Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сарккинен Г.Н. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2012 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2007 года N 378 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Сарккинен Г.Н. и ее представителя адвоката Соловьева Ю.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя губернатора и правительства Санкт-Петербурга Ахромеевой Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2007 года N 378 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Сарккинен Г.Н. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного постановления недействующим по мотиву его издания с превышением компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
По мнению заявительницы, оспариваемый нормативный правовой акт принят в противоречие требованиям статей 9, 49, 55 Земельного кодекса РФ, статей 3, 279 Гражданского кодекса РФ и нарушает ее права и свободы.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2012 года в удовлетворении заявления Сарккинен Г.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Сарккинен Г.Н. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении ее заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьями 9 и 10 Земельного кодекса РФ определены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области земельных отношений.
В частности, определение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд отнесено к полномочиям Российской Федерации, само изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации - к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Отказывая заявительнице в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление Правительства Санкт-Петербурга порядок изъятия земельных участков для государственных нужд не определяет и является актом, обеспечивающим реализацию предоставленного субъекту Российской Федерации полномочия по изъятию земель.
Вывод суда о том, что организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации для осуществления последним предоставленных Российской Федерацией полномочий не может рассматриваться в качестве вмешательства в компетенцию Российской Федерации, следует признать правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что порядок подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд в силу статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации также должен определяться федеральным законом, а оспариваемый акт разрешает именно эти вопросы, является необоснованной и на правильность принятого судом решения не влияет.
Указанные доводы приведены заявительницей без учета того, что определение порядка подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд отнесено Гражданским кодексом Российской Федерации к области федерального земельного законодательства.
Земельный же кодекс Российской Федерации, являющийся актом не только равным по юридической силе Гражданскому кодексу, но и актом более поздним и специальным, регулирующим спорные отношения, к полномочиям Российской Федерации относит лишь определение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд.
Прочие доводы апелляционной жалобы выводов суда, изложенных в решении, не опровергают и служить поводом к отмене решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сарккинен Г.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.02.2013 N 78-АПГ13-1
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. N 78-АПГ13-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сарккинен Г.Н. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2012 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2007 года N 378 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Сарккинен Г.Н. и ее представителя адвоката Соловьева Ю.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя губернатора и правительства Санкт-Петербурга Ахромеевой Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2007 года N 378 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Сарккинен Г.Н. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного постановления недействующим по мотиву его издания с превышением компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
По мнению заявительницы, оспариваемый нормативный правовой акт принят в противоречие требованиям статей 9, 49, 55 Земельного кодекса РФ, статей 3, 279 Гражданского кодекса РФ и нарушает ее права и свободы.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2012 года в удовлетворении заявления Сарккинен Г.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Сарккинен Г.Н. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении ее заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Статьями 9 и 10 Земельного кодекса РФ определены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области земельных отношений.
В частности, определение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд отнесено к полномочиям Российской Федерации, само изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации - к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Отказывая заявительнице в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление Правительства Санкт-Петербурга порядок изъятия земельных участков для государственных нужд не определяет и является актом, обеспечивающим реализацию предоставленного субъекту Российской Федерации полномочия по изъятию земель.
Вывод суда о том, что организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации для осуществления последним предоставленных Российской Федерацией полномочий не может рассматриваться в качестве вмешательства в компетенцию Российской Федерации, следует признать правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что порядок подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд в силу статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации также должен определяться федеральным законом, а оспариваемый акт разрешает именно эти вопросы, является необоснованной и на правильность принятого судом решения не влияет.
Указанные доводы приведены заявительницей без учета того, что определение порядка подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд отнесено Гражданским кодексом Российской Федерации к области федерального земельного законодательства.
Земельный же кодекс Российской Федерации, являющийся актом не только равным по юридической силе Гражданскому кодексу, но и актом более поздним и специальным, регулирующим спорные отношения, к полномочиям Российской Федерации относит лишь определение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд.
Прочие доводы апелляционной жалобы выводов суда, изложенных в решении, не опровергают и служить поводом к отмене решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сарккинен Г.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)