Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А02-1977/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А02-1977/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Губа П.А. по доверенности от 19.11.2012 (на 1 год)
от ответчика, от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Улаганский район"
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 11 июня 2013 года по делу N А02-1977/2012 (судья Кулакова Л.А.)
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Чибит" (ИНН 0402000427, ОГРН 1020400508633, 649744, Республика Алтай, Улаганский район, с. Чибит, ул. Чуйская, 3) к Администрации муниципального образования "Улаганский район" (ИНН 0402002696, ОГРН 1030400507829, 649750, Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган, ул. В. Санаа, 8)
третьи лица: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай (ИНН 0411130302, ОГРН 1070411000660, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4), Министерство культуры Республики Алтай (ИНН 0411014994, ОГРН 1020400739952, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 24)
о признании незаконным бездействия в виде непредоставления в собственность за плату земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Чибит" (далее - СПК "Чибит", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Администрации Муниципального образования "Улаганский район" (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении кооперативу в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 368690000 кв. м с местоположением: Россия, Республика Алтай, Улаганский район, ориентир 8, земли колхоза Чибитский, с кадастровым номером 04:09:000000:8 и обязании принять решение о предоставлении на праве собственности указанного земельного участка, подготовить и направить проект договора его купли-продажи по цене 632672 руб. 04 коп.
В ходе судебного разбирательства СПК "Чибит" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленное требование, просил признать незаконным бездействие администрации в непредоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8. В части способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию в месячный срок с момента уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8 принять решение о предоставлении кооперативу "Чибит" на праве собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с местоположением: Республика Алтай, Улаганский район, ориентир 8, земли колхоза Чибитский, с кадастровым номером 04:09:000000:8.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Алтай отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- - выводы суда основаны на неправильном применении положения Земельного кодекса РФ (п. 6 ст. 27); суд не учел принадлежность земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения, которая предопределяет необходимость учета специального законодательства при разрешении вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность;
- - приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"); Закон Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" установил начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай с 01 января 2020 года (ст. 1);
- - положения п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" неприменимы к рассматриваемым правоотношениям, так как административная процедура предоставления в собственность (переоформления права постоянного (бессрочного) пользования) земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируется названными выше нормами и ст. 36 Земельного кодекса РФ, а процедура переоформления земель сельскохозяйственного назначения регламентируется ст. 8, 9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда первой инстанции со ссылкой на не исследование судом обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, поскольку спорный земельный участок отнесен к категории земель лесного фонда.
Министерство культуры Республики Алтай просит учесть ранее направленное в адрес суда письмо о том, что на территории, предполагаемой для выкупа, находятся памятники, которые являются государственной собственностью.
Представитель СПК "Чибит" в судебном заседании поддержал выводы суда первой инстанции, ссылается на необоснованность и незаконность доводов апеллянта, а равно на сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
Стороны (апеллянт, третьи лица), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя кооператива, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании государственного акта на право пользования землей N 7 от 10.10.1984 исполнительным комитетом Улаганского районного Совета народных депутатов колхозу "Чибитский" на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 36869 га для сельскохозяйственного производства.
СПК "Чибит" создан путем реорганизации колхоза "Чибитский".
07.05.2010 на основании указанного выше государственного акта на право пользования землей N 7 от 10.10.1984 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 04-02-03/002/2005-342 о праве постоянного (бессрочного) пользования СПК "Чибит" на земельный участок площадью 368690000 кв. м, местоположение: Россия, Республика Алтай, Улаганский район, ориентир N 8 земли колхоза Чибитский, кадастровый номер 04:09:000000:8, с указанием категории: земли сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции (свидетельство 02-АВ 068698).
Согласно сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц основным видом деятельности кооператива является разведение крупного рогатого скота.
В связи с чем СПК "Чибит" является правопреемником колхоза Чибитский, в том числе по правам на земельные участки, возникшим до момента реорганизации.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 18.02.2010, выданной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай, в государственном кадастре недвижимости с 09.03.2006 на учете стоит земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8, площадью 368690000 кв. м, принадлежащий СПК "Чибит" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, с местоположением: установлено относительно ориентира N 8, земли колхоза Чибитский, расположенного в границах участка.
Судом установлено, что межевание земельного участка не произведено, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8 площадью 368690000 кв. м, является тем самым земельным участком, который был предоставлен колхозу Чибитский в 1984 году площадью 36869 га.
Из материалов дела также следует, что в 2006 году было проведено лесоустройство Акташского участкового лесничества Улаганского лесничества в границах землепользования СПК "Чибит". Согласно лесоустроительной документации спорный земельный участок площадью 18395,0 га входит в зарегистрированную лесную площадь 167139,0 га в Улаганском лесничестве. Данный участок имеет кадастровый (условный) номер 04-02-03/007/2008-044. На участок площадью 167139 га с кадастровым (условным) номером 04-02-03/007/2008-044 11.01.2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 08.02.2013 с 03.12.2010 в государственном кадастре недвижимости стоит на учете участок лесного фонда площадью 1671390000 кв. м с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Улаганское лесничество. Почтовый адрес ориентира: Республика Алтай, район Улаганский.
Судом установлено, что межевание земельного участка лесного фонда не произведено, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
27.06.2012 года кооператив обратился в администрацию с заявлением о предоставлении имеющегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8, площадью 368690000 кв. м в собственность за плату по цене 632642 руб. 04 коп. (в размере 2 процентов от его кадастровой стоимости, равной 31633602 руб.).
Администрация оставила заявление кооператива без ответа.
СПК "Чибит", считая, что бездействие администрации, выразившееся в непредоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, незаконно и препятствует ему в реализации прав на приватизацию земельного участка и дальнейшее его использование в производственной деятельности, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из непредставления Администрацией доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8 в установленном порядке изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо в отношении данного земельного участка имеется запрет на его приватизацию, а равно доказательств перевода испрашиваемого земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда; материалами дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством, для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 04:09:000000:8 на право собственности СПК "Чибит".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 6 названного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Как указано в пункте 9 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проанализировав указанные нормы права с учетом фактических обстоятельств по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возникшее до момента вступления в силу данного Закона право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей, если право на земельный участок возникло до 1998 года и оформлено документами, выдававшимися в тот период, в связи с чем СПК "Чибит" является законным пользователем земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8, площадью 368690000 кв. м, так как его право постоянного (бессрочного) пользования возникло до 1998 года и подтверждается государственным актом на право пользования землей N 7 от 10.10.1984, удостоверяющим данное право. Данный государственный акт имеет юридическую силу документа о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Поскольку государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Чибит" на земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8, площадью 368690000 кв. м никем не оспорено в судебном порядке. Следовательно, СПК "Чибит" обладает правами и несет обязанности, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ для лиц, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 11 от 24.03.2005 г.) при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 Постановления Пленума N 11 от 24.03.2005 г. при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим: рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 28, 29, 36 ЗК РФ, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у заявителя права на получение испрашиваемых земельных участков в собственность, а равно о незаконном бездействии администрации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05, одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений и сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного бессрочного пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и статья 36 ЗК РФ регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Статья 36 ЗК РФ в данном случае применяется в части установления порядка принятия решения о предоставления земельного участка в собственность, и не подлежит и не ограничивает субъектный состав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка.
Пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ предусматривает специальные условия приобретения земли при наличии у лица права постоянного (бессрочного) пользования, отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 ЗК РФ, при наличии права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.
Исходя из системного анализа пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ в их взаимосвязи с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что в данном случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения земельного участка в собственность при наличии титула права постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом того, что СПК "Чибит" владеет земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, принимая во внимание предусмотренную законом обязанность СПК обратиться с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, заявитель имеет преимущественное право на приобретение его в собственность.
Из материалов дела следует, что СПК "Чибит" 27.06.2012 обратилось в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8, площадью 368690000 кв. м, которым с 1984 года пользуется на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено, что администрация не совершила необходимых действий по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность СПК "Чибит" и направлению проекта договора купли-продажи.
При изложенных обстоятельствах бездействие администрации, выразившееся в непредоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8, не соответствует действующему законодательству с учетом требований статьи 28 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Не допускается отказ в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Администрация не представила доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8 в установленном порядке изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо в отношении данного земельного участка имеется запрет на его приватизацию.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается Государственным актом на право пользования землей N 7 от 10.10.1984, кадастровым паспортом земельного участка от 18.02.2010 N 0409/210/10-370, тогда как Администрация и Минлесхоз РА не представили в материалы дела доказательства перевода испрашиваемого земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несостоятельности доводов администрации о том, что земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8 в полном объеме относится к землям лесного фонда и является ограниченным в обороте, указанная позиция, изложенная в отзыве на апелляционную жалобу Министерством лесного хозяйства признается судом апелляционной инстанции также несостоятельной.
При этом судом учитывается, что факт нахождения на земельном участке лесных насаждений автоматически не переводит его в категорию земель лесного фонда с учетом положений ст. 6, ст. 7 Лесного кодекса РФ и принимая во внимание, что Минлесхозом РА не проводились кадастровые работы, при проведении которых возможно уточнение площади лесов в границах землепользования СПК "Чибит". Согласно представленной кадастровой выписке о земельном участке лесного фонда площадью 1671390000 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В связи с чем Администрацией и Минлесхозом РА не представлены безусловные доказательства разграничения земельных участков лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, которой пользуется СПК "Чибит". Не представлены доказательства межевания, позволяющие установить включение участков лесного фонда и водных объектов в общую площадь испрашиваемого кооперативом земельного участка, документы, позволяющие определить конкретные границы лесных участков и их площадь в составе земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:8, тогда как представленные Минлесхозом РА документы по лесоустройству и кадастровая выписка о земельном участке площадью 167139 га от 08.02.2013 не позволяют однозначно определить местонахождение участка лесного фонда на местности, а также не позволяют сделать безусловный вывод о том, что испрашиваемый СПК "Чибит" земельный участок налагается на участок лесного фонда, расположен в его границах и т.п.
У суда апелляционной инстанции при изложенных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для переоценки данных выводов суда первой инстанции.
Принимая во внимание указанные выше фактические обстоятельства дела и требования действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления в собственность земельных участков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований с учетом того, что право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Чибит" на спорный земельный участок никем не оспорено в судебном порядке; администрацией не представлено доказательств того, что земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо в отношении него имеется запрет на приватизацию. Ссылки на такие доказательства не приведены и при апелляционном обжаловании. Указание Министерством Культуры Республики Алтай на наличие на спорной территории СПК "Чибит" объектов культурно-исторического и археологического наследия таким доказательством не является.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что доводы апеллянта не опровергают выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, а выражают несогласие с ними, что не является основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, тогда как материалами дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством, для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 04:09:000000:8 на право собственности СПК "Чибит", при том, что заявителем при подаче заявления о переоформлении прав на земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:8 были представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законодательством, в связи с чем бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении в установленные законом сроки заявления кооператива и непредоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, является незаконным и нарушает права СПК "Чибит" как законного пользователя земельного участка, имеющего преимущественное право на приобретение его в собственность.
Указанные выводы суда согласуются с позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3573/09.
Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), а Закон Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" установил начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай с 01 января 2020 года (ст. 1).
Считая невозможным предоставление земельного участка в собственность на основании Закона Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай", которым установлен срок начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения с 01.01.2020 года, Администрацией не учтено наличие специальных условий приобретения кооперативом спорного земельного участка в собственность, в частности, установленное Федеральный закон N 137-ФЗ ограничение по времени правом постоянного (бессрочного) пользования до 01.07.2012 г.
В связи с чем, запрет, установленный Законом Республики Алтай от 14.05.2012, не распространяется на случаи, предусмотренные федеральным законодательством.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 30.10.2009 г. по делу N А03-353/2009, от 15.07.2013 года по делу N А02-1287/2011.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11 июня 2013 года по делу N А02-1977/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Л.А.КОЛУПАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)