Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А57-21287/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А57-21287/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "25" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Краевой Ю.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от ОАО "Автотранспортное предприятие N 2" - Семенов А.П. - по доверенности от 01.07.2013;
- от комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А. - по доверенности от 26.09.2012;
- в отсутствие иных участников процесса, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года по делу N А57-21287/2012 (судья Котова Л.А.),
по иску открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 2", Саратовская область, г. Энгельс
- к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва;
- Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица:
- Открытое акционерное общество "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича", г. Москва;
- Торгово-промышленная палата Саратовской области, г. Саратов;
- Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района, Саратовская область, г. Энгельс;
- Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов; Правительство Саратовской области, г. Саратов
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной; об обязании внести в ГКН экономические характеристики земельного участка,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 2" (далее - ОАО "Автотранспортное предприятие N 2", истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 31 446 кв. м, кадастровый номер 64:50:021303:0155, находящегося по адресу: г. Энгельс, тупик Полтавский, 7, в размере 7 799 000 рублей 00 копеек по состоянию на 01.01.2007 в размере рыночной; об обязании внести в ГКН экономические характеристики земельного участка, с кадастровым номером 64:50:021303:0155, находящегося по адресу: г. Энгельс, тупик Полтавский, 7, в размере рыночной 7 799 000 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года исковые требования ОАО "Автотранспортное предприятие N 2" к ФГБУ "ФКП Росреестра" удовлетворены; установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 31446 кв. м с кадастровым номером 64:50:021303:155, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, туп. Полтавский, 7, в размере рыночной - 15 860 261 рубль 79 копеек.
Указанным решением суд первой инстанции обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303: 155, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, туп. Полтавский, 7 в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость - 15 860 261 рубль 79 копеек.
В удовлетворении исковых требований ОАО "Автотранспортное предприятие N 2" к Управлению Росреестра по Саратовской области отказано.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправомерно привлек ФГБУ "ФКП Росреестра", в качестве ответчика по делу, тогда как таковым следовало признать Управление Росреестра по Саратовской области; учреждение считает вывод суда о наличии взаимосвязи между кадастровой стоимостью земельного участка содержащейся в государственном кадастре недвижимости и размером арендной платы в рамках действующего договора аренды необоснованным и противоречащим материалам дела; по мнения ФГБУ "ФКП Росреестра" кадастровая стоимость на размер арендной платы не влияет.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области, также не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению Комитета, суд первой инстанции неправомерно принял в качестве надлежащего доказательства, отчет от 15.03.2013 N 0084300086, представленный истцом, поскольку к данному отчету не было представлено положительное экспертное заключение. По мнению Комитета, назначая экспертизу по делу, суд должен был провести ее на предмет соответствия представленного истцом отчета действующему законодательству, а не устанавливать действительную рыночную стоимость спорного земельного участка.
ОАО "Автотранспортное предприятие N 2" представило суду апелляционной инстанции письменные возражения на апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 16.09.2003 между Энгельсским муниципальным образованием (Арендодатель) и ОАО "Автотранспортное предприятие N 2" (Арендатор) на основании постановления Главы администрации Энгельсского муниципального образования N 4797 от 26.08.2003 заключен Договор аренды земельного участка N 6262, в соответствии с которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 56503 кв. м, по адресу: г. Энгельс, Промзона.
Дополнительным соглашением от 17.08.2004 к договору аренды произведена замена Арендодателя на Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского образования, а также изменен размер площади предоставляемого в аренду земельного участка, которая составила 31 446 кв. м.
Предметом договора с учетом дополнительного соглашения от 17.08.2004 является пользование на правах аренды земельным участком площадью 31 446 кв. м, с кадастровым номером 64:50:02 13 03:0155, расположенным по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, тупик Полтавский, д. 7. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Энгельсским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, о чем 11.11.2004 сделана запись о регистрации N 6401/38-1375/2004-466.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельного участка площадью 31 446 кв. м, с кадастровым номером 64:50:02 13 03:0155, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, тупик Полтавский, д. 7, является ОАО "Автотранспортное предприятие N 2".
Спорный земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:50:02 13 03:0155, имеет вид разрешенного использования - под производственную базу (л.д. 24 т. 1).
На момент обращения истца с иском в суд кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" по состоянию на 01.01.2007 г. и действовала с момента вступления в силу указанного постановления, вследствие чего истцом в обоснование своей позиции был представлен отчет оценщика от 03.09.2012 N 0084300055, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2007 составляет 7 799 000 рублей 00 копеек.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил основания заявленных требований ввиду того, что Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р в отношении спорного земельного участка установлена новая кадастровая стоимость по состоянию на 02.06.2012 в размере 25 082 587 рублей 44 копейки.
По инициативе истца была проведена рыночная оценка указанного земельного участка по состоянию на 02.06.2012. Согласно отчету N 008 43 00086 от 15.03.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 31 446 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, с кадастровым номером 64:50:02 13 03:0155, выполненного Торгово-промышленной палатой Саратовской области, рыночная стоимость арендуемого ОАО "Автотранспортное предприятие N 2" земельного участка составляет 7 201 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с кадастровой оценкой земельного участка, установленной Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено п. 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г. N 412-П "Об установлении размера арендной платы и сроков ее внесения" установлен "размер арендной платы на год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, предназначенные для иных целей -2% от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков".
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 г. "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в размере 50870194 рубля 20 копеек и рассчитана путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 г. "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012 г. утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 г. Указанное Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012 г. официально опубликовано и вступило в законную силу.
Согласно Приложению к Распоряжению Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:02 13 03:0155, расположенным по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, тупик Полтавский, д. 7, по состоянию на 02.06.2012 г. составляет 25 082 587 рублей 44 копейки.
Указанная новая кадастровая стоимость была внесена ФГБУ "ФКП Росреестра" в Государственный кадастр недвижимости. В материалы дела представлена кадастровая выписка N 64/201/2013-81125 от 21.03.2013 г. о земельном участке с кадастровым номером 64:50:021303:155 (равнозначен 64:50:02 13 03:0155), согласно которому кадастровая стоимость составила 25 082 587 рублей 44 копейки.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы об отсутствии взаимосвязи между кадастровой стоимостью и размером арендной платы спорного земельного участка в рамках действующего договора аренды.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Действующая редакция Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не исключает судебного порядка установления рыночной стоимости земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости.
В статье 24.19. названного выше федерального закона закреплен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии с содержанием которой, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке в том числе к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном привлечении судом первой инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика по делу судебной коллегией отклоняется, как противоречащий нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата".
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца в отношении Управления Росреестра по Саратовской области, поскольку указанный государственный орган не будет являться надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
ОАО "Автотранспортное предприятие N 2" в материалы дела представлен отчет от 15.03.2013 N 008 43 00086 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 31446 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, кадастровый номер: 64:50:02 13 03:0155, выполненный Торгово-промышленной палатой Саратовской области, согласно которому рыночная стоимость арендуемого земельного участка составляет 7 201 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В ходе рассмотрения настоящего дела определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.03.2013 по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение N 2729 от 15.05.2013., выполненное ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз", согласно которому рыночная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 64:50:021303:0155 (равнозначен 64:50:021303:155), находящегося по адресу: площадью 31446 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, тупик Полтавский, д. 7, по состоянию на 02.06.2012 г. составляет 15 860 261 рубль 79 копеек.
В представленном отчете действительная рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 15 860 261 рубль 79 копеек была определена оценщиком по состоянию на 02.06.2012, т.е. на дату новой государственной кадастровой оценки земель в населенных пунктах в Саратовской области на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012.
Таким образом, специалистом в области оценочной деятельности было установлено превышение рыночной стоимости земельного участка над его кадастровой стоимостью. Доказательства, опровергающие выводы эксперта, в материалах дела отсутствуют.
Лицами, участвующими в деле, доводы истца и выводы эксперта не оспорены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом исковые требования к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о пропуске срока исковой давности, руководствуясь статьями 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном принятии судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства отчета от 15.03.2013 N 0084300086, представленного истцом, поскольку к данному отчету не было представлено положительное экспертное заключение, а также экспертного заключения N 2729 от 15.05.2013, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", статьи 75 АПК РФ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Согласно статьи 51 АПК РФ, п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного суда РФ от 30.05.2005 N 92 для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе и в виде иной независимой оценки.
Целью экспертизы, проведенной судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, явилось получение иной независимой оценки, что не противоречит вышеизложенным нормам. Кроме того, экспертное заключение N 2729 от 15.05.2013, выполненное ООО "Научно - исследовательская лаборатория судебных экспертиз" сторонами не обжаловалось, в связи с чем правомерно принято арбитражным судом в качестве доказательства по делу.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2013 года по делу N А57-21287/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Б.ШАЛКИН

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)