Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бурлаков И.И.
Докладчик: Адушкина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Адушкиной И.В. Старинновой Л.Д.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 августа 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе ответчиков Т.П.В., Х.Л. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 июня 2011 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., пояснения ответчиков Т.П.И., Х.Л. и их представителя - адвоката Павловой О.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Администрации городского округа Саранска - Т.И. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к И.В., Т.П.И., Х.Л. об изъятии земельного участка и жилого дома путем выкупа для муниципальных нужд.
В обоснование своих требований истец указал, что согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 г. N 219 "Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск", а также разработанной на основании Генерального плана документации по планировке территории, ограниченной ул. Советская, Ботевградская, Красноармейская и р. Саранка г. Саранска, включающей проект межевания названной территории, утвержденной постановлением главы администрации городского округа Саранск от 12 июля 2010 г. N 1709, на земельных участках по ул. Кавказская, предполагается размещение объекта капитального строительства "Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской".
Документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории. Согласно акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением главы администрации городского округа Саранск от 4 июня 2010 N 1405 жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...> подлежит сносу в целях реконструкции вышеназванного объекта.
13 августа 2009 г. ответчикам были направлены уведомления об изъятии принадлежащего им на праве общей долевой собственности спорного жилого дома. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 12 июля 2010 г. рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) жилого дома 1 725 000 рублей. Однако ответчики выразили несогласие с выкупной ценой принадлежащего им недвижимого имущества.
Истец просила суд прекратить право собственности И.В. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 862 500 руб.; прекратить право собственности Т.П.И. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; прекратить право собственности Х.Л. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; обязать И.В., Т.П.И., Х.Л. заключить с администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков); обязать И.В., Т.П.И., Х.Л. после заключения указанных договоров и получения денежных средств в обозначенном размере обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенное выше изымаемое для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимое имущество, обязать И.В., Т.П.И., Х.Л. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учета всех зарегистрированных в изымаемом для муниципальных нужд городского округа Саранск жилом доме, расположенном по адресу: <...>, а также освободить указанный жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств в указанном размере на принадлежащий ответчику банковский счет, либо депозит нотариуса, оплатив все предоставленные ранее коммунальные услуги.
16 июня 2011 г. истец уточнил исковые требования, просил прекратить право собственности Т.П.И. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; прекратить право собственности Х.Л. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; обязать Т.П.И., Х.Л. заключить с администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 16 июня 2011 г. прекращено право собственности Т.П.И. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 рублей.
Прекращено право собственности Х.Л. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городского округа Саранск, по выкупной цене равной 431 250 рублей.
На Т.П.И. и Х.Л. возложена обязанность заключить с администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков).
В остальной части исковых требований администрации городского округа Саранска отказано.
В кассационной жалобе ответчики Т.П.И. и Х.Л. с решением суда первой инстанции не согласны, просили его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также предусмотренных Конституцией РФ их прав как собственников недвижимого имущества. Указали, что судом необоснованно отказано в принятии встречного заявления о признании за ними права пользования земельным участком, не удовлетворено ходатайство об отложении слушания дела для предоставления отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, согласно которому по состоянию на 17 июня 2011 г. ? доля в праве собственности на спорный жилой дом составляет 2 460 000 рублей.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации городского округа Саранск от 4 июня 2010 г. N 1405 предусмотрено, что жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...> подлежит сносу в целях реконструкции автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской г. Саранска.
Проектная документация "Проект планировки территории, ограниченной улицами Советская, Ботевградская, Красноармейская и рекой Саранка г. Саранска, включая проект межевания", прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы Республики Мордовия и получила положительное заключение N 13-1-4-0101-10, утвержденное 4 июня 2010 г. (л.д. 23-29).
29 июня 2009 г. главой администрации городского округа Саранск было принято постановление N 1460 "Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска", согласно которому подлежит изъятию путем выкупа жилой дом <...> для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения автомобильной (л.д. 19).
30 июля 2009 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом, расположенный по адресу: <...> на основании постановления главы администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 г. N 1460, регистрация N 13-13-01/182/2009-360.
Согласно выпискам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 4 августа 2009 г. N 01/234/2009-214 и N 01/089/2011-473: жилой дом общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Т.П.И. - 1/4 доля в праве; Х.Л. (Ж.) - 1/4 доля в праве.
13 августа 2009 г. Т.П.И., Х.Л. (Ж.), И.А. были направлены уведомления об изъятии принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Данные уведомления Т.П.И. и Х.Л. получили соответственно 17 августа 2009 г. и 26 августа 2009 г. (л.д. 39,40).
Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 10 мая 2011 г. N 01/180/2011-160 Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия права на объект недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу: <...> ни за кем не зарегистрированы.
13 августа 2010 г. Х.Л. и Т.П.И. были направлены повторные уведомления об изъятии спорного недвижимого имущества. Повторные уведомления ответчики получили 23 августа 2010 г. (л.д. 42, 43).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства N К-10/07-12-(1)-н, подготовленного по состоянию на 12 июля 2010 г., рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного домовладения (жилого дома, вспомогательных строений, самовольных построек и плодово-ягодных насаждений, расположенных на земельном участке по адресу: <...>) составила 1 725 000 рублей. При определении рыночной стоимости объекта, в общую стоимость домовладения также вошла стоимость самовольно возведенных пристроек.
Исходя из рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <...> была определена выкупная цена принадлежащего ответчикам изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества: Т.П.И. (1/4 доля в праве включая многолетние насаждения) - 431 250 рублей, Х.Л. - 431 250 рублей; И.В. -862 500 рублей.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Из материалов дела усматривается, что в судебном заседании (л.д. 172) представителем ответчиков было заявлено ходатайство об отложении слушания дела для предоставления отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, поскольку отчет об оценки рыночной стоимости дома, представленный стороной истца, подготовлен по состоянию на 12 июля 2010 года. Данное ходатайство судом отклонено по тем основаниям, что отложение процесса приведет к нарушению сроков рассмотрения гражданского дела, что является необоснованным, поскольку привело к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела и основанием для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными и не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, данное решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, и в зависимости от обстоятельств, установленных судом и имеющих значение для дела, принять соответствующее решение.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд незаконно отказал в принятии встречного искового заявления не принимается, поскольку отказ не препятствует реализации права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем третьим статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 июня 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 23.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1598/57
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. по делу N 33-1598/57
Судья: Бурлаков И.И.
Докладчик: Адушкина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Адушкиной И.В. Старинновой Л.Д.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 августа 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе ответчиков Т.П.В., Х.Л. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 июня 2011 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., пояснения ответчиков Т.П.И., Х.Л. и их представителя - адвоката Павловой О.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Администрации городского округа Саранска - Т.И. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к И.В., Т.П.И., Х.Л. об изъятии земельного участка и жилого дома путем выкупа для муниципальных нужд.
В обоснование своих требований истец указал, что согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 г. N 219 "Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск", а также разработанной на основании Генерального плана документации по планировке территории, ограниченной ул. Советская, Ботевградская, Красноармейская и р. Саранка г. Саранска, включающей проект межевания названной территории, утвержденной постановлением главы администрации городского округа Саранск от 12 июля 2010 г. N 1709, на земельных участках по ул. Кавказская, предполагается размещение объекта капитального строительства "Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской".
Документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории. Согласно акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением главы администрации городского округа Саранск от 4 июня 2010 N 1405 жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...> подлежит сносу в целях реконструкции вышеназванного объекта.
13 августа 2009 г. ответчикам были направлены уведомления об изъятии принадлежащего им на праве общей долевой собственности спорного жилого дома. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 12 июля 2010 г. рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) жилого дома 1 725 000 рублей. Однако ответчики выразили несогласие с выкупной ценой принадлежащего им недвижимого имущества.
Истец просила суд прекратить право собственности И.В. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 862 500 руб.; прекратить право собственности Т.П.И. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; прекратить право собственности Х.Л. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; обязать И.В., Т.П.И., Х.Л. заключить с администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков); обязать И.В., Т.П.И., Х.Л. после заключения указанных договоров и получения денежных средств в обозначенном размере обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенное выше изымаемое для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимое имущество, обязать И.В., Т.П.И., Х.Л. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учета всех зарегистрированных в изымаемом для муниципальных нужд городского округа Саранск жилом доме, расположенном по адресу: <...>, а также освободить указанный жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств в указанном размере на принадлежащий ответчику банковский счет, либо депозит нотариуса, оплатив все предоставленные ранее коммунальные услуги.
16 июня 2011 г. истец уточнил исковые требования, просил прекратить право собственности Т.П.И. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; прекратить право собственности Х.Л. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 руб.; обязать Т.П.И., Х.Л. заключить с администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 16 июня 2011 г. прекращено право собственности Т.П.И. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене равной 431 250 рублей.
Прекращено право собственности Х.Л. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенные по адресу: <...>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городского округа Саранск, по выкупной цене равной 431 250 рублей.
На Т.П.И. и Х.Л. возложена обязанность заключить с администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков).
В остальной части исковых требований администрации городского округа Саранска отказано.
В кассационной жалобе ответчики Т.П.И. и Х.Л. с решением суда первой инстанции не согласны, просили его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также предусмотренных Конституцией РФ их прав как собственников недвижимого имущества. Указали, что судом необоснованно отказано в принятии встречного заявления о признании за ними права пользования земельным участком, не удовлетворено ходатайство об отложении слушания дела для предоставления отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, согласно которому по состоянию на 17 июня 2011 г. ? доля в праве собственности на спорный жилой дом составляет 2 460 000 рублей.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации городского округа Саранск от 4 июня 2010 г. N 1405 предусмотрено, что жилой дом, общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...> подлежит сносу в целях реконструкции автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской г. Саранска.
Проектная документация "Проект планировки территории, ограниченной улицами Советская, Ботевградская, Красноармейская и рекой Саранка г. Саранска, включая проект межевания", прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы Республики Мордовия и получила положительное заключение N 13-1-4-0101-10, утвержденное 4 июня 2010 г. (л.д. 23-29).
29 июня 2009 г. главой администрации городского округа Саранск было принято постановление N 1460 "Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска", согласно которому подлежит изъятию путем выкупа жилой дом <...> для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения автомобильной (л.д. 19).
30 июля 2009 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом, расположенный по адресу: <...> на основании постановления главы администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 г. N 1460, регистрация N 13-13-01/182/2009-360.
Согласно выпискам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 4 августа 2009 г. N 01/234/2009-214 и N 01/089/2011-473: жилой дом общей площадью 43,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Т.П.И. - 1/4 доля в праве; Х.Л. (Ж.) - 1/4 доля в праве.
13 августа 2009 г. Т.П.И., Х.Л. (Ж.), И.А. были направлены уведомления об изъятии принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Данные уведомления Т.П.И. и Х.Л. получили соответственно 17 августа 2009 г. и 26 августа 2009 г. (л.д. 39,40).
Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 10 мая 2011 г. N 01/180/2011-160 Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия права на объект недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу: <...> ни за кем не зарегистрированы.
13 августа 2010 г. Х.Л. и Т.П.И. были направлены повторные уведомления об изъятии спорного недвижимого имущества. Повторные уведомления ответчики получили 23 августа 2010 г. (л.д. 42, 43).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства N К-10/07-12-(1)-н, подготовленного по состоянию на 12 июля 2010 г., рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного домовладения (жилого дома, вспомогательных строений, самовольных построек и плодово-ягодных насаждений, расположенных на земельном участке по адресу: <...>) составила 1 725 000 рублей. При определении рыночной стоимости объекта, в общую стоимость домовладения также вошла стоимость самовольно возведенных пристроек.
Исходя из рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <...> была определена выкупная цена принадлежащего ответчикам изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества: Т.П.И. (1/4 доля в праве включая многолетние насаждения) - 431 250 рублей, Х.Л. - 431 250 рублей; И.В. -862 500 рублей.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Из материалов дела усматривается, что в судебном заседании (л.д. 172) представителем ответчиков было заявлено ходатайство об отложении слушания дела для предоставления отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, поскольку отчет об оценки рыночной стоимости дома, представленный стороной истца, подготовлен по состоянию на 12 июля 2010 года. Данное ходатайство судом отклонено по тем основаниям, что отложение процесса приведет к нарушению сроков рассмотрения гражданского дела, что является необоснованным, поскольку привело к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела и основанием для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными и не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, данное решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, и в зависимости от обстоятельств, установленных судом и имеющих значение для дела, принять соответствующее решение.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд незаконно отказал в принятии встречного искового заявления не принимается, поскольку отказ не препятствует реализации права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем третьим статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 июня 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья-председательствующий
С.В.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
И.В.АДУШКИНА
Л.Д.СТАРИННОВА
С.В.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
И.В.АДУШКИНА
Л.Д.СТАРИННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)