Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 N 18АП-2447/2013 ПО ДЕЛУ N А07-9839/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. N 18АП-2447/2013

Дело N А07-9839/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюповой А.Т., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-9839/2012 (судья Вальшина М.Х.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Байбулатов И.Р. (доверенность N 578 от 01.02.2013).
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее также - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также - Министерство, ответчик) о признании недействительным приказа от 22.04.2011 N 804 в части установления права государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0208, а также в части установления права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:110901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 (т. 1, л.д. 5-11).
Определением суда первой инстанции от 07.06.2012 заявление Администрации Уфимского района принято к производству, возбуждено арбитражное дело N А07-9839/2012 (т. 1, л.д. 1-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Управление земельных отношений), Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району (далее - Комитет по управлению собственностью), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества), государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз "Алексеевский" (далее - ГУСП совхоз "Алексеевский"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") (т. 1, л.д. 1-4).
Решением суда от 31.01.2013 в удовлетворении требований Администрации отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не применены подлежащие применению нормы материального права, а именно положения статей 11, 29, пункта 2 статьи 11.4, пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также статей 124, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая при этом, что приказ Министерства лишает орган местного самоуправления возможности осуществлять предусмотренные данными нормами полномочия в отношении спорного земельного участка и лишает орган местного самоуправления права выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений. Так же полагает, что оспариваемым приказом нарушены нормы муниципального законодательства, статьи 132 Конституции Российской Федерации и пункты 2, 4, 6 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985, поскольку спорный земельный участок в результате издания данного приказа выбывает из сферы вопросов местного значения, в силу чего орган местного самоуправления утрачивает самостоятельность решать вопросы местного значения.
Важными обстоятельствами, влияющими на права заявителя, апеллянт полагает то обстоятельство, адресные характеристики части из двадцати пяти образованных участков содержат совсем иное расположение, не свидетельствующее о нахождении их в составе границ муниципального образования Алексеевский сельсовет Уфимского района, к которому относился исходный земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0208. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие в кадастровых паспортах вновь образованных земельных участков указаний на образование данных участков из состава земельного участка 02:47:000000:0208.
Представитель подателя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал, изложив их в тезисной форме.
Представители Министерства и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей Министерства и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 21 ноября 2006 года N 723 государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 общей площадью 6471 га по угодьям согласно приложения N 1 в аренду сроком на 25 лет для сельскохозяйственного производства (л.д. 14 т. 1). Тем же постановлением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5094 га и право аренды на земельный участок 1377 га, ранее предоставленные государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский".
05.02.2007 была произведена государственная регистрация права собственности Республики Башкортостан на земельный участок общей площадью 64710000 кв. м с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации за N 02-04-01/016/2007-356 (л.д. 43 т. 1). Согласно свидетельству о государственной регистрации права основанием для регистрации явился Федеральный закон от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 22 апреля 2011 года N 804, изданным на основании статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.05.2006 N 126 "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан", свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельный участок от 05.02.2007 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 путем раздела находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, площадью 64710000 кв. м, имеющего местоположение: Республика Башкортостан, в административных границах муниципального образования Алексеевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан (л. д. 16-21, т. 1).
Выписками из государственного кадастра недвижимости на вышепоименованные земельные участки (за исключением земельного участка с кадастров номером 02:47:090201:286) подтверждено, что образование названных земельных участков не связано с разделом земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208, поскольку в качестве предыдущего номера вновь образованных участков земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:208 в кадастровых выписках не значится (л.д. 2-71 т. 4).
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:090201:286 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:111001:52, 02:47:111001:49, 02:47:000000:208 (л. д. 8-10, т. 4). В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:315 сведений о предыдущем земельном участке не имеется (л.д. 2-3 т. 4).
Предыдущим номером земельного участка 02:47:000000:9 указан земельный участок 02:47:000000:0009, кадастровый номер которого согласно содержащейся в паспорте особой отметке является равнозначным номеру вновь образованного участка (л.д. 30-44 т. 4).
Из письма ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0208, площадью 63647597 кв. м поставлен на кадастровый учет 17.12.2006. В последующем на основании заявления о постановке на ГКУ от 221.12.2007, постановления администрации муниципального района Уфимский район от 30.11.2007 N 1617 был образован земельный участок с кадастровым номером 02:47:11 10 01:52 и поставлен на кадастровый учет 25.12.2007. В связи с выявленным несоответствием кадастровых сведений в виде расположения земельного участка в ином кадастровом квартале ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, в результате чего земельный участок был перенесен в другой кадастровый квартал с присвоением кадастрового номера 02:47:000000:1181. В результате проведения учетно-кадастровых процедур из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208 так же образован земельный участок 02:47:000000:311, впоследствии из которого в результате перераспределения образовался земельный участок 02:47:000000:352. Далее в результате перераспределения последнего образовались земельные участки 02:47:000000:397 и 02:47:000000:398. Затем были образованы спорные земельные участки (л.д. 85 т. 4).
В отношении земельных участков 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан (т. 2, л.д. 4, 8, 14, 16, 19, 22, 25).
Вступившими в силу судебными актами по делу А07-15101/2012, имеющими согласно норме статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены обстоятельства, из которых следует, что из состава спорных земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровым номером 02:47:000000:208; 02:47:000000:315; 02:47:020301:33.
В отношении остальных земельных участков зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан.
Полагая свои права как органа местного самоуправления в области земельных отношений на распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, нарушенными оспариваемым ненормативным актом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Заявитель должен доказать факт нарушения его права оспариваемым действием либо правовым актом, а также подтвердить факт несоответствия (противоречия) данного действия либо ненормативного правового акта закону.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав муниципального образования оспариваемым ненормативным актом, поскольку оспариваемое распоряжение принято Министерством в рамках своих полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Республики Башкортостан. Кроме того, судом сделан вывод о том, что в силу государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан на вновь образованные земельные участки оспаривание данного права возможно только путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.
Указанные выводы суда следует признать правильными, основанными на верном применении норм материального и процессуального права и соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что на момент издания приказа N 804 о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержалась запись о регистрации права собственности Республики Башкортостан в отношении названного участка.
Из материалов дела так же следует, что право собственности Республики Башкортостан зарегистрировано на все вновь образованные земельные участки за исключением двух участков, доказательств регистрации прав на которые ответчиком при рассмотрении спора в суд не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что в предусмотренном законом порядке право собственности Республики Башкортостан на земельный участок 02:47:00 00 00:0208 на момент издания оспариваемого приказа оспорено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Согласно Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан" (утв. Указом Президента РБ от 12.07.2007 N УП-335) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства (пункт 1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о министерстве Министерство и его территориальные органы - районные, городские комитеты по управлению собственностью образуют единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Башкортостан.
В полномочия Министерства входит осуществление приватизации, управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3.12 Положения о министерстве Министерство принимает решение об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан. Согласовывает местоположение границ земельного участка в случае выполнения соответствующих кадастровых работ, в результате которых уточняется местоположение границ земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан.
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что приказ N 804 от 22.04.2011 издан ответчиком, осуществляющим правомочия собственника, на основании и в пределах предоставленных ему нормативными актами Республики Башкортостан полномочий и в соответствии с действующим законодательством, является верным.
Таким образом, действия Министерства по изданию оспариваемого приказа соответствуют требованиям законодательства и в силу отсутствия у заявителя доказательств того, что на момент издания приказа N 804 право собственности Республики Башкортостан на исходный земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 было оспорено, либо не являлось возникшим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права заявителя оспариваемым приказом не нарушаются.
Учитывая, что совокупность обстоятельств, являющихся в силу части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для отмены ненормативного правового акта не нашла своего подтверждения в судебном заседании, суд правильно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы заявителя о нарушении оспариваемым приказом положений статей 11, 29, пункта 2 статьи 11.4, пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 124, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же пунктов 2, 4, 6 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985, по мотиву того, что спорный земельный участок в результате издания приказа выбывает из сферы вопросов местного значения, в силу чего орган местного самоуправления утрачивает самостоятельность в их решении, подлежат отклонению в силу следующего.
Основанные на положении пункта 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 полномочия органа местного самоуправления по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 прекратились в момент регистрации права собственности Республики Башкортостан на указанный земельный участок.
Из материалов дела следует, что основанием регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 оспариваемый приказ не являлся, так как был принят по истечении более пяти лет после такой регистрации.
В силу изложенного названный приказ не вносит в материально-правовую сферу заявителя каких-либо изменений, ограничивающих либо иным образом ущемляющих права заявителя.
Доводы подателя жалобы о том, что ни один из вновь сформированных земельных участков фактически не был сформирован из состава земельного участка 02:47:000000:0208 не влияют на законность принятого судом первой инстанции решения, поскольку предметом спора по настоящему делу является законность принятого Министерством ненормативного правового акта, а не фактические действия лиц, осуществляющих преобразование, межевание, кадастровый учет и регистрацию прав на спорные земельные участки.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-9839/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)