Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-3050/2013
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское, Самарская область (ОГРН 1026303779996, ИНН 6375002060) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 11.01.2013 N 25/502/2012-227; обязать последнего провести за Комитетом государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 776 202 кв. м, кадастровый номер 63:25:0905003:53, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ООО "Имени Кирова".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013, требования Комитета удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Комитета, ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В. определением от 24.10.2013 отложил рассмотрение настоящего дела на 13 часов 30 минут 19.11.2013.
После отложения рассмотрения дела продолжено в том же составе суда.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 N 1777, согласно которому Комитету предоставляется земельный участок площадью 776 202 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель, расположенного по адресу: Самарская область. Красноармейский район, ООО "им. Кирова" для сельскохозяйственного использования в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей лицами, указанными в данной статье. Перечень таких лиц является исчерпывающим.
В статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) перечислен перечень вопросов местного значения муниципального района, на решение которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, однако осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Согласно Положению о Комитете осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Пунктом 2 статьи 41 Федерального закона N 131 предусмотрено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
По смыслу указанных выше норм Комитет как казенное учреждение не вправе заниматься коммерческой деятельностью, в том числе сельскохозяйственным производством.
Не учтены судами и положения пункта 3 статьи 80 ЗК РФ, в силу которого использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно указанной норме способы использования земель фонда перераспределения земель определены в статье 78 ЗК РФ, а порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначении фонда перераспределении устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначении".
В данном случае Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление таких земельных участков на иных видах права действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, у администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отсутствовали законные основания предоставлять спорный земельный участок Комитету на праве постоянного (бессрочного) пользовании. Поскольку Комитет в связи с особенностями своего правового статуса не вправе осуществлять такие виды деятельности как сельскохозяйственное производство, спорный земельный участок не может быть ему предоставлен ни на каком виде права.
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует отношения связанные с использованием и предоставлением земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения. В свою очередь, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы предоставления земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен субъектный состав и вид права, на котором перечисленным в данной статье лицам передаются земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации являются ошибочными, следствием неправильного применения норм материального права.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а заявленные требования - отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А55-3050/2013 отменить.
В удовлетворении требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-3050/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2013 г. по делу N А55-3050/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-3050/2013
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, с. Красноармейское, Самарская область (ОГРН 1026303779996, ИНН 6375002060) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 11.01.2013 N 25/502/2012-227; обязать последнего провести за Комитетом государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 776 202 кв. м, кадастровый номер 63:25:0905003:53, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ООО "Имени Кирова".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013, требования Комитета удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Комитета, ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В. определением от 24.10.2013 отложил рассмотрение настоящего дела на 13 часов 30 минут 19.11.2013.
После отложения рассмотрения дела продолжено в том же составе суда.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 N 1777, согласно которому Комитету предоставляется земельный участок площадью 776 202 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель, расположенного по адресу: Самарская область. Красноармейский район, ООО "им. Кирова" для сельскохозяйственного использования в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей лицами, указанными в данной статье. Перечень таких лиц является исчерпывающим.
В статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) перечислен перечень вопросов местного значения муниципального района, на решение которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, однако осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Согласно Положению о Комитете осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Пунктом 2 статьи 41 Федерального закона N 131 предусмотрено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
По смыслу указанных выше норм Комитет как казенное учреждение не вправе заниматься коммерческой деятельностью, в том числе сельскохозяйственным производством.
Не учтены судами и положения пункта 3 статьи 80 ЗК РФ, в силу которого использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно указанной норме способы использования земель фонда перераспределения земель определены в статье 78 ЗК РФ, а порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначении фонда перераспределении устанавливается Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначении".
В данном случае Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление таких земельных участков на иных видах права действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, у администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отсутствовали законные основания предоставлять спорный земельный участок Комитету на праве постоянного (бессрочного) пользовании. Поскольку Комитет в связи с особенностями своего правового статуса не вправе осуществлять такие виды деятельности как сельскохозяйственное производство, спорный земельный участок не может быть ему предоставлен ни на каком виде права.
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует отношения связанные с использованием и предоставлением земельных участков, а не земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения. В свою очередь, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы предоставления земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен субъектный состав и вид права, на котором перечисленным в данной статье лицам передаются земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации являются ошибочными, следствием неправильного применения норм материального права.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а заявленные требования - отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А55-3050/2013 отменить.
В удовлетворении требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)