Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Южный бриз": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от администрации муниципального образования город Новороссийск: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный бриз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 по делу N А32-11958/2012, принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный бриз"
к заинтересованным лицам: администрации муниципального образования город Новороссийск, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства",
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "Южный бриз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Новороссийск от 25.04.2012 (исх. N 15-1-2-4807/12), связанного с отказом ООО "Южный бриз" в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска; об обязании администрации муниципального образования город Новороссийск выдать ООО "Южный бриз" разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости и свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельные участки разрешенное использование земельных участков установлено для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства, тогда как заявителем истребуется разрешение на строительство индивидуальных жилых домов. Таким образом, представленные заявителем документы не соответствуют разрешенному использованию и градостроительному плану земельных участков, на которых предполагается строительство объектов.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что индивидуальные жилые дома, в целях строительства которых общество просит выдать разрешение на строительство, относятся к объектам малоэтажного строительства как подгруппа данных объектов, то есть представленные документы соответствует виду разрешенного использования и градостроительному плану земельных участков. Указывая на отсутствие в Градостроительном кодексе РФ понятий "объект малоэтажного жилищного строительства" и "малоэтажный жилой дом", а также ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 19.04.2007 г. N 242, Методические рекомендации по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2010 N 79, общество полагает, что индивидуальные жилые дома как "объекты индивидуального жилищного строительства" отнесены к малоэтажной жилой застройке. Об этом, как указывает общество, свидетельствует и письмо ООО "Проектный институт территориального планирования" от 06.07.2012 N 489. С учетом изложенного общество утверждает, что поскольку проектом планировки территории, на которых расположены принадлежащие ему земельные участки, отнесены к "территории малоэтажной жилой застройки", на них допускается осуществлять строительство индивидуальных жилых домов. При согласно пункту 2 статьи 7 и пункту 4 статьи 37 Земельного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Кроме того, общество указывает, что проект планировки населенного пункта, в которым расположены земельные участки, утвержденный постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 06.04.2011 N 1538, а также положения пунктов 1.1.3 - 1.1.5 Приложения 4 к Нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края позволяют выделять в составе малоэтажной жилой застройки усадебную и коттеджную застройку, в том числе индивидуальную. Таким образом, заявитель полагает, что законодательством предусмотрена возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства на территории, предназначенной для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства. Вместе с тем, общество оспаривает законность полномочий МКУ "УАиГ" по выдаче разрешений на строительство.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО г. Новороссийск и МКУ УАиГ не согласились с доводами апелляционной жалобы, указав на то, что несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельных участков послужило правомерным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Южный бриз" обратилось с заявлением о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на спорных земельных участках, расположенных в с. Южная Озереевка.
В ответ на указанное обращение МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска" письмом от 25.04.2012 г. N 15-1-2-4807/12 указало, что разрешения на строительство индивидуальных жилых домов могут быть выданы ООО "Южный бриз" только после изменения вида разрешенного использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска" также сообщило, что разрешенное использование земельных участков ООО "Южный бриз" в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности и сведениями государственного кадастра недвижимости установлено как "для жилищного строительства", что отражено в п. 2.1 градостроительных планов. В пункте 2.2. градостроительных планов земельных участков, выданных ООО "Южный бриз", определено назначение объекта капитального строительства "объект малоэтажного жилищного строительства".
Таким образом, представленные документы на строительство индивидуальных жилых домов не соответствуют разрешенному использованию земельных участков и назначению объектов капитального строительства, указанному в градостроительных планах земельных участков.
Полагая, что отказ в выдаче разрешений на строительство является незаконным и нарушает права и законные интересы общество, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Повторно рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно материалам дела ООО "Южный бриз" принадлежат земельные участки в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска Краснодарского края с кадастровыми номерами: 23:47:0117052:864, 23:47:0117052:880, 23:47:0117052:843, 23:47:0117052:762, 23:47:0117052:754, 23:47:0117052:730, 23:47:0117052:824, 23:47:0117052:751, 23:47:0117052:828, 23:47:0117052:766, 23:47:0117052:822, 23:47:0117052:781, 23:47:0117052:790, 23:47:0117052:760, 23:47:0117052:740, 23:47:0117052:776, 23:47:0117052:755, 23:47:0117052:796, 23:47:0117052:773, 23:47:0117052:769, 23:47:0117052:995, 23:47:0117052:796, 23:47:0117052:773, 23:47:0117052:769, 23:47:0117052:995, 23:47:0117052:934, 23:47:0117052:928, 23:47:0117052:825, 23:47:0117052:733, 23:47:0117052:826, 23:47:0117052:929, 23:47:0117052:743, 23:47:0117052:930, 23:47:0117052:748, 23:47:0117052:927, 23:47:0117052:932, 23:47:0117052:931, 23:47:0117052:939,23:47:0117052:958, 23:47:0117052:838, 23:47:0117052:832, 23:47:0117052:936, 23:47:0117052:933, 23:47:0117052:923, 23:47:0117052:957, 23:47:0117052:753, 23:47:0117052:913, 23:47:0117052:857, 23:47:0117052:870, 23:47:0117052:774, 23:47:0117052:848, 23:47:0117052:758, 23:47:0117052:720, 23:47:0117052:745, 23:47:0117052:842, 23:47:0117052:877, 23:47:0117052:840, 23:47:0117052:837, 23:47:0117052:767, 23:47:0117052:727, 23:47:0117052:723, 23:47:0117052:845, 23:47:0117052:736, 23:47:0117052:750, 23:47:0117052:835, 23:47:0117052:749, 23:47:0117052:795, 23:47:0117052:780, 23:47:0117052:775, 23:47:0117052:941, 23:47:0117052:937, 23:47:0117052:809, 23:47:0117052:759, 23:47:0117052:829, 23:47:0117052:784, 23:47:0117052:959, 23:47:0117052:778, 23:47:0117052:792, 23:47:0117052:816, 23:47:0117052:823, 23:47:0117052:1012, 23:47:0117052:942,23:47:0117052:801, 23:47:0117052:862, 23:47:0117052:860, 23:47:0117052:951, 23:47:0117052:789, 23:47:0117052:961, 23:47:0117052:871, 23:47:0117052:878, 23:47:0117052:962, 23:47:0117052:852, 23:47:0117052:875, 23:47:0117052:872, 23:47:0117052:960, 23:47:0117052:1009, 23:47:0117052:1013, 23:47:0117052:782, 23:47:0117052:1010, 23:47:0117052:855, 23:47:0117052:1011, 23:47:0117052:944.
Разрешенное использование земельных участков ООО "Южный бриз" в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности и сведениями государственного кадастра недвижимости установлено как "для жилищного строительства", что отражено в п. 2.1 градостроительных планов.
В пункте 2.2 градостроительных планов земельных участков, выданных ООО "Южный бриз", определено назначение объекта капитального строительства "объект малоэтажного жилищного строительства".
Между тем общество, обращаясь за выдачей разрешений на строительство, представило документы (проектную документацию) на строительство индивидуальных жилых домов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, представленная для получения разрешений на строительство проектная документация на строительство объектов капитального строительства должна соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
- 2) градостроительный план земельного участка;
- 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Как было указано выше, согласно градостроительным планам земельные участки ООО "Южный бриз" предназначены для строительства "объектов малоэтажного жилищного строительства", тогда как разрешения на строительство согласно проектной документации истребовались обществом для строительства индивидуальных жилых домов.
Следовательно, ввиду несоответствия представленной проектной документации градостроительным планам земельных участков обществу правомерно и обоснованно отказано в выдаче разрешений.
Оспаривая законность отказа в выдаче разрешений на строительство, общество указывает, что проект планировки населенного пункта, в котором расположены земельные участки, утвержденный постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 06.04.2011 N 1538, а также положения пунктов 1.1.3 - 1.1.5 Приложения 4 к Нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края позволяют выделять в составе малоэтажной жилой застройки усадебную и коттеджную застройку, в том числе индивидуальную. Таким образом, заявитель полагает, что законодательством предусмотрена возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства на территории, предназначенной для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ в составе земель РФ по целевому назначению выделяются земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На момент отказа в выдаче разрешения на строительство действовал Приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования выделяются, в частности, следующие виды разрешенного использования:
- - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки (к указанному виду относятся земельные участки, предназначенные для размещения среднеэтажных жилых домов, многоэтажных жилых домов, общежитий);
- -земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (к указанному виду относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства" (то есть объектов, предназначенных для проживания одной семьи) и "для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства" (предназначенных для проживания нескольких семей) не являются идентичными и не подменяют друг друга.
Тот факт, что указанные виды разрешенного использования земельных участков относятся к одному целевому назначению и одной территориальной жилой зоне не означает, что на земельном участке населенного пункта в зоне, предназначенной для застройки, допускается размещение любых жилых объектов вне зависимости от вида разрешенного использования, указанного в градостроительном плане земельного участка.
Как правильно указывает заявитель, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Однако это не означает, что для строительства объекта, назначение которого не соответствует градостроительному плану земельного участка, допускается без изменения вида разрешенного использования. Указанная выше возможность самостоятельного выбора вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов может быть реализована заинтересованным лицом путем обращения в компетентный орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимыми документами. Дополнительных разрешений и процедур согласования, как указано выше, не требуется.
Таким образом, как правомерно указывает заявитель, законодательством предусмотрена возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства на территории, предназначенной для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства (в случае если зонированием территории предусмотрено оба указанных вида разрешенного использования). Однако для реализации строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, градостроительным планом которого предусмотрено строительство объекта малоэтажного жилищного строительства, необходимо в заявительном порядке изменить вид разрешенного использования земельного участка на соответствующий проектной документации предполагаемого к строительству объекта без дополнительных разрешений и согласований.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в выдаче разрешений на строительство соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующим правовым нормам, в связи с чем требования общества не подлежат удовлетворению.
Довод общества об отсутствии полномочий у МКУ УАиГ в сфере выдачи разрешений на строительство является несостоятельным и неправомерным, в связи с чем не принимается судом апелляционной инстанции. Полномочиями на выдачу разрешений на строительство МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийск" обладает в соответствии с Уставом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 по делу N А32-11958/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2013 N 15АП-14772/2012 ПО ДЕЛУ N А32-11958/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. N 15АП-14772/2012
Дело N А32-11958/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Южный бриз": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от администрации муниципального образования город Новороссийск: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный бриз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 по делу N А32-11958/2012, принятое судьей Карпенко Т.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный бриз"
к заинтересованным лицам: администрации муниципального образования город Новороссийск, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства",
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "Южный бриз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования город Новороссийск от 25.04.2012 (исх. N 15-1-2-4807/12), связанного с отказом ООО "Южный бриз" в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска; об обязании администрации муниципального образования город Новороссийск выдать ООО "Южный бриз" разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости и свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельные участки разрешенное использование земельных участков установлено для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства, тогда как заявителем истребуется разрешение на строительство индивидуальных жилых домов. Таким образом, представленные заявителем документы не соответствуют разрешенному использованию и градостроительному плану земельных участков, на которых предполагается строительство объектов.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что индивидуальные жилые дома, в целях строительства которых общество просит выдать разрешение на строительство, относятся к объектам малоэтажного строительства как подгруппа данных объектов, то есть представленные документы соответствует виду разрешенного использования и градостроительному плану земельных участков. Указывая на отсутствие в Градостроительном кодексе РФ понятий "объект малоэтажного жилищного строительства" и "малоэтажный жилой дом", а также ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 19.04.2007 г. N 242, Методические рекомендации по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2010 N 79, общество полагает, что индивидуальные жилые дома как "объекты индивидуального жилищного строительства" отнесены к малоэтажной жилой застройке. Об этом, как указывает общество, свидетельствует и письмо ООО "Проектный институт территориального планирования" от 06.07.2012 N 489. С учетом изложенного общество утверждает, что поскольку проектом планировки территории, на которых расположены принадлежащие ему земельные участки, отнесены к "территории малоэтажной жилой застройки", на них допускается осуществлять строительство индивидуальных жилых домов. При согласно пункту 2 статьи 7 и пункту 4 статьи 37 Земельного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Кроме того, общество указывает, что проект планировки населенного пункта, в которым расположены земельные участки, утвержденный постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 06.04.2011 N 1538, а также положения пунктов 1.1.3 - 1.1.5 Приложения 4 к Нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края позволяют выделять в составе малоэтажной жилой застройки усадебную и коттеджную застройку, в том числе индивидуальную. Таким образом, заявитель полагает, что законодательством предусмотрена возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства на территории, предназначенной для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства. Вместе с тем, общество оспаривает законность полномочий МКУ "УАиГ" по выдаче разрешений на строительство.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО г. Новороссийск и МКУ УАиГ не согласились с доводами апелляционной жалобы, указав на то, что несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельных участков послужило правомерным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Южный бриз" обратилось с заявлением о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на спорных земельных участках, расположенных в с. Южная Озереевка.
В ответ на указанное обращение МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска" письмом от 25.04.2012 г. N 15-1-2-4807/12 указало, что разрешения на строительство индивидуальных жилых домов могут быть выданы ООО "Южный бриз" только после изменения вида разрешенного использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийска" также сообщило, что разрешенное использование земельных участков ООО "Южный бриз" в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности и сведениями государственного кадастра недвижимости установлено как "для жилищного строительства", что отражено в п. 2.1 градостроительных планов. В пункте 2.2. градостроительных планов земельных участков, выданных ООО "Южный бриз", определено назначение объекта капитального строительства "объект малоэтажного жилищного строительства".
Таким образом, представленные документы на строительство индивидуальных жилых домов не соответствуют разрешенному использованию земельных участков и назначению объектов капитального строительства, указанному в градостроительных планах земельных участков.
Полагая, что отказ в выдаче разрешений на строительство является незаконным и нарушает права и законные интересы общество, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Повторно рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно материалам дела ООО "Южный бриз" принадлежат земельные участки в с. Южная Озереевка Внутригородского района города Новороссийска Краснодарского края с кадастровыми номерами: 23:47:0117052:864, 23:47:0117052:880, 23:47:0117052:843, 23:47:0117052:762, 23:47:0117052:754, 23:47:0117052:730, 23:47:0117052:824, 23:47:0117052:751, 23:47:0117052:828, 23:47:0117052:766, 23:47:0117052:822, 23:47:0117052:781, 23:47:0117052:790, 23:47:0117052:760, 23:47:0117052:740, 23:47:0117052:776, 23:47:0117052:755, 23:47:0117052:796, 23:47:0117052:773, 23:47:0117052:769, 23:47:0117052:995, 23:47:0117052:796, 23:47:0117052:773, 23:47:0117052:769, 23:47:0117052:995, 23:47:0117052:934, 23:47:0117052:928, 23:47:0117052:825, 23:47:0117052:733, 23:47:0117052:826, 23:47:0117052:929, 23:47:0117052:743, 23:47:0117052:930, 23:47:0117052:748, 23:47:0117052:927, 23:47:0117052:932, 23:47:0117052:931, 23:47:0117052:939,23:47:0117052:958, 23:47:0117052:838, 23:47:0117052:832, 23:47:0117052:936, 23:47:0117052:933, 23:47:0117052:923, 23:47:0117052:957, 23:47:0117052:753, 23:47:0117052:913, 23:47:0117052:857, 23:47:0117052:870, 23:47:0117052:774, 23:47:0117052:848, 23:47:0117052:758, 23:47:0117052:720, 23:47:0117052:745, 23:47:0117052:842, 23:47:0117052:877, 23:47:0117052:840, 23:47:0117052:837, 23:47:0117052:767, 23:47:0117052:727, 23:47:0117052:723, 23:47:0117052:845, 23:47:0117052:736, 23:47:0117052:750, 23:47:0117052:835, 23:47:0117052:749, 23:47:0117052:795, 23:47:0117052:780, 23:47:0117052:775, 23:47:0117052:941, 23:47:0117052:937, 23:47:0117052:809, 23:47:0117052:759, 23:47:0117052:829, 23:47:0117052:784, 23:47:0117052:959, 23:47:0117052:778, 23:47:0117052:792, 23:47:0117052:816, 23:47:0117052:823, 23:47:0117052:1012, 23:47:0117052:942,23:47:0117052:801, 23:47:0117052:862, 23:47:0117052:860, 23:47:0117052:951, 23:47:0117052:789, 23:47:0117052:961, 23:47:0117052:871, 23:47:0117052:878, 23:47:0117052:962, 23:47:0117052:852, 23:47:0117052:875, 23:47:0117052:872, 23:47:0117052:960, 23:47:0117052:1009, 23:47:0117052:1013, 23:47:0117052:782, 23:47:0117052:1010, 23:47:0117052:855, 23:47:0117052:1011, 23:47:0117052:944.
Разрешенное использование земельных участков ООО "Южный бриз" в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности и сведениями государственного кадастра недвижимости установлено как "для жилищного строительства", что отражено в п. 2.1 градостроительных планов.
В пункте 2.2 градостроительных планов земельных участков, выданных ООО "Южный бриз", определено назначение объекта капитального строительства "объект малоэтажного жилищного строительства".
Между тем общество, обращаясь за выдачей разрешений на строительство, представило документы (проектную документацию) на строительство индивидуальных жилых домов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, представленная для получения разрешений на строительство проектная документация на строительство объектов капитального строительства должна соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
- 2) градостроительный план земельного участка;
- 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Как было указано выше, согласно градостроительным планам земельные участки ООО "Южный бриз" предназначены для строительства "объектов малоэтажного жилищного строительства", тогда как разрешения на строительство согласно проектной документации истребовались обществом для строительства индивидуальных жилых домов.
Следовательно, ввиду несоответствия представленной проектной документации градостроительным планам земельных участков обществу правомерно и обоснованно отказано в выдаче разрешений.
Оспаривая законность отказа в выдаче разрешений на строительство, общество указывает, что проект планировки населенного пункта, в котором расположены земельные участки, утвержденный постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 06.04.2011 N 1538, а также положения пунктов 1.1.3 - 1.1.5 Приложения 4 к Нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края позволяют выделять в составе малоэтажной жилой застройки усадебную и коттеджную застройку, в том числе индивидуальную. Таким образом, заявитель полагает, что законодательством предусмотрена возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства на территории, предназначенной для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ в составе земель РФ по целевому назначению выделяются земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На момент отказа в выдаче разрешения на строительство действовал Приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования выделяются, в частности, следующие виды разрешенного использования:
- - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки (к указанному виду относятся земельные участки, предназначенные для размещения среднеэтажных жилых домов, многоэтажных жилых домов, общежитий);
- -земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (к указанному виду относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства" (то есть объектов, предназначенных для проживания одной семьи) и "для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства" (предназначенных для проживания нескольких семей) не являются идентичными и не подменяют друг друга.
Тот факт, что указанные виды разрешенного использования земельных участков относятся к одному целевому назначению и одной территориальной жилой зоне не означает, что на земельном участке населенного пункта в зоне, предназначенной для застройки, допускается размещение любых жилых объектов вне зависимости от вида разрешенного использования, указанного в градостроительном плане земельного участка.
Как правильно указывает заявитель, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Однако это не означает, что для строительства объекта, назначение которого не соответствует градостроительному плану земельного участка, допускается без изменения вида разрешенного использования. Указанная выше возможность самостоятельного выбора вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов может быть реализована заинтересованным лицом путем обращения в компетентный орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимыми документами. Дополнительных разрешений и процедур согласования, как указано выше, не требуется.
Таким образом, как правомерно указывает заявитель, законодательством предусмотрена возможность строительства объектов индивидуального жилищного строительства на территории, предназначенной для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства (в случае если зонированием территории предусмотрено оба указанных вида разрешенного использования). Однако для реализации строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, градостроительным планом которого предусмотрено строительство объекта малоэтажного жилищного строительства, необходимо в заявительном порядке изменить вид разрешенного использования земельного участка на соответствующий проектной документации предполагаемого к строительству объекта без дополнительных разрешений и согласований.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в выдаче разрешений на строительство соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующим правовым нормам, в связи с чем требования общества не подлежат удовлетворению.
Довод общества об отсутствии полномочий у МКУ УАиГ в сфере выдачи разрешений на строительство является несостоятельным и неправомерным, в связи с чем не принимается судом апелляционной инстанции. Полномочиями на выдачу разрешений на строительство МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Новороссийск" обладает в соответствии с Уставом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2012 по делу N А32-11958/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)