Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2013 ПО ДЕЛУ N А32-22792/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2013 г. по делу N А32-22792/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьего лица - закрытого акционерного общества "Мирное", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 (судьи Захарова Л.А., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-22792/2012, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ управления Росреестра от 20.02.2012 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 площадью 3 443 867 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Мира, 15;
- - обязать управление Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Требования мотивированы следующим. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:0002 площадью 502 га (исходный участок) возникло при разграничении государственной собственности на землю в 2004 году. Земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 образован в результате раздела исходного участка, следовательно, является федеральной собственностью. Поэтому отказ управления Росреестра в регистрации права не соответствует закону и нарушает права Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Мирное" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:0002 площадью 502 га включен в перечень земельных участков, расположенных на территории Краснодарского края, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 314-р). По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) из указанного участка образован (путем выдела) земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6. Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на указанный участок по мотиву непредставления документа, подтверждающего возникновение права Российской Федерации (письмо от 20.02.2012). При проверке доводов заявителя суды исходили из порядка проведения государственной регистрации прав, установленного Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). К заявлению о государственной регистрации заинтересованное лицо должно приложить документы, необходимые для ее проведения. В перечне участков, утвержденном распоряжением от 04.03.2004 N 314-р, спорный земельный участок отсутствует. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 23:50:0401000:0002 не зарегистрировано. Поэтому ссылки территориального управления на распоряжение от 04.03.2004 N 314-р как на основание возникновения права федеральной собственности на участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 суды отклонили (статья 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"; далее - Закон о разграничении собственности). Суд первой инстанции также указал, что исходный участок не относится также и к участкам, право собственности на которые возникает у Российской Федерации в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Отсутствие доказательств возникновения права собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 23:50:0401000:0002 подтверждено судебными актами по делу N А32-22793/2012 (о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:0005, также образованный из исходного участка). Поскольку заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, отказ управления Росреестра судебные инстанции признали соответствующим Закону о регистрации. Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований (т. 2, л.д. 60, 93).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению территориального управления, отказ управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 не соответствует действующему законодательству. В силу статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности на земельные участки подлежит государственной регистрации. Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти. Исходя из части 1 статьи 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. С учетом указанных норм основанием для регистрации права федеральной собственности является распоряжение от 04.03.2004 N 314-р, утвердившее перечень участков, расположенных на территории Краснодарского края, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В перечне указан участок общей площадью 502 га (кадастровый номер 23:50:0401000:0002), стоявший на учете без границ как ранее учтенный. Постановлением главы г. Тихорецка от 25.11.2004 N 2980 указанный участок разделен на два самостоятельных земельных участка (площадью 4 988 309 кв. м и 31 691 кв. м). По сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 образован из участка с кадастровым номером 23:50:0401000:0002 (с последующим уточнением местоположения границ и площади). Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 возникло в силу закона и подлежит государственной регистрации.
От управления Росреестра и общества отзывы на жалобу не поступили.
Участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса, представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 314-р утвержден перечень земельных участков, расположенных на территории Краснодарского края, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В перечне указан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:50:0401000:0002 площадью 502 га с местоположением: Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, ул. Мира, 15 (т. 1, л.д. 14, 15).
Постановлением главы г. Тихорецка от 25.11.2004 N 2980 (т. 1, л.д. 50, 63) участок с кадастровым номером 23:50:0401000:0002, находящийся в пользовании общества, разделен на два самостоятельных участка: для нужд сельскохозяйственного назначения (площадью 4 988 309 кв. м) и для эксплуатации зданий (площадью 31 691 кв. м).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 11.11.2011 и от 15.08.2012 следует, что многоконтурный земельный участок площадью 3 443 867 кв. м учтен в ГКН (02.12.2004) под кадастровым номером 23:50:0401000:6. В качестве предыдущего номера участка указан кадастровый номер 23:50:0401000:0002. Участку установлено разрешенное использование - для нужд сельскохозяйственного назначения; в качестве правообладателя (постоянное (бессрочное) пользование) указано общество (т. 1, л.д. 44, 45, 78-80).
20 декабря 2012 года территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6. Как видно из расписки в получении документов от 20.12.2012, к заявлению приложены кадастровый паспорт на земельный участок от 11.11.2011 и доверенность (т. 1, л.д. 112).
Проведение государственной регистрации приостанавливалось регистрирующим органом в связи с отсутствием документа, подтверждающего возникновение права Российской Федерации на земельный участок. Управление Росреестра указало, что представленное на государственную регистрацию распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 314-р не подтверждает возникновение у заявителя права на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 (т. 1, л.д. 94).
20 февраля 2012 года управление Росреестра на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права. Отказ мотивирован непредставлением территориальным управлением документов, необходимых для государственной регистрации. Причины, препятствующие регистрации права собственности, не устранены; правоустанавливающий документ на земельный участок не представлен (т. 1, л.д. 89-91).
Полагая, что отказ управления Росреестра от 20.02.2012 не соответствует нормам Закона о регистрации, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса, пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации в соответствии с Законом о регистрации (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
К числу таких документов относятся заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Однако в отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю законодателем предусмотрены особенности.
Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В пункте 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень). В рассматриваемый период действовал Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
На государственною регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 Перечня).
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
До 1 июля 2006 года правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) определялись Законом о разграничении собственности.
Статьей 2 названного Закона предусматривалось, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В качестве основания для регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок территориальное управление приводит распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 314-р, утвердившее перечень участков, расположенных на территории Краснодарского края, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В перечне указан участок общей площадью 502 га (кадастровый номер 23:50:0401000:0002), стоявший на учете без границ как ранее учтенный. По сведениям ГКН указанный участок разделен на два самостоятельных земельных участка; участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 образован из участка с кадастровым номером 23:50:0401000:0002 (с последующим уточнением местоположения границ и площади). Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 возникло в силу норм Закона о разграничении собственности (на основании распоряжения от 04.03.2004 N 314-р) и подлежит государственной регистрации.

Установив названные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы о том, что территориальным управлением были представлены все необходимые для осуществления государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:50:0401000:6 документы (подтверждающие отнесение спорного участка к федеральной собственности) не основан на материалах дела. Оценив представленные доказательства, судебные инстанции признали недоказанными доводы территориального управления о возникновении права федеральной собственности на спорный земельный участок на основании распоряжения от 04.03.2004 N 314-р, и пришли к обоснованному выводу о соответствии отказа управления Росреестра положениям Закона о регистрации.
По правилам части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 по делу N А32-22792/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)