Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А13-1450/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А13-1450/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Константинова П.Ю. и Рудницкого Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.04.2013 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-1450/2013,

установил:

Открытое акционерное общество "Промхимпорт", место нахождения: 160012, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Турундаевская, 128А, ОГРН 1023500873274 (далее - ОАО "Промхимпорт", общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), с требованием установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 общей площадью 6 090 кв. м, категория земель - земли поселений, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Элеваторная, в размере ее рыночной стоимости равной 2 277 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130 общей площадью 23 895 кв. м, из категории земель - земли поселений, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Элеваторная, в размере его рыночной стоимости равной 8 504 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 общей площадью 63 721 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Турундаевская, в размере его рыночной стоимости равной 22 386 000 руб.; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области внести рыночную стоимость для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 в размере 2 277 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130 в размере 8 504 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 в размере 22 386 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 22.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - администрация).
Определением суда от 21.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 30.04.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков внесена в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 и составляет: для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85-66 204 844 руб. 58 коп., для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37-6 467 336 руб. 40 коп., для земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130-24 619 735 руб. 35 коп.
По мнению подателя жалобы, ссылки судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 913/11 несостоятельны, поскольку на отношения, связанные с внесением в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, распространяются нормы, установленные Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в то время как на спорные отношения, рассматриваемые в деле N 913/11, нормы, установленные Законом N 167-ФЗ, не распространялись, и заявитель указанным законом воспользоваться не мог.
По мнению подателя жалобы, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, на территории Вологодской области данным органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке; для обжалования результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, необходимо обращаться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а при несогласии с вынесенным решением - в суд с заявлением об обжаловании данного решения.
Податель жалобы полагает, что, поскольку вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, в данном случае для органа кадастрового учета, который должен будет внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости, возложение на этот орган соответствующей обязанности путем принятия настоящего судебного акта является излишним, так как судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. На данный момент с учетом установления новой кадастровой стоимости оспариваемым судебным актом, который еще только подлежит исполнению, право заявителя, которое, как полагает последний, подлежит защите путем возложения на орган кадастрового учета соответствующей обязанности, не может быть признано нарушенным, в связи с чем требование о возложении на орган кадастрового учета соответствующей обязанности удовлетворению не подлежит.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ОАО "Промхимпорт" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0203004:130, 35:24:0203004:85 и 35:24:0203005:37, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.01.2006 серии 35-СК N 052815, от 13.01.2006 серии 35-СК N 052815, от 25.04.2008 серии 35-СК N 331715.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составила: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130 - 82 000 471 руб. 50 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 - 216 407 349 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 - 20 341 878 руб. 90 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23.11.2012 N 482/11/12, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива", рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 24.10.2012 в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130 - 8 504 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 - 22 386 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 - 2 277 000 руб.
Экспертным заключением некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 17.12.2013 N 843/12/12 по результатам проведенной в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), экспертизой отчета от 23.11.2012 N 482/11/12 подтверждено соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что на момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования в газете "Красный Север" 18.01.2013, утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
10.02.2013 указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости.
Новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составляет: земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:130 - 24 619 735 руб. 35 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203004:85 - 66 204 844 руб. 58 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0203005:37 - 6 467 336 руб. 40 коп.
Суд, применив положения пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сделал вывод, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в размере его рыночной стоимости.
Суд сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Суд, оценив отчет оценщика от 23.11.2012 N 482/11/12 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, пришел к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности.
Суд посчитал, что кадастровая стоимость упомянутых земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке.
Суд указал, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора действующим законодательством не установлена, поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Апелляционный суд отклонил довод Кадастровой палаты о том, что кадастровая стоимость, которую в исковом заявлении указывает истец, утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", поскольку данное постановление отменено постановлением Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51, и сведения о кадастровой стоимости утвержденные данным постановлением в государственный кадастр недвижимости на момент обращения истца в суд отсутствовали, в связи с чем пересмотру не подлежат.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец как собственник упомянутых земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Закона N 167-ФЗ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Оценив отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков, заключение эксперта, подтверждающее соответствие отчета оценщика действующему законодательству, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требования общества.
Доводы подателя жалобы, основанные на толковании норм права, изложенном в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013, не могут быть признаны состоятельными в связи с тем, что сформулированная в деле N А11-5098/2010 правовая позиция подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции, то есть распространена на будущее время.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А13-1450/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА

Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)