Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 N 05АП-7046/2013 ПО ДЕЛУ N А51-31724/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. N 05АП-7046/2013

Дело N А51-31724/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 05 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании по правилам первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "Аллюр"
апелляционное производство N 05АП-7046/2013
на решение от 24.04.2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" (ИНН 2511061342, ОГРН 1082511003299, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.08.2008)
к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1042504353210, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.03.2004)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае: Пономарева Т.Н., представитель по доверенности от 13.05.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; паспорт;
- от ООО "АЛЛЮР": Вдовиченко И.Ю., представитель по доверенности от 08.11.2012 (со специальными полномочиями), сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" (далее по тексту - "заявитель", "общество", "ООО "АЛЛЮР") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - "ответчик", "Территориальное управление"), оформленного письмом от 11.10.2012 N ПП-10/45152, о невозможности предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 и об обязании в двухнедельный срок с момента вступления решения суда законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 с предложением о его заключении на условиях и в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.04.2013 решение Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае, оформленное письмом от 11.10.2012 N ПП-10/45152, о невозможности предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1, признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. На Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 с предложением о его заключении на условиях и в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Территориальное управление Росимущества Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что 09.06.2012 (исх. от 20.07.2012 N 9/1833) в адрес Территориального управления от ООО "Аллюр" поступило заявление с приложением документов о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1.
Территориальное управление, действуя, в рамках полномочий, направило пакет документов на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Роимущество рассмотрело и приняло решение от 11.10.2012 N ПП-10/45152 о невозможности предоставления земельного участка в собственность заявителю. При этом Росимущество к участию в деле привлечено не было, требования по отношению к Территориальному управлению не уточнялись. Заявитель настаивал, что именно Территориальное управление приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка, что, как указывает заявитель апелляционной жалобы, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Письмом от 31.10.2012 N 08-14115 Территориальное управление возвратило пакет документов в адрес общества, указав на отказ Росимущества в предоставлении испрашиваемого земельного участка от 11.10.2012 N ПП-10/45152.
На основании части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, на нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акт.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Апелляционной коллегией установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) рассмотрело и приняло решение от 11.10.2012 N ПП-10/45151 о невозможности предоставления участка в собственность заявителю.
Письмом от 31.10.2012 N 08-14115 Территориальное управление возвратило пакет документов в адрес общества, указав на отказ Росимущества в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В рассматриваемом случае заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка от 11.10.2012 N ПП-10/45152, оформленного письмом Росимущества.
Решением от 24.04.2013 суд первой инстанции признал незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае, оформленное письмом от 11.10.2012 N ПП-10/45152, хотя данное письмо оформлено Росимуществом.
При этом Росимущество к участию в деле привлечено не было, требования по отношению к Территориальному управлению не уточнялись.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что дело N А51-31724/2012 рассмотрено с привлечением ненадлежащего ответчика.
Данное обстоятельство является нарушением норм процессуального права, в связи с чем решение Арбитражного суда Приморского края от 24.04.2013 подлежит отмене.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ данное процессуальное нарушение является основанием для рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В абзацах 2, 3 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 разъяснено, что по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 настоящее дело назначено к рассмотрению по правилам суда первой инстанции на 05.09.2013.
В судебном заседании 05.09.2013 представитель ООО "Аллюр" заявила об уточнила заявленных требований. Просила считать заявленными, требования о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском каре, оформленного письмом от 31.10.2012 N 08-14115 и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 с предложением о его заключении на условиях и в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Представитель Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае на доводы уточненного заявления возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (с учетом уточнений), просила отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае в полном объеме. Настаивала на том, что заявление ООО "Аллюр" о предоставлении земельного участка в собственность по существу рассмотрено Росимуществом, и письмом от 11.10.2012 N ПП-10/45152 отказано в предоставлении спорного земельного участка. Полагает, что Территориальное управление не нарушало прав и законных интересов заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность не принимало. Просила отказать ООО "Аллюр" в удовлетворении заявленных требований к территориальному управлению в полном объеме.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению уточненные ООО "Аллюр" требования. Письменные уточнения приобщены к материалам дела.
Из материалов дела судом установлено, что обществу с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Московская, д. 10, а именно: здание - контрольно-технический пункт общей площадью 59,70 кв. м здание - санчасть общей площадью 170,60 кв. м здание - эскадрильный домик общей площадью 374,10 кв. м здание - штаб общей площадью 115,00 кв. м здание - склад общей площадью 142,90 кв. м здание - казарма общей площадью 717,80 кв. м здание - хранилище общей площадью 321,10 кв. м здание - хранилище общей площадью 1568,60 кв. м здание - трансформаторная подстанция общей площадью 49,20 кв. м здание - контрольно-технический пункт общей площадью 25,40 кв. м здание - мастерская общей площадью 181,00 кв. м здание - контрольно-технический пункт общей площадью 53,00 кв. м здание - хранилище общей площадью 310,70 кв. м здание - хранилище общей площадью 1152,70 кв. м здание - казарма общей площадью 771,30 кв. м здание - аккумуляторная общей площадью 46,30 кв. м здание - караульное помещение общей площадью 62,30 кв. м.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 25:34:017702:1, имеющего расположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: ориентир - одноэтажное здание (штаб), расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Московская, 10, площадью 240647,78 кв. м для размещения зданий конезавода в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, находящемся в федеральной собственности.
Между обществом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае заключен договор аренды земельного участка от 05.04.2012 N 08-26/363.
09.06.2012 общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. К заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату обществом представлен пакет документов, соответствующий Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленному Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Письмом от 31.10.2012 N 08-14115 "О предоставлении в собственность земельного участка" Территориальное управление возвратило направленный обществом пакет документов со ссылкой на письмо Росимущества от 11.10.2012 N ПП-10/45152, в котором последнее, сообщая Территориальное управление о невозможности предоставлению участка в собственность, приводит доводы о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 расположен водный объект.
Не согласившись с решением Территориального управления от 31.10.20012 N 08-14115 (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ), посчитав его не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы заявителя, позицию Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлением в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса РФ, приложив все необходимые для его рассмотрения документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, в том числе, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "АЛЛЮР", распоряжение Росимущества от 27.12.2011 N 467-р "О предоставлении в аренду ООО "АЛЛЮР" земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1", выписку из реестра федерального имущества от 07.10.2010 N 812/1, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1, копию свидетельства о постановке ООО "АЛЛЮР" на учет в налоговом органе, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копии свидетельств о государственной регистрации права на 17 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Московская, д. 10, копии выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении 17 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Московская, д. 10, копию выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1, копию свидетельства о государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1, копию договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 от 05.04.2012 года N 08-26/363.
В обоснование оспариваемого отказа, оформленного письмом от 31.10.2012 N 08-14115 Территориальное управление ссылается на разъяснения Росимущества от 11.10.2012 N ПП-10/45152, согласно которым испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте Росреестра в границах земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 расположен водный объект. На основании изложенного, Территориальное управление возвратило Обществу представленный пакет документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 указанной статьи также установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частую собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с положениями пунктов 9 и 10 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведений о каких-либо ограничениях (обременениях) спорного земельного участка, препятствующих его выкупу в собственность, кадастровый паспорт не содержит.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 следует, что весь земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для размещения конезавода. На схеме границ земельного участка, в сведениях о частях земельного участка и обременениях, информация о водном объекте отсутствует. Не установлена данная информация также и в договоре аренды земельного участка от 05.04.2012 N 08-26/363, а также в акте использования земельного участка.
В нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ Территориальным управлением не представлено доказательств нахождения на спорном земельном участке водного объекта. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориального управления такие доказательства не представил.
Пятый арбитражный апелляционный суд исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, приходит к выводу о том, что ООО "Аллюр", имеющее как собственник объектов недвижимости исключительное право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ и представило в ТУ Росимущества в Приморском крае полный пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.
Обстоятельства, по которым Обществу отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка, не нашли документального подтверждения, в материалы дела не представлено доказательств наличия препятствий в предоставлении испрашиваемого земельного участка Обществу. Суд апелляционной инстанции не установил наличие установленных законом ограничений оборотоспособности земельного участка.
Таким образом, решение Территориального управления от 31.10.2012 N 08-14115, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с изложенным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, оформленное письмом от 31.10.2012 N 08-14115, подлежит признанию незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Довод Территориального управления о том, что в рассматриваемом случае оно не принимало самостоятельного решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку не имеет таких полномочий и соответственно не нарушало права и законные интересы Общества, а лишь сообщило Обществу о принятом Росимуществом решении об отказе в предоставлении земельного участка, изложенном в письме от 11.10.2012 N ПП-10/45152, судебной коллегий отклоняется в силу следующего.
Пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008 года, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (п. 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Из пунктов 4.1, 4.6 Типового положения усматривается, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.7, 4.6, 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморской крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение о Территориальном Управлении), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, подготавливает и представляет в установленном порядке в Росимущество информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Росимущества реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Действующее законодательство не предусматривает обращение заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность непосредственно в Росимущество.
ООО "Аллюр", имеющее как собственник объектов недвижимости исключительное право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ и представило в ТУ Росимущества в Приморском крае полный пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.
Письмо Росимущества от 11.10.2012 N ПП-10/45152 адресовано непосредственно Территориальному управлению.
Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявитель узнал именно из письма Теруправления от 31.10.2012 N 08-14115 и приложений к нему. Этим же письмом ему возвращены направленные в Теруправление для оформления права собственности документы.
Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает обращение заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность непосредственно в Росимущество, сам факт отсутствия поручения Росимущества на отчуждение федерального имущества не может служить препятствием для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ права собственника объектов недвижимого имущества на приобретение права собственности на земельный участок, занятый такими объектами. Проанализировав нормативные акты регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, суд апелляционной приходит к выводу о том, что направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами.
Ссылка Территориального управления на отказ Росимущества, выраженного в письме от 11.10.2012 N ПП-10/45152, в силу приведенных нормативных положений, не влияет на установленное коллегией наличие оснований для признания в рамках настоящего дела решения территориального управления от 31.10.2012 N 08-14115, незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Учитывая предмет заявленных требований, нарушенное право ООО "Аллюр" на основании части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в установленный законом срок принять решение о предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 и в установленный законом срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 с предложением о его заключении на условиях и в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ подлежат возмещению за счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.04.2013 по делу N А51-31724/2012 отменить.
Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, оформленное письмом от 31.10.2012 N 08-14115, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в установленный законом срок принять решение о предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 и в установленный законом срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:34:017702:1 с предложением о его заключении на условиях и в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АЛЛЮР" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)