Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-10850

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. по делу N 33-10850


Судья: Султангалиев Х.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Книстяпиной Н.А.
судей: Салдушкиной С.А., Елистратовой Е.В.
при секретаре: Т.
с участием прокурора: Кушнирчук А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- 1. создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих в ним территориях;
- 2. обеспечить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и пожарным инвентарем;
- 3. обеспечить населенные пункты (с.Волчанка, с.Арсентьевка, п.Дубовка, д. Александровка, д. Натальино) с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения переносными пожарными мотопомпами;
- 4. установить у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;
- 5. устроить у естественных водоисточников (р. М.Вязовка, п. Романцевский, п. Климушкин, пруды при населенных пунктах) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- 6. обеспечить на территории населенного пункта сельского поселения наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест нахождения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;
- 7. обеспечить на территории сельских населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации с.п. Волчанка м.р. Красноармейский Самарской области - Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Красноармейского района Самарской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области о возложении обязанности по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий для устранения нарушений требований пожарной безопасности на территории с.п. Волчанка.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки на территории с.п. Волчанка были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать администрацию сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской устранить нарушения требований законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния территории с.п. Волчанка в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения поселения, в числе других, относится вопрос обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.03 г. N 313, устанавливающими требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 ППБ): территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (п. 27); сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу (п. 31), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90); при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (п. 94); при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; места общего пользования должны быть обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления (п. 106); на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (п. 114).
Из материалов дела следует, что отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области проведены проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории муниципального района Красноармейский Самарской области, по результатам указанных проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах с.п. Волчанка.
Установлено, что часть выявленных проверкой нарушений ответчиком фактически устранена, однако в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности на территории с.п. Волчанка до настоящего времени не устранены, а именно: не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих в ним территориях; территории общего пользования не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и пожарным инвентарем; населенные пункты (с.Волчанка, с.Арсентьевка, п.Дубовка, д. Александровка, д. Натальино) с количеством усадеб (участков) не более 300 не обеспечены, для целей пожаротушения, переносными пожарными мотопомпами; у водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему соответствующие не установлены указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; у естественных водоисточников (р.М.Вязовка, п.Романцевский, п.Климушкин, пруды при населенных пунктах) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; на территории населенного пункта сельского поселения не обеспечено наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест нахождения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения; на территории сельских населенных пунктов не обеспечены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области не обеспечено в полной мере соблюдение требований пожарной безопасности на территории с.п. Волчанка, что создает опасные условия для возгораний, суд обоснованно частично удовлетворил требования прокурора и обязал администрацию с.п. Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения территории сельского поселения в соответствие с действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности нарушены Главой с.п. Волчанка, а не ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 43 Устава с.п. Волчанка м. р. Красноармейский Самарской области, глава поселения на принципах единоначалия руководит администрацией, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованно выводу о том, что обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в отношении сельских поселений, входящих в состав округа, в данном случае с.п. Волчанка, следует возложить на администрацию сельского поселения.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствует документ, подтверждающий наличие нарушений требований противопожарной безопасности на территории с.п. Волчанка, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела находится сообщение МЧС России, отделения надзорной деятельности м. р. Пестравский и Красноармейский N от ДД.ММ.ГГГГ, направленное прокурору Красноармейского району в исполнение поручения прокуратуры Красноармейского района.
Доводы в кассационной жалобе о том, что со стороны администрации проводятся работы с целью соблюдения требований противопожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что существующие на территории с.п. Волчанка нарушения требований противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации сельского поселения Волчанка муниципального района Красноармейский Самарской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)