Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
- от заявителя: представителя Печориной Т.С., по доверенности от 23.11.2012 г., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом, почтовое уведомление N 475177
- от третьего лица: представителя Лященко Н.А., по доверенности от 05.09.2011 г., паспорт; Кирпаль М.В. по доверенности от 25.03.2013 г., паспорт;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саввиди Данила Ананьевича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 08.04.2013 по делу N А01-2278/2012, принятое судьей Аутлевой Р.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фиш"
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования "Тахтамукайский район",
при участии третьего лица Саввиди Данила Ананьевича,
о признании незаконным распоряжения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фиш" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования "Тахтамукайский район" от 20.04.2012 N 203 об отмене распоряжения от 15.11.2010 N 1805 о предоставлении земельного участка в аренду, распоряжения от 22.04.2011 N 553 о внесении изменений в распоряжение от 15.11.2010 N 1805, и об обязании отменить указанное распоряжение.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.04.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения между обществом и администрацией существовали договорные обязательные отношения по аренде земельного участка; договор аренды в предусмотренном законом порядке не расторгнут; земельный участок в установленном порядке у арендатора не изымался; существенные условия договора арендатором не нарушались. Также суд указал, что право аренды земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке, зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, третье лицо по делу Саввиди Д.А. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение издано в пределах полномочий органа местного самоуправления. Кроме того, указывает, что предоставленный в аренду земельный участок является частью земельного участка, на котором расположены здания и строения, принадлежащие ему на праве собственности. В этой связи третье лицо указывает, что в порядке главы 25 ГПК РФ 02.06.2011 обратилось в Кировский районный суд с заявлением об обязании администрации МО "Тахтамукайский район" предоставить в собственность земельный участок площадью 71,9628 га. Однако уже после обращения в суд часть испрашиваемого земельного участка поставлена на кадастровый учет, а после вынесения решения Кировским районным судом не в пользу администрации принято распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду ООО "Фиш". Кроме того, заявитель жалобы ссылается на ряд нарушений, допущенных при принятии администрацией распоряжения от 15.11.2010 N 1805 о предоставлении земельного участка в аренду, свидетельствующих о незаконности данного распоряжения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами жалобы, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Саввиди Д.А. доложил апелляционную жалобу. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества доложил отзыв на апелляционную жалобу. Считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства орган местного самоуправления извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением главы администрации от 15.11.2010 N 1805 обществу был предоставлен в аренду земельный участок по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение, рядом с п. Прикубанский.
Распоряжением главы администрации от 22.04.2011 N 553 в вышеуказанное распоряжение были внесены изменения, а именно - изменен вид разрешенного использования земельного участка на "для строительства пруда, обустройства территории и организации рыбоводческого хозяйства (прудовое хозяйство) с предоставлением услуг в области рыболовства".
Во исполнение распоряжения главы администрации от 15.11.2010 N 1805 между обществом и администрацией был заключен договор аренды земельного участка от 30.05.2011 N 279. Обществу был передан за плату во временное владение и пользование земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 01:05:3305001:787, общей площадью 350 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение рядом с п. Прикубанский.
14.06.2011 г. вышеуказанный договор был зарегистрирован Тахтамукайским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (номер регистрации 01-01-04/017/2011-619.
19.04.2012 администрацией в адрес общества было направлено уведомление о прекращении договора аренды (исх. N 01-6-1595), в котором указано, что на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 6.1 договора аренды от 30.05.2011 N 279 каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц. В соответствии с вышеуказанными положениями договор аренды считается прекращенным в месячный срок после уведомления стороны об отказе от договора, в связи с отказом администрации от данного договора аренды.
В свою очередь общество направило в адрес администрации письмо от 08.08.2012 (вх. N 3354) о том, что договор аренды на земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" не может быть заключен на неопределенный срок, так как в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен максимальный срок договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения - 49 лет. Соответственно, договор аренды от 30.05.2011 N 279 считается заключенным на 49 лет и не может быть, расторгнут на основании пункта 2 статьи 610 ГК РФ.
07.09.2012 г. от администрации в адрес общества поступило письмо (исх. N 01-6-4383), в котором администрация сообщает, что основанием для прекращения договора аренды от 30.05.2011 N 279 явилось представление прокурора Тахтамукайского района от 05.04.2012 г. N 7/2-12-71 об устранении нарушений земельного законодательства.
20.09.2012 г. общество направило в адрес администрации письмо (исх. N 14) с просьбой внести ясность, по каким все-таки основаниям администрация намерена расторгнуть договор аренды от 30.05.2011 N 279, так как ранее в адрес общества от администрации было направлено уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от 30.05.2011 N 279 по основаниям пункта 2 статьи 610 ГК РФ и пункта 6.1. договора аренды.
23.10.2012 г. администрация направила в адрес общества письмо с приложением копии представления прокурора Тахтамукайского района об устранении нарушений земельного законодательства от 05.04.2012 N 7/2-12-71, которое послужило основанием для издания Распоряжения главы администрации от 20.04.2012 N 203 и принятия решения о расторжении договора аренды земельного участка от 30.05.2011 N 279.
Между тем, 20.04.2012 г., то есть на следующий день после направления в адрес общества уведомления о расторжении договора аренды на основании пункта 2 статьи 610 ГК РФ и пункта 6.1 договора аренды, глава муниципального образования "Тахтамукайский район" издал распоряжение N 203 "Об отмене распоряжения главы МО "Тахтамукайский район" N 1805 от 15.11.2010 г. "О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение рядом с пос. Прикубанский, ООО "Фиш", а также об отмене распоряжения главы МО "Тахтамукайский район" N 553 от 22.04.2011 г. "О внесении изменений в распоряжение главы администрации МО "Тахтамукайский район" N 1805 от 15.11.2010 г. "О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение рядом с пос. Прикубанский, ООО "Фиш".
Копию вышеуказанного распоряжения общество получило 12.11.2012 г., о чем свидетельствует отметка руководителя отдела делопроизводства и контроля администрации.
Полагая, что распоряжение от 20.04.2012 N 203 является незаконным и ущемляет права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено право органа местного самоуправления отменять принятые ранее им ненормативные правовые акты.
Так, пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Вместе с тем, из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта. При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.
Таким образом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение принято администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Закона N 131-ФЗ, не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли иные (в данном случае гражданско-правовые) отношения.
Как правильно установил суд первой инстанции при разрешении настоящего спора, решение о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка принято; орган местного самоуправления и общество заключили договор аренды земельного участка. Публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт муниципального органа исполнен), а возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, которые основаны на самостоятельной сделке - договоре аренды земельного участка.
Кроме того, судом правомерно указано, что права юридического лица на пользование земельным участком, предоставленным на основании отмененного оспариваемым актом распоряжения от 15.11.2010 N 1805, зарегистрированы в установленном законом порядке.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Поэтому, в данном случае, администрация при принятии оспариваемого распоряжения вышла за пределы своих полномочий, установленных законом.
Таким образом, издание администрацией оспариваемого распоряжения об отмене акта о предоставлении земельного участка заявителю, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем спор третьего лица, обратившегося с апелляционной жалобой, с обществом, которое, по мнению Саввиди Д.А., занимает часть земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, может являться предметом самостоятельного иска, не рассматриваемого в рамках данного дела. Порядок и основания прекращения договора аренды регламентировано нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательными для сторон сделки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.04.2013 по делу N А01-2278/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А01-2278/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А01-2278/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
- от заявителя: представителя Печориной Т.С., по доверенности от 23.11.2012 г., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом, почтовое уведомление N 475177
- от третьего лица: представителя Лященко Н.А., по доверенности от 05.09.2011 г., паспорт; Кирпаль М.В. по доверенности от 25.03.2013 г., паспорт;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саввиди Данила Ананьевича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 08.04.2013 по делу N А01-2278/2012, принятое судьей Аутлевой Р.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фиш"
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования "Тахтамукайский район",
при участии третьего лица Саввиди Данила Ананьевича,
о признании незаконным распоряжения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фиш" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования "Тахтамукайский район" от 20.04.2012 N 203 об отмене распоряжения от 15.11.2010 N 1805 о предоставлении земельного участка в аренду, распоряжения от 22.04.2011 N 553 о внесении изменений в распоряжение от 15.11.2010 N 1805, и об обязании отменить указанное распоряжение.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.04.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения между обществом и администрацией существовали договорные обязательные отношения по аренде земельного участка; договор аренды в предусмотренном законом порядке не расторгнут; земельный участок в установленном порядке у арендатора не изымался; существенные условия договора арендатором не нарушались. Также суд указал, что право аренды земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке, зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, третье лицо по делу Саввиди Д.А. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение издано в пределах полномочий органа местного самоуправления. Кроме того, указывает, что предоставленный в аренду земельный участок является частью земельного участка, на котором расположены здания и строения, принадлежащие ему на праве собственности. В этой связи третье лицо указывает, что в порядке главы 25 ГПК РФ 02.06.2011 обратилось в Кировский районный суд с заявлением об обязании администрации МО "Тахтамукайский район" предоставить в собственность земельный участок площадью 71,9628 га. Однако уже после обращения в суд часть испрашиваемого земельного участка поставлена на кадастровый учет, а после вынесения решения Кировским районным судом не в пользу администрации принято распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду ООО "Фиш". Кроме того, заявитель жалобы ссылается на ряд нарушений, допущенных при принятии администрацией распоряжения от 15.11.2010 N 1805 о предоставлении земельного участка в аренду, свидетельствующих о незаконности данного распоряжения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами жалобы, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Саввиди Д.А. доложил апелляционную жалобу. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества доложил отзыв на апелляционную жалобу. Считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства орган местного самоуправления извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением главы администрации от 15.11.2010 N 1805 обществу был предоставлен в аренду земельный участок по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение, рядом с п. Прикубанский.
Распоряжением главы администрации от 22.04.2011 N 553 в вышеуказанное распоряжение были внесены изменения, а именно - изменен вид разрешенного использования земельного участка на "для строительства пруда, обустройства территории и организации рыбоводческого хозяйства (прудовое хозяйство) с предоставлением услуг в области рыболовства".
Во исполнение распоряжения главы администрации от 15.11.2010 N 1805 между обществом и администрацией был заключен договор аренды земельного участка от 30.05.2011 N 279. Обществу был передан за плату во временное владение и пользование земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 01:05:3305001:787, общей площадью 350 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение рядом с п. Прикубанский.
14.06.2011 г. вышеуказанный договор был зарегистрирован Тахтамукайским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (номер регистрации 01-01-04/017/2011-619.
19.04.2012 администрацией в адрес общества было направлено уведомление о прекращении договора аренды (исх. N 01-6-1595), в котором указано, что на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 6.1 договора аренды от 30.05.2011 N 279 каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц. В соответствии с вышеуказанными положениями договор аренды считается прекращенным в месячный срок после уведомления стороны об отказе от договора, в связи с отказом администрации от данного договора аренды.
В свою очередь общество направило в адрес администрации письмо от 08.08.2012 (вх. N 3354) о том, что договор аренды на земельный участок из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" не может быть заключен на неопределенный срок, так как в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен максимальный срок договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения - 49 лет. Соответственно, договор аренды от 30.05.2011 N 279 считается заключенным на 49 лет и не может быть, расторгнут на основании пункта 2 статьи 610 ГК РФ.
07.09.2012 г. от администрации в адрес общества поступило письмо (исх. N 01-6-4383), в котором администрация сообщает, что основанием для прекращения договора аренды от 30.05.2011 N 279 явилось представление прокурора Тахтамукайского района от 05.04.2012 г. N 7/2-12-71 об устранении нарушений земельного законодательства.
20.09.2012 г. общество направило в адрес администрации письмо (исх. N 14) с просьбой внести ясность, по каким все-таки основаниям администрация намерена расторгнуть договор аренды от 30.05.2011 N 279, так как ранее в адрес общества от администрации было направлено уведомление о прекращении договора аренды земельного участка от 30.05.2011 N 279 по основаниям пункта 2 статьи 610 ГК РФ и пункта 6.1. договора аренды.
23.10.2012 г. администрация направила в адрес общества письмо с приложением копии представления прокурора Тахтамукайского района об устранении нарушений земельного законодательства от 05.04.2012 N 7/2-12-71, которое послужило основанием для издания Распоряжения главы администрации от 20.04.2012 N 203 и принятия решения о расторжении договора аренды земельного участка от 30.05.2011 N 279.
Между тем, 20.04.2012 г., то есть на следующий день после направления в адрес общества уведомления о расторжении договора аренды на основании пункта 2 статьи 610 ГК РФ и пункта 6.1 договора аренды, глава муниципального образования "Тахтамукайский район" издал распоряжение N 203 "Об отмене распоряжения главы МО "Тахтамукайский район" N 1805 от 15.11.2010 г. "О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение рядом с пос. Прикубанский, ООО "Фиш", а также об отмене распоряжения главы МО "Тахтамукайский район" N 553 от 22.04.2011 г. "О внесении изменений в распоряжение главы администрации МО "Тахтамукайский район" N 1805 от 15.11.2010 г. "О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Тахтамукайское сельское поселение рядом с пос. Прикубанский, ООО "Фиш".
Копию вышеуказанного распоряжения общество получило 12.11.2012 г., о чем свидетельствует отметка руководителя отдела делопроизводства и контроля администрации.
Полагая, что распоряжение от 20.04.2012 N 203 является незаконным и ущемляет права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено право органа местного самоуправления отменять принятые ранее им ненормативные правовые акты.
Так, пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Вместе с тем, из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта. При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.
Таким образом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение принято администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Закона N 131-ФЗ, не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли иные (в данном случае гражданско-правовые) отношения.
Как правильно установил суд первой инстанции при разрешении настоящего спора, решение о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка принято; орган местного самоуправления и общество заключили договор аренды земельного участка. Публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт муниципального органа исполнен), а возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, которые основаны на самостоятельной сделке - договоре аренды земельного участка.
Кроме того, судом правомерно указано, что права юридического лица на пользование земельным участком, предоставленным на основании отмененного оспариваемым актом распоряжения от 15.11.2010 N 1805, зарегистрированы в установленном законом порядке.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Поэтому, в данном случае, администрация при принятии оспариваемого распоряжения вышла за пределы своих полномочий, установленных законом.
Таким образом, издание администрацией оспариваемого распоряжения об отмене акта о предоставлении земельного участка заявителю, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем спор третьего лица, обратившегося с апелляционной жалобой, с обществом, которое, по мнению Саввиди Д.А., занимает часть земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, может являться предметом самостоятельного иска, не рассматриваемого в рамках данного дела. Порядок и основания прекращения договора аренды регламентировано нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательными для сторон сделки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.04.2013 по делу N А01-2278/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)