Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Авзалова С.В., доверенность от 20.03.2013 г. N 11,
от ответчика - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.13 г. N 3-49/66,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 г. по делу N А55-35346/2012 (судья Стенина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарская газовая компания" (ОГРН 1036300335389), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения от 21.09.2012 г. N 3/6385,
Общество с ограниченной ответственностью "Самарская газовая компания" (далее - заявитель, ООО "СГК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Министерству строительства Самарской области (далее - ответчик, Министерство строительства) о признании недействительным решения от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары, об обязании ответчика принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в районе дома N 67 Куйбышевского района города Самары.
Решением суда первой инстанции от 26.03.2013 г. признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары. При этом суд обязал ответчика по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в районе д. 67 Куйбышевского района города Самары.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Представителем Министерства строительства заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии акта о выборе земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары и копии письма Департамента строительства от 11.07.2013 г. N Д05-01-01/6519-0-1.
Судом апелляционной инстанции заявленное ходатайство удовлетворено в части приобщения к материалам дела копии акта о выборе земельного участка для строительства, а также отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении копии письма Департамента строительства от 11.07.2013 г. N Д05-01-01/6519-0-1 на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку представитель ответчика не обосновал невозможность его представления в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от него.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что 07.11.2008 г. ООО "СГК" обратилась к Министерству строительства с заявлением от N 3149/пр о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Министерство строительства в Департамент строительства и архитектуры городского округа (далее - Департамент строительства) заявление Общества для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
Департаментом строительства осуществлено информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства в "Самарской газете" от 19.03.2009 г. N 46 (4079).
В дополнение к ранее поданному заявлению Общество обратилось в Министерство строительства с заявлением от 14.04.2010 г. N 3149 об изменении площади испрашиваемого земельного участка, которое также было направлено в адрес Департамента строительства для продолжения работ по выбору земельного участка (л.д. 163).
Департаментом строительства подготовлен акт о выборе испрашиваемого земельного участка, согласно которому испрашиваемый земельный участок рекомендован к дальнейшему оформлению.
Министерством строительства решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принято не было.
21.09.2012 г. Министерство строительства письмом N 3/6385 отказало заявителю в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Отказ мотивирован тем, что согласно Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539, испрашиваемый земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной зоне, в которой не предусмотрено строительство автомобильных заправочных станций. Согласно положениям ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки должны соответствовать Генеральному плану городского округа Самара. Таким образом, Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, должны применять в части, не противоречащей Генеральному плану (л.д. 6 - 7).
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 31 ЗК установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Пунктом 5 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Департаментом строительства был обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, акт о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) направлен в Министерство строительства.
Однако Министерством строительства принято решение от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Как указано выше, основанием отказа послужило то обстоятельство, что согласно Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539, испрашиваемый земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной зоне, в которой не предусмотрено строительство автомобильных заправочных станций.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что согласно Карте градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, земельный участок находится в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1).
Использование земельного участка под строительство автогазозаправочной станции соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, что подтверждается Градостроительным обоснованием размера и вида использования земельного участка под строительство автозаправочной станции АГЗС по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Уральская, подготовленным Муниципальным предприятием города Самары "Архитектурно-планировочное бюро", актом о выборе земельного участка для строительства автогазозаправочной станции.
Довод ответчика, со ссылкой на ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о том, что в данном случае Правила застройки и землепользования в городе Самаре не подлежат применению, поскольку противоречат Генеральному плану городского округа Самара, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Частью 10 ст. 31 ГрК РФ установлено, что по результатам указанной в ч. 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в ч. 9 этой статьи, в комиссию на доработку.
Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, не отмены и являются действующими.
Кроме того, Министерством строительства, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено надлежащих доказательств того, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539, испрашиваемый земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной зоне.
Иные основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в оспариваемом решении не приведены.
При таких обстоятельствах у Министерства строительства отсутствовали правовые основания для принятия решения от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении Обществу земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Довод Министерства строительства о невозможности удовлетворения требований заявителя в связи с принятием Правительством Самарской области постановления от 09.11.2012 г. N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения (21.09.2012 г.) данный нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления для строительства автозаправочных и газозаправочных станций земельных участков, не был принят.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании постановлению Правительства Самарской области от 09.11.2012 г. N 639 обратной силы, не имеется. Напротив, согласно п. 4 названного постановления оно вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, то есть применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку оспариваемое решение Министерства строительства не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
В то же время суд апелляционной инстанции не согласен с решением суда первой инстанции в части возложения на Министерство строительства обязанности по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в районе д. 67 Куйбышевского района города Самары в силу следующего.
Из анализа положений п. 5 ст. 30, ст. 31 ЗК РФ следует, что решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса, может быть принято только после:
1) осуществления выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также после;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
В материалы дела не представлены доказательства того, что указанный порядок Министерством строительств и заявителем соблюден. В связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Министерство обязанности по принятию решения о предоставлении Обществу земельного участка для строительства автогазозаправочной станции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2009 г. по делу N А55-17523/2008.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ следует изменить в части, изложив абзац третий резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя". В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 г. по делу N А55-35346/2012 изменить в части.
Изложить абзац третий резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 г. по делу N А55-35346/2012 в следующей редакции:
"Обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-35346/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N А55-35346/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Авзалова С.В., доверенность от 20.03.2013 г. N 11,
от ответчика - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.13 г. N 3-49/66,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 г. по делу N А55-35346/2012 (судья Стенина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарская газовая компания" (ОГРН 1036300335389), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения от 21.09.2012 г. N 3/6385,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарская газовая компания" (далее - заявитель, ООО "СГК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Министерству строительства Самарской области (далее - ответчик, Министерство строительства) о признании недействительным решения от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары, об обязании ответчика принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в районе дома N 67 Куйбышевского района города Самары.
Решением суда первой инстанции от 26.03.2013 г. признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары. При этом суд обязал ответчика по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в районе д. 67 Куйбышевского района города Самары.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Представителем Министерства строительства заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии акта о выборе земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары и копии письма Департамента строительства от 11.07.2013 г. N Д05-01-01/6519-0-1.
Судом апелляционной инстанции заявленное ходатайство удовлетворено в части приобщения к материалам дела копии акта о выборе земельного участка для строительства, а также отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении копии письма Департамента строительства от 11.07.2013 г. N Д05-01-01/6519-0-1 на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку представитель ответчика не обосновал невозможность его представления в суд первой инстанции по уважительным причинам, не зависящим от него.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что 07.11.2008 г. ООО "СГК" обратилась к Министерству строительства с заявлением от N 3149/пр о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Министерство строительства в Департамент строительства и архитектуры городского округа (далее - Департамент строительства) заявление Общества для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
Департаментом строительства осуществлено информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства в "Самарской газете" от 19.03.2009 г. N 46 (4079).
В дополнение к ранее поданному заявлению Общество обратилось в Министерство строительства с заявлением от 14.04.2010 г. N 3149 об изменении площади испрашиваемого земельного участка, которое также было направлено в адрес Департамента строительства для продолжения работ по выбору земельного участка (л.д. 163).
Департаментом строительства подготовлен акт о выборе испрашиваемого земельного участка, согласно которому испрашиваемый земельный участок рекомендован к дальнейшему оформлению.
Министерством строительства решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принято не было.
21.09.2012 г. Министерство строительства письмом N 3/6385 отказало заявителю в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Отказ мотивирован тем, что согласно Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539, испрашиваемый земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной зоне, в которой не предусмотрено строительство автомобильных заправочных станций. Согласно положениям ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки должны соответствовать Генеральному плану городского округа Самара. Таким образом, Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, должны применять в части, не противоречащей Генеральному плану (л.д. 6 - 7).
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 31 ЗК установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Пунктом 5 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Департаментом строительства был обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, акт о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) направлен в Министерство строительства.
Однако Министерством строительства принято решение от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Как указано выше, основанием отказа послужило то обстоятельство, что согласно Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539, испрашиваемый земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной зоне, в которой не предусмотрено строительство автомобильных заправочных станций.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что согласно Карте градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, земельный участок находится в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1).
Использование земельного участка под строительство автогазозаправочной станции соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков, что подтверждается Градостроительным обоснованием размера и вида использования земельного участка под строительство автозаправочной станции АГЗС по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Уральская, подготовленным Муниципальным предприятием города Самары "Архитектурно-планировочное бюро", актом о выборе земельного участка для строительства автогазозаправочной станции.
Довод ответчика, со ссылкой на ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о том, что в данном случае Правила застройки и землепользования в городе Самаре не подлежат применению, поскольку противоречат Генеральному плану городского округа Самара, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Частью 10 ст. 31 ГрК РФ установлено, что по результатам указанной в ч. 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в ч. 9 этой статьи, в комиссию на доработку.
Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, не отмены и являются действующими.
Кроме того, Министерством строительства, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено надлежащих доказательств того, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539, испрашиваемый земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной зоне.
Иные основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в оспариваемом решении не приведены.
При таких обстоятельствах у Министерства строительства отсутствовали правовые основания для принятия решения от 21.09.2012 г. N 3/6385 об отказе в предоставлении Обществу земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в Куйбышевском районе города Самары.
Довод Министерства строительства о невозможности удовлетворения требований заявителя в связи с принятием Правительством Самарской области постановления от 09.11.2012 г. N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения (21.09.2012 г.) данный нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления для строительства автозаправочных и газозаправочных станций земельных участков, не был принят.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании постановлению Правительства Самарской области от 09.11.2012 г. N 639 обратной силы, не имеется. Напротив, согласно п. 4 названного постановления оно вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, то есть применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку оспариваемое решение Министерства строительства не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
В то же время суд апелляционной инстанции не согласен с решением суда первой инстанции в части возложения на Министерство строительства обязанности по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства автогазозаправочной станции по улице Уральской в районе д. 67 Куйбышевского района города Самары в силу следующего.
Из анализа положений п. 5 ст. 30, ст. 31 ЗК РФ следует, что решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса, может быть принято только после:
1) осуществления выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также после;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
В материалы дела не представлены доказательства того, что указанный порядок Министерством строительств и заявителем соблюден. В связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Министерство обязанности по принятию решения о предоставлении Обществу земельного участка для строительства автогазозаправочной станции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2009 г. по делу N А55-17523/2008.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ следует изменить в части, изложив абзац третий резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя". В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 г. по делу N А55-35346/2012 изменить в части.
Изложить абзац третий резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2013 г. по делу N А55-35346/2012 в следующей редакции:
"Обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)