Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Медоева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей Рыбиной А.В., Шелудько В.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Л.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >6 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар от < дата обезличена > < номер обезличен > в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решением Первомайского районного суда от 17 июля 2013 года отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от от < дата обезличена > < номер обезличен > признан незаконным. На администрацию МО г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав < Ф.И.О. >6 путем предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства в аренду, сроком на 10 лет, с направлением договора аренды в адрес заявителя.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >5 просит решение суда отменить, как незаконное, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения представителя < Ф.И.О. >6 на основании доверенности < Ф.И.О. >7, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно справке МСЭ-2011 < номер обезличен >, < Ф.И.О. >6 является инвалидом 2 группы (инвалидность с детства), по общему заболеванию; инвалидность присвоена бессрочно.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от < дата обезличена > < номер обезличен > заявителю отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на решение городской Думы Краснодара от 29 сентября 2009 года N 61 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар", согласно которому инвалиды второй группы не включены в список льготных категорий граждан, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуальною жилищного строительства без проведения торгов.
Как установлено ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года N 1127-О-О разъяснено, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Как установлено ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к верному выводу о том, что администрацией МО г. Краснодар в лице департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар не представлено доказательств законности принятого ими решения, в связи с чем, правомерно удовлетворил требования < Ф.И.О. >6
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно положениям п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Возлагая на администрацию МО г. Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар обязанность по устранению допущенных нарушений прав < Ф.И.О. >6 путем предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства в аренду, сроком на 10 лет, с направлением договора аренды в адрес заявителя, суд первой инстанции не учел, что специально указанные подобные условия являются очевидными, однако вместе с тем, фактически усложняют исполнение судебного решения.
Таким образом, учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, изложив резолютивную часть решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года в редакции, позволяющей устранить сомнения при его исполнении.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: "Признать отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от < дата обезличена > незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар устранить в полном объеме допущенные нарушения прав < Ф.И.О. >6, < дата обезличена > года рождения, путем предоставления < Ф.И.О. >6 земельного участка из земель населенных пунктов в аренду, с направлением договора аренды в адрес заявителя".
В остальной части решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-20750/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу N 33-20750/2013
Судья - Медоева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей Рыбиной А.В., Шелудько В.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Л.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >6 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар от < дата обезличена > < номер обезличен > в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решением Первомайского районного суда от 17 июля 2013 года отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от от < дата обезличена > < номер обезличен > признан незаконным. На администрацию МО г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав < Ф.И.О. >6 путем предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства в аренду, сроком на 10 лет, с направлением договора аренды в адрес заявителя.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >5 просит решение суда отменить, как незаконное, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения представителя < Ф.И.О. >6 на основании доверенности < Ф.И.О. >7, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно справке МСЭ-2011 < номер обезличен >, < Ф.И.О. >6 является инвалидом 2 группы (инвалидность с детства), по общему заболеванию; инвалидность присвоена бессрочно.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от < дата обезличена > < номер обезличен > заявителю отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на решение городской Думы Краснодара от 29 сентября 2009 года N 61 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар", согласно которому инвалиды второй группы не включены в список льготных категорий граждан, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуальною жилищного строительства без проведения торгов.
Как установлено ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года N 1127-О-О разъяснено, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Как установлено ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к верному выводу о том, что администрацией МО г. Краснодар в лице департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар не представлено доказательств законности принятого ими решения, в связи с чем, правомерно удовлетворил требования < Ф.И.О. >6
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно положениям п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Возлагая на администрацию МО г. Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар обязанность по устранению допущенных нарушений прав < Ф.И.О. >6 путем предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства в аренду, сроком на 10 лет, с направлением договора аренды в адрес заявителя, суд первой инстанции не учел, что специально указанные подобные условия являются очевидными, однако вместе с тем, фактически усложняют исполнение судебного решения.
Таким образом, учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, изложив резолютивную часть решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года в редакции, позволяющей устранить сомнения при его исполнении.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: "Признать отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от < дата обезличена > незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар устранить в полном объеме допущенные нарушения прав < Ф.И.О. >6, < дата обезличена > года рождения, путем предоставления < Ф.И.О. >6 земельного участка из земель населенных пунктов в аренду, с направлением договора аренды в адрес заявителя".
В остальной части решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)