Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 19 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-лодочного кооператива "Пятачок",
апелляционное производство N 05АП-1936/2013,
на решение от 26.12.2012 года
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-18583/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Васильевича (ИНН 253699936256, ОГРН 311253905300033)
об оспаривании решения департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689
третьи лица Управление лесным хозяйством Приморского края, гаражно-лодочный кооператив "Пятачок", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество"
при участии:
от гаражно-лодочного кооператива "Пятачок": Калайда В.П., директор, протокол общего собрания членов кооператива от 08.10.2011, паспорт; адвокат Базылев Д.А., представитель по доверенности от 27.03.2012, сроком действия три года, без права передоверия; удостоверение N 1546:
индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич, департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" не явились.
установил:
Индивидуальный предприниматель Черкасов (далее по тексту -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) о признании незаконным решения от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее по тексту - АПК РФ).
Определением суда от 17.08.2012 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края, гаражно-лодочный кооператив "Пятачок" (далее по тексту - ГЛК "Пятачок", кооператив), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее по тексту - КГКУ "Приморское лесничество").
Решением от 26.12.2012 Арбитражный суд Приморского края признал незаконным решение департамента, выраженное в письме от 26.07.2012 N 29/02/02-11/15689, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 26.12.2012, ГСК "Пятачок" просит его отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права. В обоснование заявленных требований кооператив указывает на то, что предприниматель при обращении в департамент с заявлением о предоставлении в аренду под строительство испрашиваемого земельного участка приложил кадастровый план территории с нанесенными на нем границами испрашиваемого земельного участка. Судом было установлено, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный (лесной) участок, арендуемый ГЛК "Пятачок", на что указывалось Управлением лесного хозяйства Приморского края, и этот лесной участок находится в собственности РФ как лесной фонд. При этом департамент не вправе распоряжаться таким земельным участком. Вывод суда первой инстанции о том, что департамент сможет согласовать заявителю определенный земельный участок без наложения на арендуемый ГЛК "Пятачок" лесной участок, заявитель апелляционной жалобы считает необоснованным, поскольку настаивает на получении конкретного земельного участка с испрашиваемыми границами, нанесенными им на кадастровом плане территории и испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, находящийся в аренде ГЛК "Пятачок". На основании вышеизложенного, ГЛК "Пятачок" просит отменить решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 и отказать удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Предприниматель, департамент, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель ГЛК "Пятачок" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
27.03.2012 в департамент поступило заявление предпринимателя (вх. N 29-8898) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристической базы, площадь планируемого объекта - 800 кв. м, с приложением к заявлению кадастрового плана территории с нанесенными границами местоположения испрашиваемого участка.
Не получив до 03.05.2012 от департамента каких-либо уведомлений о движении его заявления, предприниматель обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованиями о признании незаконными бездействия департамента в отношении указанного обращения предпринимателя.
Вступившим в законную силу решением от 19.07.2012 по делу N А51-8541/2012 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил требования предпринимателя, признав бездействие незаконным и обязав департамент обратиться в орган местного самоуправления г. Владивостока для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
12.05.2012 письмом N 29/02/02-10/9955 департамент обратился во Владивостокский филиал КГКУ "Приморское лесничество" с запросом о предоставлении информации о режиме использования испрашиваемого земельного участка - входит ли данный участок в границы лесов на территории г. Владивостока.
На указанный запрос КГКУ "Приморское лесничество" был дан ответ от 13.06.2012 N 1013, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: район ул. Лазурная, 38 г. Владивостока, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 68 части выделов 9, 10 Лазурного участкового лесничества. Часть территории испрашиваемого земельного участка накладывается на земельный участок, находящийся в аренде ГЛК "Пятачок".
На основании указанного ответа департамент письмом N 29/02/02-11/15689 от 26.07.2012 отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка, сославшись, кроме того, на то, что департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории защитных лесов, являющихся федеральной собственностью.
Также 03.09.2012 N 29/02/02-12/19180 в адрес главы г. Владивостока направлено обращение "об обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка", в котором департамент обращает внимание на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества.
Посчитав, что отказ департамента, оформленный письмом от 26.07.2012 N 29/02/02-11/15689, нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ГЛК "Пятачок", проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу кооператива - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 27.03.2012 предприниматель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-8898) в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристической базы, площадь планируемого объекта - 800 кв. м, с приложением к заявлению кадастрового плана территории с нанесенными границами местоположения испрашиваемого участка.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В пункте 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
То есть предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке статей 30 - 31 ЗК РФ осуществляется с проведением работ по их формированию.
Таким образом, указанная процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка и его государственного кадастрового учета. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
При этом, орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на момент обращения предпринимателя с заявлением в департамент о предоставлении земельного участка для строительства туристической базы, испрашиваемый заявителем земельный участок не был сформирован, на кадастровый учет не поставлен и заявление предпринимателя подлежало рассмотрению по процедуре установленной, статьей 31 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае департамент, отказывая предпринимателю в предоставлении в аренду спорного земельного участка, в письме от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 указал на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 68 части выделов 9, 10 Лазурного участкового лесничества, в защитных лесах: категория защищенности - лесопарковая зона.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что право собственности на земельный участок общей площадью 96000 кв. м, адрес объекта: Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 68, часть выдела 6, выдел 9 зарегистрировано за Российской Федерацией согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АВ N 402748 от 15.07.2010.
Также участок в квартале 68 части выдела 9 Лазурного участкового лесничества общей площадью 9,6 га передан ГЛК "Пятачок" по договору аренды от 21.04.2011 N 54/41 для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Между тем, заявление предпринимателя в орган местного самоуправления для проведения работ по формированию земельного участка и подготовки акта выбора земельного участка департаментом на момент вынесения оспариваемого отказа не направлялось, фактически выбор испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане территории на момент вынесения оспариваемого отказа департамента не производился.
Безусловные доказательства наложения испрашиваемого земельного участка на лесной участок, арендованный заявителем апелляционной жалобы, а также на территорию лесного фонда не представлены.
Соответственно ссылка департамента на письмо КГКУ "Приморское лесничество" от 13.06.2012 N 1013, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: район ул. Лазурная, 38 г. Владивостока, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 68 части выделов 9, 10 Лазурного участкового лесничества, а также часть территории испрашиваемого земельного участка накладывается на земельный участок ГЛК "Пятачок", как основание вынесения департаментом оспариваемого отказа от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 в данном случае является несостоятельной, поскольку департаментом в установленном ЗК РФ порядке не устанавливалось и не подтверждено посредством установления выбора испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане территории его наложение на указанные земельные участки.
Равно как и не представлено департаментом доказательств рассмотрения уполномоченным органом вопроса о формировании земельного участка без наложения испрашиваемого земельного участка на участок, который предоставлен Российской Федерацией и участок, который предоставлен на праве аренды ГЛК "Пятачок", то есть, не рассмотрена возможность корректировки данных по размеру или месту размещения испрашиваемого земельного участка.
В связи с этим коллегией отклоняется ссылка ГЛК "Пятачок" в апелляционной жалобе на то, что предприниматель при обращении в департамент с заявлением о предоставлении в аренду под строительство испрашиваемого земельного участка приложил кадастровый план территории с нанесенными на нем границами испрашиваемого земельного участка и согласно данных Управления лесного хозяйства Приморского края в суде первой инстанции было установлено, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный (лесной) участок, арендуемый ГЛК "Пятачок" из земель лесного фонда как федеральной собственности, поскольку департаментом для целей вынесения оспариваемого отказа данные обстоятельства в рамках установленной ЗК РФ обязательной процедуры в установленном законом порядке не устанавливались.
В связи с этим указание ГЛК "Пятачок" на то, что департамент не сможет согласовать заявителю земельный участок без наложения на арендуемый ГЛК "Пятачок" лесной участок, поскольку предприниматель настаивает на получении конкретного земельного участка коллегией не принимается, поскольку является преждевременным в силу установленной Земельным кодексом РФ процедуры предоставления земельного участка и отменяет вышеназванную обязательную процедуру предоставления земельных участков и обязанность департамента рассмотреть возможные варианты корректировки расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, и только в случае невозможности предложить иной вариант расположения испрашиваемого земельного участка отказывать в его предоставлении.
С учетом изложенного, в нарушение статей 65, 200 АПК РФ департаментом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие законность отказа в результате соблюдения обязательной в силу ЗК РФ процедуры выбора земельного участка.
Таким образом, департаментом в рассматриваемом случае не соблюден установленный ЗК РФ поэтапный порядок рассмотрения заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Учитывая вышеизложенное, отказ департамента в письме от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 является незаконным как несоответствующий ЗК РФ и нарушающий права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Несмотря на то, что предприниматель согласно уточнениям заявленных требований в суде первой инстанции не поддерживает первоначально заявленное требование об обязании департамент обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора предпринимателю земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта-туристическая база, по смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, которое суд обязан применить самостоятельно. При этом соответствующее возложение обязанности совершить определенные действия должно быть соразмерно нарушенному праву, с учетом и предмета спора и обстоятельств дела.
В рассматриваем случае, учитывая предмет спора и установленные коллегией основания признания оспариваемого отказа департамента в письме от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 незаконным, единственным соразмерным способом восстановления нарушенного права в рассматриваемом случае является обязание департамента направить заявление предпринимателя в орган местного самоуправления для обеспечения выбора земельного участка в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ.
Между тем из материалов дела установлено, что после вынесения оспариваемого отказа департаментом письмом от 03.09.2012 N 29/02/02-12/19180 в адрес главы г. Владивостока уже направлено обращение "Об обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка". В связи с этим основания для применения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Излишне уплаченная ГЛК "Пятачок" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 1 от 14.01.2013 госпошлина в сумме 1000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату кооперативу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 года по делу N А51-18583/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гаражно-лодочному кооперативу "Пятачок" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 1 от 14.01.2013 в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2013 N 05АП-1936/2013 ПО ДЕЛУ N А51-18583/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. N 05АП-1936/2013
Дело N А51-18583/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 19 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-лодочного кооператива "Пятачок",
апелляционное производство N 05АП-1936/2013,
на решение от 26.12.2012 года
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-18583/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Черкасова Александра Васильевича (ИНН 253699936256, ОГРН 311253905300033)
об оспаривании решения департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689
третьи лица Управление лесным хозяйством Приморского края, гаражно-лодочный кооператив "Пятачок", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество"
при участии:
от гаражно-лодочного кооператива "Пятачок": Калайда В.П., директор, протокол общего собрания членов кооператива от 08.10.2011, паспорт; адвокат Базылев Д.А., представитель по доверенности от 27.03.2012, сроком действия три года, без права передоверия; удостоверение N 1546:
индивидуальный предприниматель Черкасов Александр Васильевич, департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" не явились.
установил:
Индивидуальный предприниматель Черкасов (далее по тексту -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) о признании незаконным решения от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристическая база (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее по тексту - АПК РФ).
Определением суда от 17.08.2012 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края, гаражно-лодочный кооператив "Пятачок" (далее по тексту - ГЛК "Пятачок", кооператив), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее по тексту - КГКУ "Приморское лесничество").
Решением от 26.12.2012 Арбитражный суд Приморского края признал незаконным решение департамента, выраженное в письме от 26.07.2012 N 29/02/02-11/15689, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 26.12.2012, ГСК "Пятачок" просит его отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права. В обоснование заявленных требований кооператив указывает на то, что предприниматель при обращении в департамент с заявлением о предоставлении в аренду под строительство испрашиваемого земельного участка приложил кадастровый план территории с нанесенными на нем границами испрашиваемого земельного участка. Судом было установлено, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный (лесной) участок, арендуемый ГЛК "Пятачок", на что указывалось Управлением лесного хозяйства Приморского края, и этот лесной участок находится в собственности РФ как лесной фонд. При этом департамент не вправе распоряжаться таким земельным участком. Вывод суда первой инстанции о том, что департамент сможет согласовать заявителю определенный земельный участок без наложения на арендуемый ГЛК "Пятачок" лесной участок, заявитель апелляционной жалобы считает необоснованным, поскольку настаивает на получении конкретного земельного участка с испрашиваемыми границами, нанесенными им на кадастровом плане территории и испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, находящийся в аренде ГЛК "Пятачок". На основании вышеизложенного, ГЛК "Пятачок" просит отменить решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 и отказать удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Предприниматель, департамент, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель ГЛК "Пятачок" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
27.03.2012 в департамент поступило заявление предпринимателя (вх. N 29-8898) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристической базы, площадь планируемого объекта - 800 кв. м, с приложением к заявлению кадастрового плана территории с нанесенными границами местоположения испрашиваемого участка.
Не получив до 03.05.2012 от департамента каких-либо уведомлений о движении его заявления, предприниматель обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованиями о признании незаконными бездействия департамента в отношении указанного обращения предпринимателя.
Вступившим в законную силу решением от 19.07.2012 по делу N А51-8541/2012 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил требования предпринимателя, признав бездействие незаконным и обязав департамент обратиться в орган местного самоуправления г. Владивостока для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
12.05.2012 письмом N 29/02/02-10/9955 департамент обратился во Владивостокский филиал КГКУ "Приморское лесничество" с запросом о предоставлении информации о режиме использования испрашиваемого земельного участка - входит ли данный участок в границы лесов на территории г. Владивостока.
На указанный запрос КГКУ "Приморское лесничество" был дан ответ от 13.06.2012 N 1013, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: район ул. Лазурная, 38 г. Владивостока, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 68 части выделов 9, 10 Лазурного участкового лесничества. Часть территории испрашиваемого земельного участка накладывается на земельный участок, находящийся в аренде ГЛК "Пятачок".
На основании указанного ответа департамент письмом N 29/02/02-11/15689 от 26.07.2012 отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка, сославшись, кроме того, на то, что департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории защитных лесов, являющихся федеральной собственностью.
Также 03.09.2012 N 29/02/02-12/19180 в адрес главы г. Владивостока направлено обращение "об обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка", в котором департамент обращает внимание на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества.
Посчитав, что отказ департамента, оформленный письмом от 26.07.2012 N 29/02/02-11/15689, нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ГЛК "Пятачок", проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу кооператива - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 27.03.2012 предприниматель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-8898) в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - туристической базы, площадь планируемого объекта - 800 кв. м, с приложением к заявлению кадастрового плана территории с нанесенными границами местоположения испрашиваемого участка.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В пункте 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
То есть предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке статей 30 - 31 ЗК РФ осуществляется с проведением работ по их формированию.
Таким образом, указанная процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка и его государственного кадастрового учета. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
При этом, орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории. (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на момент обращения предпринимателя с заявлением в департамент о предоставлении земельного участка для строительства туристической базы, испрашиваемый заявителем земельный участок не был сформирован, на кадастровый учет не поставлен и заявление предпринимателя подлежало рассмотрению по процедуре установленной, статьей 31 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае департамент, отказывая предпринимателю в предоставлении в аренду спорного земельного участка, в письме от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 указал на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 68 части выделов 9, 10 Лазурного участкового лесничества, в защитных лесах: категория защищенности - лесопарковая зона.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что право собственности на земельный участок общей площадью 96000 кв. м, адрес объекта: Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 68, часть выдела 6, выдел 9 зарегистрировано за Российской Федерацией согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АВ N 402748 от 15.07.2010.
Также участок в квартале 68 части выдела 9 Лазурного участкового лесничества общей площадью 9,6 га передан ГЛК "Пятачок" по договору аренды от 21.04.2011 N 54/41 для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Между тем, заявление предпринимателя в орган местного самоуправления для проведения работ по формированию земельного участка и подготовки акта выбора земельного участка департаментом на момент вынесения оспариваемого отказа не направлялось, фактически выбор испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане территории на момент вынесения оспариваемого отказа департамента не производился.
Безусловные доказательства наложения испрашиваемого земельного участка на лесной участок, арендованный заявителем апелляционной жалобы, а также на территорию лесного фонда не представлены.
Соответственно ссылка департамента на письмо КГКУ "Приморское лесничество" от 13.06.2012 N 1013, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: район ул. Лазурная, 38 г. Владивостока, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 68 части выделов 9, 10 Лазурного участкового лесничества, а также часть территории испрашиваемого земельного участка накладывается на земельный участок ГЛК "Пятачок", как основание вынесения департаментом оспариваемого отказа от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 в данном случае является несостоятельной, поскольку департаментом в установленном ЗК РФ порядке не устанавливалось и не подтверждено посредством установления выбора испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане территории его наложение на указанные земельные участки.
Равно как и не представлено департаментом доказательств рассмотрения уполномоченным органом вопроса о формировании земельного участка без наложения испрашиваемого земельного участка на участок, который предоставлен Российской Федерацией и участок, который предоставлен на праве аренды ГЛК "Пятачок", то есть, не рассмотрена возможность корректировки данных по размеру или месту размещения испрашиваемого земельного участка.
В связи с этим коллегией отклоняется ссылка ГЛК "Пятачок" в апелляционной жалобе на то, что предприниматель при обращении в департамент с заявлением о предоставлении в аренду под строительство испрашиваемого земельного участка приложил кадастровый план территории с нанесенными на нем границами испрашиваемого земельного участка и согласно данных Управления лесного хозяйства Приморского края в суде первой инстанции было установлено, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный (лесной) участок, арендуемый ГЛК "Пятачок" из земель лесного фонда как федеральной собственности, поскольку департаментом для целей вынесения оспариваемого отказа данные обстоятельства в рамках установленной ЗК РФ обязательной процедуры в установленном законом порядке не устанавливались.
В связи с этим указание ГЛК "Пятачок" на то, что департамент не сможет согласовать заявителю земельный участок без наложения на арендуемый ГЛК "Пятачок" лесной участок, поскольку предприниматель настаивает на получении конкретного земельного участка коллегией не принимается, поскольку является преждевременным в силу установленной Земельным кодексом РФ процедуры предоставления земельного участка и отменяет вышеназванную обязательную процедуру предоставления земельных участков и обязанность департамента рассмотреть возможные варианты корректировки расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, и только в случае невозможности предложить иной вариант расположения испрашиваемого земельного участка отказывать в его предоставлении.
С учетом изложенного, в нарушение статей 65, 200 АПК РФ департаментом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие законность отказа в результате соблюдения обязательной в силу ЗК РФ процедуры выбора земельного участка.
Таким образом, департаментом в рассматриваемом случае не соблюден установленный ЗК РФ поэтапный порядок рассмотрения заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Учитывая вышеизложенное, отказ департамента в письме от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 является незаконным как несоответствующий ЗК РФ и нарушающий права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Несмотря на то, что предприниматель согласно уточнениям заявленных требований в суде первой инстанции не поддерживает первоначально заявленное требование об обязании департамент обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора предпринимателю земельного участка примерной площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, 38 для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта-туристическая база, по смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, которое суд обязан применить самостоятельно. При этом соответствующее возложение обязанности совершить определенные действия должно быть соразмерно нарушенному праву, с учетом и предмета спора и обстоятельств дела.
В рассматриваем случае, учитывая предмет спора и установленные коллегией основания признания оспариваемого отказа департамента в письме от 26.07.2012 N 29/02/02/02-11/15689 незаконным, единственным соразмерным способом восстановления нарушенного права в рассматриваемом случае является обязание департамента направить заявление предпринимателя в орган местного самоуправления для обеспечения выбора земельного участка в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ.
Между тем из материалов дела установлено, что после вынесения оспариваемого отказа департаментом письмом от 03.09.2012 N 29/02/02-12/19180 в адрес главы г. Владивостока уже направлено обращение "Об обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка". В связи с этим основания для применения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Излишне уплаченная ГЛК "Пятачок" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 1 от 14.01.2013 госпошлина в сумме 1000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату кооперативу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 года по делу N А51-18583/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гаражно-лодочному кооперативу "Пятачок" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 1 от 14.01.2013 в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)