Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Травникова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кабировой Е.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Рябинина К.В.
при секретаре Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года, которым удовлетворено заявление К.А. об оспаривании постановлений администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N N 1492, 1493 и распоряжения администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя К.А. - адвоката Серовой А.В. и представителя администрации МО "Выборгский район" - Д., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К.А. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением об оспаривании постановлений администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1493 и 1492 от 18 марта 2013 года и распоряжения администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р, в котором просил указанные акты органа местного самоуправления признать незаконными и отменить.
В обоснование требований К.А. ссылался на то, что на торгах, проведенных в соответствии с постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, он приобрел в собственность земельный участок площадью 42 479 кв. м для размещения объектов рекреационного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер N.
Между тем, оспариваемыми постановлениями и распоряжением отменены ранее принятые акты администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, связанные с формированием и продажей принадлежащего ему земельного участка. Основанием для издания администрацией оспариваемых постановлений и распоряжения явились протесты Выборгского городского прокурора Ленинградской области, в которых указано, что предоставленный истцу в собственность земельный участок расположен в границах N квартала Ленинского участкового лесничества, находящегося в собственности Российской Федерации, полномочиями по распоряжению этим участком администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области не наделена. Тогда как заявитель полагал, что приобретенный им земельный участок относится к землям населенного пункта пос.Ленинское (л.д. 5 - 7 т. 1).
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель К.А. - Ф. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области Д. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые истцом постановления и распоряжение приняты администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области на основании протестов Выборгского городского прокурора.
Представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Ш. оставила разрешение заявления на усмотрение суда.
Представитель ТУ Росимущества в Ленинградской области в судебном заседании не участвовал, представил отзыв, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных К.А. требований отказать, указывая, что спорный земельный участок расположен в пределах бывшего N квартала Ленинского участкового лесничества, право собственности Российской Федерации на N квартал Ленинского участкового лесничества зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Оспариваемые постановления и распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области были изданы без предварительного соблюдения порядка перевода лесных земель в нелесные, за пределами предоставленных администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области полномочий, у администрации МО "Выборгский район" отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Включение спорного земельного участка в границы населенного пункта Ленинское МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области произведено без соблюдения установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую. В результате продажи ответчиком истцу на торгах спорного земельного участка было нарушено право собственности Российской Федерации (л.д. 138 - 140 т. 2).
Представитель администрации МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал (л.д. 89 - 93 т. 2).
6 мая 2013 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым заявление К.А. удовлетворено, признаны незаконными и отменены постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492, постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1493, распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р (л.д. 94 - 102 т. 2).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области не согласилось с законностью и обоснованностью постановленного решения, его представителем О. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований К.А. в полном объеме.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на необоснованное отклонение судом доводов ТУ Росимущества в Ленинградской области о том, что приобретенный заявителем земельный участок входит в состав участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.
Включение этого участка в границы населенного пункта и перевод лесных земель в иную категорию, по мнению подателя жалобы, совершены с нарушением установленного порядка, тогда как администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области не наделена полномочиями по распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности.
В результате продажи на торгах земельного участка, с точки зрения представителя ТУ Росимущества, были нарушены положения ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и право собственности Российской Федерации (л.д. 138 - 140 т. 2).
В дополнениях к апелляционной жалобе, поданных представителем ТУ Росимущества М., указано на то, что суд вынес решение без учета положений п. 6 ст. 84 Земельного кодекса РФ и ст. 19 Лесного кодекса РФ, исходя из смысла которых изменение черты населенного пункта не влечет изменения прав собственника земельного участка, включенного в состав населенного пункта.
С точки зрения представителя Росимущества факт нахождения проданного заявителю земельного участка в составе участка лесного фонда подтверждается проектной документацией лесного участка Рощинского лесничества, а также материалами межевания этого лесного участка, на основании чего кадастровым инженером произведена оценка геоданных границ этих земельных участков.
Податель дополнений к жалобе обращает внимание на то, что при межевании земельного участка, проданного впоследствии К.А., были допущены нарушения законодательства, выразившиеся в отсутствии согласования границ участка со смежными землепользователями, а также с Российской Федерацией в связи с наличием водоохранной зоны.
Представитель ТУ в дополнениях к апелляционной жалобе ссылается также на судебную практику по аналогичным делам (л.д. 163 - 166 т. 2).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заявителя К.А. - адвокат Серова А.В. и представитель администрации МО "Выборгский район" - Д. возражали против доводов жалобы.
Представители Управления Росреестра по Ленинградской области, ТУ Росимущества в Ленинградской области и администрации МО Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещены, о причинах неявки суд не уведомили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (п. 1).
При подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:
- соблюдение срока обращения с заявлением в суд;
- законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п. 22).
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28).
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 10 июля 2012 года N 316-р была проведена работа по формированию земельного участка площадью 42479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов), для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для размещения объектов рекреационного назначения.
Постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 31 октября 2012 года N 7163 утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 42479 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), расположенного по адресу: <адрес>, для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
На основании постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 ноября 2012 года N 7770 организовано проведение аукциона по продаже указанного земельного участка площадью 42479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Победителем проведенного аукциона стал К.А., предложивший наивысшую цену (<...> рублей) за земельный участок площадью 42479 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, для размещения объектов рекреационного назначения.
14 января 2013 года Муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области заключило с К.А. договор N 617-А купли-продажи указанного земельного участка, который послужил основанием для регистрации 15 февраля 2013 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области права собственности К.А. на этот земельный участок.
Постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492 отменено постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 ноября 2012 года N 7770 о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка; постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области.
Постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта года N 1493 отменено постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 31 октября 2012 года N 7163 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане.
Распоряжением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 N 65-р отменено распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 10 июля 2012 года N 316-р о формировании земельного участка для проведения аукциона.
Указанные постановления и распоряжение от 18 марта 2013 года, оспариваемые истцом, изданы администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области по результатам рассмотрения протестов Выборгского городского прокурора.
Удовлетворяя заявление К.А. и признавая незаконными постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492, 1493, распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованными лицами не представлено доказательств нахождения принадлежащего К.А. спорного земельного участка площадью 42479 кв. м с кадастровым номером N в границах лесного участка Рощинского лесничества с кадастровым номером N, находящегося в собственности Российской Федерации.
Между тем, данный вывод суда противоречит фактическим обстоятельствам по делу, подтвержденным доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении правовых норм, подлежащих применению, что привело к неправильным выводам и свидетельствует о незаконности и необоснованности решения в целом.
Так, судом не устанавливались обстоятельства законности оспариваемых постановлений и распоряжения, а также нарушения прав заявителя в результате их издания. Выводы суда по указанным обстоятельствам в решении суда отсутствуют.
Между тем, отменяя постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 ноября 2012 года N 7770, постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 31 октября 2012 года N 7163 и распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 10 июля 2012 года N 316-р, администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области действовала в пределах полномочий, предоставленных ей ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", находящейся в нормативном единстве с ч. 2 ст. 11, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ч. 1).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу ч. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Исходя из смысла ч. 2 ст. 11, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктами 1 и 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из дела видно, что Российская Федерация обладает правом собственности на лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 24441000000 кв. м, в состав которого в числе других входит квартал N Ленинского участкового лесничества. Право собственности Российской Федерации на указанный участок зарегистрировано 18 февраля 2005 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 186 т. 1).
В качестве основания возникновения государственной собственности на лесной участок указана ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в редакции от 18 февраля 2005 года право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами.
В силу ст. 19 действовавшего на тот момент Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года N 22-ФЗ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Вместе с тем, постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" N квартал Ленинского участкового лесничества был включен в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
В то же время в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в первоначальной редакции) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ в редакции от 29 декабря 2006 года отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом следует иметь в виду, что установлением или изменением границ населенных пунктов в силу ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 декабря 2006 года является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно ч. 3 названной нормы включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" N 191-ФЗ в редакции от 18 декабря 2006 года до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Пунктом 2 части 14 статьи 4.1 данного ФЗ установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в:
1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Пунктом 23 ст. 4.1 Закона предусмотрено, что до 1 января 2008 года по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Вместе с тем, п. 5 ч. 4 ст. 8 названного Закона устанавливает необходимость предоставления согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из одной категории в другую.
Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (в редакции от 15 ноября 2004 года), утвержденное Правительством Российской Федерации от 3 сентября 2004 года N 455, устанавливало порядок такого перевода, а в п. 3 определяло, что перевод допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства:
- в лесах первой группы - на основании решения Правительства Российской Федерации по представлению Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
- в лесах второй и третьей групп - на основании решения территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации.
Системный анализ вышеприведенных норм материального права позволяет сделать вывод о том, что перевод земельного участка лесного фонда в другую категорию, в том числе посредством включения его в состав земельного участка населенного пункта, мог быть осуществлен либо федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации при условии получения согласия правообладателя.
При указанных обстоятельствах включение принадлежащего Российской Федерации N квартала Ленинского участкового лесничества в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области нельзя считать переводом участка лесного фонда в земли поселений ввиду несоблюдения установленных порядка и процедуры перевода, а потому наличие действующего постановления Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", которым N квартал Ленинского участкового лесничества был включен в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, вопреки выводам суда первой инстанции, не влечет перехода прав на указанный участок лесного фонда.
Указанный вывод согласуется с содержанием ч. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 18 декабря 2006 года.
Таким образом, в 2012 году осуществление полномочий собственника земельного участка, входящего в состав N квартала Ленинского участкового лесничества, в том числе по формированию земельного участка, утверждению места его расположения и проведения в отношении него аукциона, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, могло осуществлять лишь Росимущество, как непосредственно, так и через свои территориальные органы, но не органы местного самоуправления.
Следовательно, издавая распоряжение от 10 июля 2012 года N 316-р о формировании земельного участка площадью 42479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов), для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для размещения объектов рекреационного назначения, постановление от 31 октября 2012 года N 7163 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка и постановление от 27 ноября 2012 года N 7770 о проведении аукциона по продаже указанного земельного участка, администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области действовала за пределами своих полномочий, предоставленных ей как муниципальным, так и земельным законодательством, а потому указанные акты администрации обоснованно были ею же отменены.
То обстоятельство, что земельный участок, перешедший в собственность К.А. по результатам аукциона, расположен в пределах участка лесного фонда - квартала N Ленинского участкового лесничества (кадастровый номер N), учтенного в реестре федерального имущества, подтверждается, помимо изложенного, сообщением компетентного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (л.д. 97 т. 1), содержание которого заявителем не опровергнуто.
Судебная коллегия отмечает, что указание в судебном решении на то, в состав принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером N входит не весь квартал N Ленинского участкового лесничества, а лишь части его выделов 1, 3, 7 противоречит содержанию имеющихся в деле доказательств, в том числе приведенной в решении выписке из государственного кадастра недвижимости, которая на листе N отражает наличие обременений в отношении частей целого земельного участка, а не сведения об их принадлежности.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Ленинградской области, которые являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения об отказе в удовлетворении заявления К.А.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что, исходя из смысла ч. 1 ст. 3, ст. ст. 255, 258 ГПК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", удовлетворение заявления, вытекающего из публичных правоотношений, должно быть обусловлено наличием доказательств нарушения прав заявителя оспариваемым решением (действием).
Доказательства нарушения прав и свобод заявителя, создания ему препятствий к осуществлению прав и свобод, незаконного возложения каких-либо обязанностей или незаконного привлечения к ответственности в контексте приведения в исполнение отмененных актов органа местного самоуправления не представлено, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года отменить.
В удовлетворении заявления К.А. о признании незаконными и отмене постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492, постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1493, распоряжения администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2013 N 33-3841/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. N 33-3841/2013
Судья Травникова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кабировой Е.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Рябинина К.В.
при секретаре Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года, которым удовлетворено заявление К.А. об оспаривании постановлений администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N N 1492, 1493 и распоряжения администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя К.А. - адвоката Серовой А.В. и представителя администрации МО "Выборгский район" - Д., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К.А. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением об оспаривании постановлений администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1493 и 1492 от 18 марта 2013 года и распоряжения администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р, в котором просил указанные акты органа местного самоуправления признать незаконными и отменить.
В обоснование требований К.А. ссылался на то, что на торгах, проведенных в соответствии с постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, он приобрел в собственность земельный участок площадью 42 479 кв. м для размещения объектов рекреационного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер N.
Между тем, оспариваемыми постановлениями и распоряжением отменены ранее принятые акты администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, связанные с формированием и продажей принадлежащего ему земельного участка. Основанием для издания администрацией оспариваемых постановлений и распоряжения явились протесты Выборгского городского прокурора Ленинградской области, в которых указано, что предоставленный истцу в собственность земельный участок расположен в границах N квартала Ленинского участкового лесничества, находящегося в собственности Российской Федерации, полномочиями по распоряжению этим участком администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области не наделена. Тогда как заявитель полагал, что приобретенный им земельный участок относится к землям населенного пункта пос.Ленинское (л.д. 5 - 7 т. 1).
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель К.А. - Ф. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области Д. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые истцом постановления и распоряжение приняты администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области на основании протестов Выборгского городского прокурора.
Представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Ш. оставила разрешение заявления на усмотрение суда.
Представитель ТУ Росимущества в Ленинградской области в судебном заседании не участвовал, представил отзыв, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных К.А. требований отказать, указывая, что спорный земельный участок расположен в пределах бывшего N квартала Ленинского участкового лесничества, право собственности Российской Федерации на N квартал Ленинского участкового лесничества зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Оспариваемые постановления и распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области были изданы без предварительного соблюдения порядка перевода лесных земель в нелесные, за пределами предоставленных администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области полномочий, у администрации МО "Выборгский район" отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Включение спорного земельного участка в границы населенного пункта Ленинское МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области произведено без соблюдения установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую. В результате продажи ответчиком истцу на торгах спорного земельного участка было нарушено право собственности Российской Федерации (л.д. 138 - 140 т. 2).
Представитель администрации МО "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал (л.д. 89 - 93 т. 2).
6 мая 2013 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым заявление К.А. удовлетворено, признаны незаконными и отменены постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492, постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1493, распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р (л.д. 94 - 102 т. 2).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области не согласилось с законностью и обоснованностью постановленного решения, его представителем О. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований К.А. в полном объеме.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на необоснованное отклонение судом доводов ТУ Росимущества в Ленинградской области о том, что приобретенный заявителем земельный участок входит в состав участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.
Включение этого участка в границы населенного пункта и перевод лесных земель в иную категорию, по мнению подателя жалобы, совершены с нарушением установленного порядка, тогда как администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области не наделена полномочиями по распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности.
В результате продажи на торгах земельного участка, с точки зрения представителя ТУ Росимущества, были нарушены положения ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и право собственности Российской Федерации (л.д. 138 - 140 т. 2).
В дополнениях к апелляционной жалобе, поданных представителем ТУ Росимущества М., указано на то, что суд вынес решение без учета положений п. 6 ст. 84 Земельного кодекса РФ и ст. 19 Лесного кодекса РФ, исходя из смысла которых изменение черты населенного пункта не влечет изменения прав собственника земельного участка, включенного в состав населенного пункта.
С точки зрения представителя Росимущества факт нахождения проданного заявителю земельного участка в составе участка лесного фонда подтверждается проектной документацией лесного участка Рощинского лесничества, а также материалами межевания этого лесного участка, на основании чего кадастровым инженером произведена оценка геоданных границ этих земельных участков.
Податель дополнений к жалобе обращает внимание на то, что при межевании земельного участка, проданного впоследствии К.А., были допущены нарушения законодательства, выразившиеся в отсутствии согласования границ участка со смежными землепользователями, а также с Российской Федерацией в связи с наличием водоохранной зоны.
Представитель ТУ в дополнениях к апелляционной жалобе ссылается также на судебную практику по аналогичным делам (л.д. 163 - 166 т. 2).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заявителя К.А. - адвокат Серова А.В. и представитель администрации МО "Выборгский район" - Д. возражали против доводов жалобы.
Представители Управления Росреестра по Ленинградской области, ТУ Росимущества в Ленинградской области и администрации МО Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещены, о причинах неявки суд не уведомили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (п. 1).
При подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:
- соблюдение срока обращения с заявлением в суд;
- законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия) (п. 22).
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28).
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 10 июля 2012 года N 316-р была проведена работа по формированию земельного участка площадью 42479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов), для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для размещения объектов рекреационного назначения.
Постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 31 октября 2012 года N 7163 утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 42479 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), расположенного по адресу: <адрес>, для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
На основании постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 ноября 2012 года N 7770 организовано проведение аукциона по продаже указанного земельного участка площадью 42479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Победителем проведенного аукциона стал К.А., предложивший наивысшую цену (<...> рублей) за земельный участок площадью 42479 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, для размещения объектов рекреационного назначения.
14 января 2013 года Муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области заключило с К.А. договор N 617-А купли-продажи указанного земельного участка, который послужил основанием для регистрации 15 февраля 2013 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области права собственности К.А. на этот земельный участок.
Постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492 отменено постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 ноября 2012 года N 7770 о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка; постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области.
Постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта года N 1493 отменено постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 31 октября 2012 года N 7163 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане.
Распоряжением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 N 65-р отменено распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 10 июля 2012 года N 316-р о формировании земельного участка для проведения аукциона.
Указанные постановления и распоряжение от 18 марта 2013 года, оспариваемые истцом, изданы администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области по результатам рассмотрения протестов Выборгского городского прокурора.
Удовлетворяя заявление К.А. и признавая незаконными постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492, 1493, распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованными лицами не представлено доказательств нахождения принадлежащего К.А. спорного земельного участка площадью 42479 кв. м с кадастровым номером N в границах лесного участка Рощинского лесничества с кадастровым номером N, находящегося в собственности Российской Федерации.
Между тем, данный вывод суда противоречит фактическим обстоятельствам по делу, подтвержденным доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении правовых норм, подлежащих применению, что привело к неправильным выводам и свидетельствует о незаконности и необоснованности решения в целом.
Так, судом не устанавливались обстоятельства законности оспариваемых постановлений и распоряжения, а также нарушения прав заявителя в результате их издания. Выводы суда по указанным обстоятельствам в решении суда отсутствуют.
Между тем, отменяя постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 ноября 2012 года N 7770, постановление администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 31 октября 2012 года N 7163 и распоряжение администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 10 июля 2012 года N 316-р, администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области действовала в пределах полномочий, предоставленных ей ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", находящейся в нормативном единстве с ч. 2 ст. 11, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ч. 1).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу ч. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Исходя из смысла ч. 2 ст. 11, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктами 1 и 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из дела видно, что Российская Федерация обладает правом собственности на лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 24441000000 кв. м, в состав которого в числе других входит квартал N Ленинского участкового лесничества. Право собственности Российской Федерации на указанный участок зарегистрировано 18 февраля 2005 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 186 т. 1).
В качестве основания возникновения государственной собственности на лесной участок указана ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в редакции от 18 февраля 2005 года право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами.
В силу ст. 19 действовавшего на тот момент Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года N 22-ФЗ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Вместе с тем, постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" N квартал Ленинского участкового лесничества был включен в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
В то же время в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в первоначальной редакции) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ в редакции от 29 декабря 2006 года отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом следует иметь в виду, что установлением или изменением границ населенных пунктов в силу ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 декабря 2006 года является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно ч. 3 названной нормы включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" N 191-ФЗ в редакции от 18 декабря 2006 года до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Пунктом 2 части 14 статьи 4.1 данного ФЗ установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в:
1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
Пунктом 23 ст. 4.1 Закона предусмотрено, что до 1 января 2008 года по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Вместе с тем, п. 5 ч. 4 ст. 8 названного Закона устанавливает необходимость предоставления согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из одной категории в другую.
Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (в редакции от 15 ноября 2004 года), утвержденное Правительством Российской Федерации от 3 сентября 2004 года N 455, устанавливало порядок такого перевода, а в п. 3 определяло, что перевод допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства:
- в лесах первой группы - на основании решения Правительства Российской Федерации по представлению Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
- в лесах второй и третьей групп - на основании решения территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации.
Системный анализ вышеприведенных норм материального права позволяет сделать вывод о том, что перевод земельного участка лесного фонда в другую категорию, в том числе посредством включения его в состав земельного участка населенного пункта, мог быть осуществлен либо федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации при условии получения согласия правообладателя.
При указанных обстоятельствах включение принадлежащего Российской Федерации N квартала Ленинского участкового лесничества в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области нельзя считать переводом участка лесного фонда в земли поселений ввиду несоблюдения установленных порядка и процедуры перевода, а потому наличие действующего постановления Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", которым N квартал Ленинского участкового лесничества был включен в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, вопреки выводам суда первой инстанции, не влечет перехода прав на указанный участок лесного фонда.
Указанный вывод согласуется с содержанием ч. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 18 декабря 2006 года.
Таким образом, в 2012 году осуществление полномочий собственника земельного участка, входящего в состав N квартала Ленинского участкового лесничества, в том числе по формированию земельного участка, утверждению места его расположения и проведения в отношении него аукциона, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, могло осуществлять лишь Росимущество, как непосредственно, так и через свои территориальные органы, но не органы местного самоуправления.
Следовательно, издавая распоряжение от 10 июля 2012 года N 316-р о формировании земельного участка площадью 42479 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов), для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для размещения объектов рекреационного назначения, постановление от 31 октября 2012 года N 7163 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане земельного участка и постановление от 27 ноября 2012 года N 7770 о проведении аукциона по продаже указанного земельного участка, администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области действовала за пределами своих полномочий, предоставленных ей как муниципальным, так и земельным законодательством, а потому указанные акты администрации обоснованно были ею же отменены.
То обстоятельство, что земельный участок, перешедший в собственность К.А. по результатам аукциона, расположен в пределах участка лесного фонда - квартала N Ленинского участкового лесничества (кадастровый номер N), учтенного в реестре федерального имущества, подтверждается, помимо изложенного, сообщением компетентного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (л.д. 97 т. 1), содержание которого заявителем не опровергнуто.
Судебная коллегия отмечает, что указание в судебном решении на то, в состав принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером N входит не весь квартал N Ленинского участкового лесничества, а лишь части его выделов 1, 3, 7 противоречит содержанию имеющихся в деле доказательств, в том числе приведенной в решении выписке из государственного кадастра недвижимости, которая на листе N отражает наличие обременений в отношении частей целого земельного участка, а не сведения об их принадлежности.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Ленинградской области, которые являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения об отказе в удовлетворении заявления К.А.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что, исходя из смысла ч. 1 ст. 3, ст. ст. 255, 258 ГПК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", удовлетворение заявления, вытекающего из публичных правоотношений, должно быть обусловлено наличием доказательств нарушения прав заявителя оспариваемым решением (действием).
Доказательства нарушения прав и свобод заявителя, создания ему препятствий к осуществлению прав и свобод, незаконного возложения каких-либо обязанностей или незаконного привлечения к ответственности в контексте приведения в исполнение отмененных актов органа местного самоуправления не представлено, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года отменить.
В удовлетворении заявления К.А. о признании незаконными и отмене постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1492, постановления администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 1493, распоряжения администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 18 марта 2013 года N 65-р отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)