Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-22572/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу N А55-22572/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Вирт О.И., доверенность от 20 декабря 2012 г. N 518;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2012 г. по делу N А55-22572/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - Гусев Николай Трифонович, г. Самара,
о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 18,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, на пересечении ул. Осипенко и ул. Декабристов, гараж N 10, занимаемого временным металлическим гаражом, согласно заключению от 12 апреля 2012 г. N СП-2/684-0-1.
При этом заявитель просил обязать Департамент утвердить схему расположения земельного участка площадью 18,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, на пересечении ул. Осипенко и ул. Декабристов, гараж N 10, занимаемого временным металлическим гаражом, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее - Правила), указанный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей (Ж-4) и использование земельного участка под установку временного гаража не соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в указанной зоне. Пунктом 9 статьи 3 Правил установлено, что при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным.
В судебном заседании представитель Министерства просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Гусевым Н.Т. 14 мая 2005 г. был заключен договор аренды N 020743з спорного земельного участка площадью 18, 00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, на пересечении ул. Осипенко и ул. Декабристов, гараж N 10, для цели использования - под гараж, на основании распоряжения администрации Ленинского района г. Самары от 14 декабря 2004 г. N 645.
30 января 2012 г. Гусев Н.Т. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/3581/11-а о предоставлении в аренду земельного участка площадью 18,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, на пересечении ул. Осипенко и ул. Декабристов, гараж N 10, для цели использования - занимаемый временным металлическим гаражом.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, а, следовательно, не сформирован в качестве объекта гражданских и земельных правоотношений, Министерством на основании п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и во исполнение п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок), в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара было направлено обращение от 22 февраля 2012 г. N 12-1/0240/11-а об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департаментом выдано заключение от 12 апреля 2012 г. N СП-2/684-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Гусевым Н.Т. земельного участка в связи с тем, что установка временного гаража не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее - Правила), и соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в данной зоне, которые могут использоваться только при наличии основных.
Полагая действия по заключению Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В силу п. 2.4 Порядка Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ, п. 2.5 и п. 2.6 Порядка, на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения Министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Правил объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем гаража опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Департаментом не представлено.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ в утверждении схемы, содержащийся в заключении Департамента от 12 апреля 2012 г. N СП-2/684-0-1, противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Решение Министерства о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 18,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, на пересечении ул. Осипенко и ул. Декабристов, гараж N 10, может быть принято после утверждения органом местного самоуправления схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Поэтому неисполнение Департаментом возложенной на него действующим законодательством обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории препятствует Министерству в проведении процедуры предоставления данного земельного участка в аренду в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках компетенции Министерства.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2012 г. по делу N А55-22572/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)