Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А14-17369/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А14-17369/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОПРОМСНАБ" (ОГРН 1023601610911, ИНН 3662049331, ул. Машиностроителей, 7, г. Воронеж, 394019) - Баулина О.В. (дов. от 20.12.2012 N 18), Добросоцкого В.В. (дов. от 30.08.2013 N 9),
от заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440, ул. 9 Января, 36, г. Воронеж, 394018) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, пер. Никольский, д. 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2013 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 (судьи Донцов П.В., Скрынников В.А., Семенюта Е.А.) по делу N А14-17369/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Энергопромснаб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Теруправление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 21126+/-51 кв. м с кадастровым номером 36:34:0209016:119, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дружинников, д. 8в, оформленное письмом от 03.10.2012 ВШ-6/6202, об обязании Росимущества принять решение об образовании и предоставлении в аренду ООО "Энергопромснаб" земельного участка с кадастровым номером 36:34:0209016:119 и направить обществу проект договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013, заявленные требования удовлетворены. Бездействие Росимущества и Теруправления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду ООО "Энергопромснаб" земельного участка с кадастровым номером 36:34:0209016:119, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дружинников, д. 8в, признано незаконным. На Росимущество и Теруправление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав общества, а именно принять решение об образовании и предоставлении в аренду ООО "Энергопромснаб" вышеуказанного земельного участка и направить обществу проект договора аренды.
В кассационной жалобе Теруправление просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных ООО "Энергопромснаб" требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Энергопромснаб" просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Энергопромснаб" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Дружинников, 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на части земельного участка с кадастровым номером 36:34:0209016:6, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания зданий и сооружений, площадью 33834 кв. м, адрес (местоположение): Воронежская область, г. Воронеж, ул. Дружинников, 1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), выданной Управлением Росреестра по Воронежской области 20.09.2012 N 01/070/2012-3686, земельный участок с кадастровым номером 36:34:0209016:6 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
25.09.2012 ООО "Энергопромснаб" обратилось в Теруправление с заявлением, в котором просило решить вопрос об образовании и предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 21126+/-51 кв. м с кадастровым номером 36:34:0209016:119, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дружинников, д. 8в (адрес присвоен при постановке земельного участка на кадастровый учет), на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0209016:119 сформирован обществом и поставлен на кадастровый учет 02.05.2012 с целью реализации принадлежащего ему права на предоставление данного земельного участка в аренду в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 36:34:0209016:106, который в свою очередь образован в результате преобразования находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 36:34:0209016:6.
Письмом от 03.10.2012 N ВШ-6/6202 Теруправление возвратило ООО "Энергопромснаб" пакет документов на доработку, указав, что согласно данным ЕГРП земельный участок площадью 21126 кв. м с кадастровым номером 36:34:0209016:119, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Дружинников, д. 8в, в государственном реестре прав на недвижимое имущество не учитывается.
Считая бездействие Росимущества и Теруправления по непринятию решения о предоставлении в аренду ООО "Энергопромснаб" земельного участка площадью 21126+/-51 кв. м с кадастровым номером 36:34:0209016:119, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Дружинников, д. 8в, незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, ООО "Энергопромснаб" в целях предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:34:0209016:119, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, представило в Теруправление все необходимые документы.
Ссылка Теруправления на то, что незаконное бездействие, якобы выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка отсутствует, правомерно отклонена судебной коллегией апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Административные отношения, связанные с действиями Росимущества и его территориальных управлений по реализации права на приобретение земельных участков, регулируются Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 года N 622 (далее - Административный регламент), Типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое Положение), положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
Согласно п. 2.2 Административного регламента, государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Пунктом 2.3. Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Административного регламента, а также в случаях, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе.
В п.п. "е" п. 4.8 Типового положения говорится, что Теруправление по поручению Росимущества предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадь которых превышает один гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Указанные полномочия оговорены и в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
Учитывая, что Теруправление не уполномочено самостоятельно принимать решение об образовании и предоставлении в аренду ООО "Энергопромснаб" земельного участка площадью 21126+/-51 кв. м с кадастровым номером 36:34:0209016:119, при этом Теруправление обязано проводить первичную экспертизу предоставляемых вместе с заявлением документов, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о допущенном бездействии, как со стороны Росимущества, так и со стороны Теруправления, поскольку вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Довод кассационной жалобы Теруправления, об отсутствии регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок является несостоятельным в силу следующего.
Согласно данным выписки из ЕГРП от 20.09.2012, земельный участок с кадастровым номером 36:34:0209016:6, из которого образован спорный земельный участок, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Таким образом, ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0209016:6 снят с кадастрового учета и из него невозможно образовать земельный участок площадью 21126 кв. м отклоняется коллегией судей кассационной инстанции.
Кроме того, факт образования и постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 21126 кв. м с кадастровым номером 36:34:0209016:119 подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области 02.05.2012.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны несостоятельными, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А14-17369/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)