4 821 078 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1104, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;
- (заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: г. Краснодар, пос. Белозерный, почтовое отделение N 83, с кадастровым номером 23:43:0000000:1105, площадью 1185 кв. м, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" (далее (институт).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013, заявленные требования удовлетворены. Суды установили, что решение о разделе земельного участка принимается собственником соответствующего участка. Управлением такое распоряжение не издавалось. Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Непринятие решения о разделе земельного участка является препятствием для легализации участка, на приобретение в собственность которого претендует общество.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, считая их незаконными, указывая, что на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 не зарегистрировано право федеральной собственности, следовательно, у управления отсутствуют правовые основания для распоряжения данным участком. Для земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, что находит свое отражение в расчете цены выкупной стоимости земельного участка (340 рублей 70 копеек). Обществу принадлежит на праве собственности здание склада, расположенное на спорном участке, которое не используется в сельскохозяйственных целях. То есть, фактически земельный участок будет эксплуатироваться в целях, отличных от указанного в кадастровом паспорте вида разрешенного использования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником объекта недвижимости здания (литеры A, Al, А2), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АК 315379.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 1185 кв. м по адресу: г. Краснодар, пос. Белозерный, почтовое отделение N 83. Имущество перешло в собственность обществу из федеральной собственности Российской Федерации.
Земельный участок площадью 1185 кв. м, необходимый для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:43:0000000:1105, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Указанный участок сформирован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127, находящегося в собственности Российской Федерации, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 13.06.2012.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:127 находится у государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт риса" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ N 716921 и выпиской из ЕГРП от 13.06.2012.
28 марта 2012 года общество направило в управление заявление о приобретении в собственность за плату земельного участка площадью 1185 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:1105 с приложением документов, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, от 07.11.2011 N 622.
Письмом от 18.06.2012 N 09-10/7767 управление уведомило заявителя о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в собственность откладывается в связи с необходимостью проведения расследования обстоятельств уменьшения площади земельного участка, из которого при разделе образован земельный участок площадью 1185 кв. м, используемый обществом.
Общество, полагая, что управление проявляет бездействие, выразившееся в уклонении в предоставлении услуги по оформлению земельного участка в собственность, чем нарушает его права, обратилось в суд.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Изложенное свидетельствует о наличии у общества оснований для получения спорного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу положений пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации общим правилом образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом власти в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 5 указанной статьи. Указанная процедура может быть в том числе инициирована землепользователями, землевладельцами, арендаторами по предоставлении ими документов согласно перечню, и завершается регистрацией права публичной собственности на сформированные участки.
В связи с изложенным выводы судов о том, что решение о разделе земельного участка принимается собственником соответствующего участка, является верным.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что управлением принималось распоряжение о разделе первоначального земельного участка, из которого образован испрашиваемый заявителем земельный участок.
Суды верно указали, что непринятие решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:127 является препятствием для легализации земельного участка, на приобретение в собственность которого претендует общество, а также противоречит нормам закона и нарушает права заявителя.
Регистрация права собственности на спорный земельный участок и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1104 невозможна до регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:127.
25 июня 2012 года общество направило управлению оферту - 3 экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка для его подписания последним в качестве продавца имущества. Однако управление проявило бездействие, в установленные законом сроки решение о продаже участка не приняло.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, суды обоснованно признали оспариваемое бездействие управления незаконным и обязали принять решение о предоставлении спорного земельного участка обществу в собственность, а также заключить с обществом договор купли-продажи спорного участка.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее (Положение о Росимуществе), указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).
Положение об управлении, утверждено Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (Приложение N 18). В соответствии с подпунктом "б" пункта 4.8 названного Положения управление по поручению Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Правильно применяя названные Положения о Росимуществе, суды пришли к обоснованному выводу о том, что управление является уполномоченным органом по рассмотрению заявления и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 по делу N А32-22823/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)