Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, А.Н. Стрекачева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Агрохимик": Тугуз Маргарита Николаевна, паспорт, по доверенности от 25.10.2012 N 45,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2013 по делу N А32-32605/2012, принятое судьей Нигоевым Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрохимик"
к администрации муниципального образования город Краснодар,
о признании незаконным бездействия,
при участии третьего лица: Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрохимик" (далее - ООО "Агрохимик") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) о признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении обществу в собственность за плату из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012 N 2343/12/12-302079; об обязании администрации издать муниципальный правовой акт - постановление администрации муниципального образования город Краснодар о прекращении ООО "Агрохимик" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012. N 2343/12/12-30207, и предоставлении ООО "Агрохимик" в собственность за плату из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012. N 2343/12/12-30207, за плату, применив при расчете выкупной стоимости земельного участка коэффициенты (ставки), действующие на 21 июня 2012 года - на дату обращения общества в администрацию (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Определением от 30.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО Краснодарского края).
Решением суда от 11.07.2013 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения администрации. Суд обязал администрацию издать акт о предоставлении земельного участка обществу за плату. Суд отказал в удовлетворении требования о применении при расчете выкупной стоимости земельного участка коэффициенты (ставки), действующие на 21 июня 2012 года.
Судебный акт мотивирован несоответствием закону решения Администрации и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не установил, к какому из исключений относительно срока приватизации, установленных ст. 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ относится испрашиваемый земельный участок; судом не установлены полномочия заинтересованного лица по предоставлению спорного земельного участка в собственность.
В судебное заседание не явились представители Администрации МО г. Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Участвующие в деле лица извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции 24.08.2013 на официальном сайте ВАС РФ www.arbitr.ru опубликовано определение от 23.08.2013 о принятии к производству апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Администрации МО г. Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Представитель ООО "Агрохимик" в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 03.10.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 23.07.1997 N 1349 "О предоставлении земельных участков обществам с ограниченной ответственностью "Плодовод", "Прикубанское", "Овощевод", "Пашковское-Сервис", "Агрохимик", "Союз-92" ООО "Агрохимик" предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 7,65 га земель для сельскохозяйственного использования, что подтверждается государственным актом КК-2 N 401001783 (л.д. 13-26).
Во исполнение требований статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" 21.06.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012. N 2343/12/12-302079.
Полагая, что администрацией неправомерно в установленный законом срок не принято соответствующее решение, 25.10.2012 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия.
После подачи заявления в суд 26.10.2012 общество посредством телефонной связи уведомлено о принятии администрацией 19.10.2012 решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка и возможности получения соответствующего решения в письменном виде с указанием причин отказа.
Согласно письму администрации от 19.10.2012 N 49409 "Об отказе в оказании муниципальной услуги" причиной отказа является несоответствие фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования (л.д. 71-72 том 1).
Считая незаконным решение администрации, ООО "Агрохимик" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела подтверждено наличие данных условий незаконности решения Администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
В силу ст. 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, то есть в соответствии со ст. 42 Закона N 532 с 28.01.2003, за исключением определенного данной статьей перечня земельных участков.
Согласно абз. 2 и 3 ст. 21, ст. 42 Закона N 532-КЗ приватизации подлежат земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным организациям, а также гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, с момента вступления в силу настоящего закона, а именно с 28.01.2003.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "Агрохимик" обладает статусом сельскохозяйственной организации (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Факт использования обществом земельных участков по их целевому назначению подтверждается представленной в материалы дела копией акта осмотра земельного участка от 18.12.2012 N 1904 (л.д. 73-74 том 1).
Материалами дела также подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Агрохимик" на испрашиваемый земельный участок.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не установил отношение испрашиваемого земельного участка к земельному участку, предоставленному обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Принадлежность обществу "Агрохимик" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423001:577 подтверждена Государственным актом КК-2 N 401001783 от 26.11.1998.
Предоставленный обществу земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:43:0423001:577, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для обслуживания сельскохозяйственных комплексов, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 23.05.2012 N 2343/12/12-302079.
Согласно пункту 4 кадастрового паспорта земельного участка от 23.05.2012 N 2343/12/12-302079 (общие сведения) предыдущий кадастровый номер земельного участка 23:43:0423001:200 (л.д. 11 том 1).
Доказательств обратного, в том числе опровержения того обстоятельства, что предоставленный обществу постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 23.07.1997 N 1349 земельный участок был поставлен на кадастровый учет под номером 23:43:0423001:577, Администрацией в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка ООО "Агрохимик" представило Администрации все необходимые документы в соответствии с законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок относится к землям, передача которых ограничена и не допускается по другим основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Администрации о том, что суд не установил, к какому из исключений относительно срока приватизации, установленных ст. 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ относится испрашиваемый земельный участок.
Как указано ранее, согласно абз. 2 и 3 ст. 21, ст. 42 Закона N 532-КЗ приватизации подлежат земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным организациям, к которым относится ООО "Агрохимик".
Кроме того, указанные доводы, как и довод о неустановлении судом первой инстанции полномочий Администрации по распоряжению земельным участком, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку предметом спора по настоящему делу является решение Администрации от 19.10.2012 N 49409 "Об отказе в оказании муниципальной услуги", единственным основанием для отказа в котором указано несоответствие фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования (л.д. 71-72 том 1).
Суд первой инстанции правильно критически оценил доводы Администрации о несоответствии фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования.
Указанное обстоятельство не определено законом в качестве основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, актом осмотра подтверждается, что земельный участок используется в сельскохозяйственных целях.
При таких обстоятельствах, у Администрации г. Краснодар отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении в собственность ООО "Агрохимик" земельного участка в связи с несоответствием фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования.
В силу ст. 201 АПК РФ решение Администрации от 19.10.2012 N 49409 является незаконным как не соответствующе закону и нарушающее права и законные интересы ООО "Агрохимик" в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности требований ООО "Агрохимик".
В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда не оспорено участвующими в деле лицами, что исключает проверку законности решения суда в указанной части судом апелляционной инстанции в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Таким образом, решение суда от 11.07.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 июля 2013 года по делу N А32-32605/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 N 15АП-13953/2013 ПО ДЕЛУ N А32-32605/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. N 15АП-13953/2013
Дело N А32-32605/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, А.Н. Стрекачева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Агрохимик": Тугуз Маргарита Николаевна, паспорт, по доверенности от 25.10.2012 N 45,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2013 по делу N А32-32605/2012, принятое судьей Нигоевым Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрохимик"
к администрации муниципального образования город Краснодар,
о признании незаконным бездействия,
при участии третьего лица: Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрохимик" (далее - ООО "Агрохимик") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) о признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении обществу в собственность за плату из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012 N 2343/12/12-302079; об обязании администрации издать муниципальный правовой акт - постановление администрации муниципального образования город Краснодар о прекращении ООО "Агрохимик" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012. N 2343/12/12-30207, и предоставлении ООО "Агрохимик" в собственность за плату из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012. N 2343/12/12-30207, за плату, применив при расчете выкупной стоимости земельного участка коэффициенты (ставки), действующие на 21 июня 2012 года - на дату обращения общества в администрацию (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Определением от 30.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО Краснодарского края).
Решением суда от 11.07.2013 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения администрации. Суд обязал администрацию издать акт о предоставлении земельного участка обществу за плату. Суд отказал в удовлетворении требования о применении при расчете выкупной стоимости земельного участка коэффициенты (ставки), действующие на 21 июня 2012 года.
Судебный акт мотивирован несоответствием закону решения Администрации и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не установил, к какому из исключений относительно срока приватизации, установленных ст. 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ относится испрашиваемый земельный участок; судом не установлены полномочия заинтересованного лица по предоставлению спорного земельного участка в собственность.
В судебное заседание не явились представители Администрации МО г. Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Участвующие в деле лица извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции 24.08.2013 на официальном сайте ВАС РФ www.arbitr.ru опубликовано определение от 23.08.2013 о принятии к производству апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Администрации МО г. Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Представитель ООО "Агрохимик" в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 03.10.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 23.07.1997 N 1349 "О предоставлении земельных участков обществам с ограниченной ответственностью "Плодовод", "Прикубанское", "Овощевод", "Пашковское-Сервис", "Агрохимик", "Союз-92" ООО "Агрохимик" предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 7,65 га земель для сельскохозяйственного использования, что подтверждается государственным актом КК-2 N 401001783 (л.д. 13-26).
Во исполнение требований статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" 21.06.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 21064 кв. м с кадастровым номером 23:43:0423001:577, для обслуживания сельскохозяйственных комплексов общества, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.05.2012. N 2343/12/12-302079.
Полагая, что администрацией неправомерно в установленный законом срок не принято соответствующее решение, 25.10.2012 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия.
После подачи заявления в суд 26.10.2012 общество посредством телефонной связи уведомлено о принятии администрацией 19.10.2012 решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка и возможности получения соответствующего решения в письменном виде с указанием причин отказа.
Согласно письму администрации от 19.10.2012 N 49409 "Об отказе в оказании муниципальной услуги" причиной отказа является несоответствие фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования (л.д. 71-72 том 1).
Считая незаконным решение администрации, ООО "Агрохимик" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела подтверждено наличие данных условий незаконности решения Администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
В силу ст. 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, то есть в соответствии со ст. 42 Закона N 532 с 28.01.2003, за исключением определенного данной статьей перечня земельных участков.
Согласно абз. 2 и 3 ст. 21, ст. 42 Закона N 532-КЗ приватизации подлежат земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным организациям, а также гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, с момента вступления в силу настоящего закона, а именно с 28.01.2003.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "Агрохимик" обладает статусом сельскохозяйственной организации (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Факт использования обществом земельных участков по их целевому назначению подтверждается представленной в материалы дела копией акта осмотра земельного участка от 18.12.2012 N 1904 (л.д. 73-74 том 1).
Материалами дела также подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Агрохимик" на испрашиваемый земельный участок.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не установил отношение испрашиваемого земельного участка к земельному участку, предоставленному обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Принадлежность обществу "Агрохимик" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423001:577 подтверждена Государственным актом КК-2 N 401001783 от 26.11.1998.
Предоставленный обществу земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:43:0423001:577, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для обслуживания сельскохозяйственных комплексов, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 23.05.2012 N 2343/12/12-302079.
Согласно пункту 4 кадастрового паспорта земельного участка от 23.05.2012 N 2343/12/12-302079 (общие сведения) предыдущий кадастровый номер земельного участка 23:43:0423001:200 (л.д. 11 том 1).
Доказательств обратного, в том числе опровержения того обстоятельства, что предоставленный обществу постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 23.07.1997 N 1349 земельный участок был поставлен на кадастровый учет под номером 23:43:0423001:577, Администрацией в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка ООО "Агрохимик" представило Администрации все необходимые документы в соответствии с законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок относится к землям, передача которых ограничена и не допускается по другим основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Администрации о том, что суд не установил, к какому из исключений относительно срока приватизации, установленных ст. 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ относится испрашиваемый земельный участок.
Как указано ранее, согласно абз. 2 и 3 ст. 21, ст. 42 Закона N 532-КЗ приватизации подлежат земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным организациям, к которым относится ООО "Агрохимик".
Кроме того, указанные доводы, как и довод о неустановлении судом первой инстанции полномочий Администрации по распоряжению земельным участком, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку предметом спора по настоящему делу является решение Администрации от 19.10.2012 N 49409 "Об отказе в оказании муниципальной услуги", единственным основанием для отказа в котором указано несоответствие фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования (л.д. 71-72 том 1).
Суд первой инстанции правильно критически оценил доводы Администрации о несоответствии фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования.
Указанное обстоятельство не определено законом в качестве основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, актом осмотра подтверждается, что земельный участок используется в сельскохозяйственных целях.
При таких обстоятельствах, у Администрации г. Краснодар отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении в собственность ООО "Агрохимик" земельного участка в связи с несоответствием фактического использования земельного участка виду его разрешенного использования.
В силу ст. 201 АПК РФ решение Администрации от 19.10.2012 N 49409 является незаконным как не соответствующе закону и нарушающее права и законные интересы ООО "Агрохимик" в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности требований ООО "Агрохимик".
В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда не оспорено участвующими в деле лицами, что исключает проверку законности решения суда в указанной части судом апелляционной инстанции в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Таким образом, решение суда от 11.07.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 июля 2013 года по делу N А32-32605/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)