Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-30397/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркет", г. Самара (ИНН 6311123824, ОГРН 1106311006230) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департаменту потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маркет" (далее - заявитель, ООО "Маркет") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Министерства строительства Самарской области от 21.05.2012 N 3/3397 об отказе ООО "Маркет" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.04.2012 N СП-9/7964-0-17 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, а также письма Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N 14-01/02-289.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решение Министерства строительства Самарской области от 21.05.2012 N 3/3397 об отказе ООО "Маркет" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, а также заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.04.2012 N СП-9/7964-0-17 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары. На Министерство строительства Самарской области и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Маркет" в соответствии с действующим законодательством. В части требования о признании незаконным письма Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N 14-01/02-289 - производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении всех заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Маркет" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом от 25.04.2012 N СП-9/7964-0-17 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка. Отказ, со ссылкой на письмо Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N 14-01/02-289, мотивирован нецелесообразностью размещения магазина в связи с обеспеченностью района торговыми площадями по данному адресу свыше 100% от Региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области.
На основании указанного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства решением от 21.05.2012 N 3/3397 отказало в предоставлении земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Для строительства земельные участки предоставляются по заявлению о выборе земельного участка с предварительном согласованием места размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По пункту 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из изложенного следует, что основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на нецелесообразность размещения объекта торговли.
Суды двух инстанций пришли к правомерному выводу, что указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для не обеспечения выбора земельного участка в материалы дела суду не представлено.
Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство также ссылается на отсутствие целесообразности предоставления участка для строительства торгового объекта.
При этом указанные основания не соответствует положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя.
Таким образом, незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области, что является основанием для признания незаконными отказа Департамента строительства и Министерства строительства.
Кроме того, в оспариваемых отказах отсутствуют ссылки на нормы земельного законодательства, препятствующие формированию испрашиваемого земельного участка и последующего его предоставления (на момент издания отказов).
Судебная коллегия выводы судов находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А55-30397/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-30397/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу N А55-30397/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-30397/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркет", г. Самара (ИНН 6311123824, ОГРН 1106311006230) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департаменту потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Маркет" (далее - заявитель, ООО "Маркет") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Министерства строительства Самарской области от 21.05.2012 N 3/3397 об отказе ООО "Маркет" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.04.2012 N СП-9/7964-0-17 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, а также письма Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N 14-01/02-289.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решение Министерства строительства Самарской области от 21.05.2012 N 3/3397 об отказе ООО "Маркет" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары, а также заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 25.04.2012 N СП-9/7964-0-17 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары. На Министерство строительства Самарской области и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Маркет" в соответствии с действующим законодательством. В части требования о признании незаконным письма Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N 14-01/02-289 - производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении всех заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Маркет" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения магазина около дома N 62 по ул. Димитрова в Кировском районе г. Самары.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом от 25.04.2012 N СП-9/7964-0-17 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка. Отказ, со ссылкой на письмо Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 03.02.2012 N 14-01/02-289, мотивирован нецелесообразностью размещения магазина в связи с обеспеченностью района торговыми площадями по данному адресу свыше 100% от Региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области.
На основании указанного письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства решением от 21.05.2012 N 3/3397 отказало в предоставлении земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Для строительства земельные участки предоставляются по заявлению о выборе земельного участка с предварительном согласованием места размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По пункту 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из изложенного следует, что основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акт о выборе и схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на нецелесообразность размещения объекта торговли.
Суды двух инстанций пришли к правомерному выводу, что указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для не обеспечения выбора земельного участка в материалы дела суду не представлено.
Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство также ссылается на отсутствие целесообразности предоставления участка для строительства торгового объекта.
При этом указанные основания не соответствует положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя.
Таким образом, незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области, что является основанием для признания незаконными отказа Департамента строительства и Министерства строительства.
Кроме того, в оспариваемых отказах отсутствуют ссылки на нормы земельного законодательства, препятствующие формированию испрашиваемого земельного участка и последующего его предоставления (на момент издания отказов).
Судебная коллегия выводы судов находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2013 по делу N А55-30397/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)