Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" - представителя Метелкиной О.О. (доверенность от 20 мая 2012 года),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Черкасовой Е.Г. (доверенность от 06 декабря 2011 года),
от третьего лица: администрации муниципального района Алексеевский Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2012 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года по делу N А55-19244/2012 (судья Стенина А.В.), принятое по заявлению ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" (ИНН 6319709770, ОГРН 1086319016288), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: администрация муниципального района Алексеевский Самарской области, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка,
о признании незаконным и отмене постановления от 03 апреля 2012 года N 267/2012 о назначении административного наказания по ст. 7.1 КоАП РФ,
установил:
Открытое акционерное общество "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" (далее - ОАО "ТЭКСО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 03 апреля 2012 года N 267/2012 о назначении административного наказания по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за самовольное занятие земельного участка в виде штрафа в размере 10000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Алексеевский Самарской области (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года заявленные требования ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" удовлетворены, постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 03 апреля 2012 года N 267/2012 о привлечении ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ОАО "ТЭКСО" отказать, ссылаясь на.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ОАО "ТЭКСО" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии относится осуществление государственного земельного контроля.
В рамках государственного земельного контроля уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с распоряжением от 10 января 2012 года N 596-р/2012 в период с 25 января по 21 февраля 2012 года Управлением Росреестра по Самарской области проведены мероприятия по контролю за соблюдением ОАО "ТЭК" земельного законодательства в области охраны и использования земель.
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО "ТЭК" в процессе своей деятельности использует земельный участок площадью 699,0 кв. м с кадастровым номером 63:11:1003007:3 по адресу: Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Юбилейная, 1 А, разрешенное использование - под объектами недвижимого имущества и для размещения инженерного оборудования теплоснабжения. На земельном участке расположено здание котельной.
В качестве документа, удостоверяющего право на объект недвижимого имущества, ОАО "ТЭК" предъявлен договор аренды имущества от 05 октября 2009 года, заключенный с администрацией муниципального района Алексеевский. При этом документы, свидетельствующие о наличии каких-либо прав на использование земельного участка, как считает заинтересованное лицо, не предоставлены.
Государственным инспектором Самарской области по использованию и охране земель Соловьевой Е.В. составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства N ЕС/56 от 21 февраля 2012 года (л.д. 124 - 126).
Государственным инспектором по использованию и охране земель в отношении ОАО "ТЭК" 20 марта 2012 года был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ - использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Заместителем главного государственным инспектором Самарской области по использованию и охране земель С.А. Роговым 03 апреля 2012 года было вынесено постановление о назначении ОАО "ТЭК" административного наказания по делу N 267/2012, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
В обоснование правомерности вынесенного постановления, административный орган ссылается на следующие обстоятельства: в соответствии с п. 6.2 конкурсной документации в обязанности победителя торгов - ОАО "ТЭК" входило оформление договоров аренды имущества, инженерных (тепловых) сетей, технологический связанных с предметом торгов и заключение договора аренды на земельные участки, занятый объектами теплоснабжения, выставленные на торги, за собственный счет в соответствии с действующим законодательством; договор аренды от 05 сентября 2008 года, являющийся правоустанавливающим документом, не содержит стоимость аренды земельных участков занятых заявителем, что предполагает отсутствие арендной платы за использование земельных участков, в нарушение положений ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между муниципальным образованием муниципальный район Алексеевский и ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" заключен договор аренды имущества от 05 октября 2009 года (л.д. 130 - 134).
В соответствии с п. 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество в составе согласно приложению N 1 во временное пользование на условиях аренды для решения социальных задач муниципального района Алексеевский по предоставлению услуг теплоснабжения, а также для эксплуатации и обслуживания инфраструктуры теплоснабжения Алексеевского района.
Передача имущества в аренду осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами (л.д. 136 - 137).
По данному договору были переданы 8 муниципальных газовых котельных сроком на 21 год (п. 7.3 договора). Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 16 августа 2010 года.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объективной стороной данного правонарушения является самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Требования, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса, устанавливаются, в частности, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с главами 3 и 4 ЗК РФ, земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пунктам 1 статей 25 и 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Обеспечение уплаты земельного налога, арендных платежей и соответственно, своевременность оформления прав на земельный участок обеспечивается мерами административного воздействия.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Нарушение названных положений ЗК РФ образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что заявитель использует земельный участок, площадью 699,0 кв. м с кадастровым номером 63:11:1003007:3 по адресу: Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Юбилейная, 1 А, под объектами недвижимого имущества и для размещения инженерного оборудования теплоснабжения, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно части 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с ЗК РФ.
Между тем данные правовые нормы не исключают обязанности оформления прав на земельный участок в установленном порядке.
Фактическое использование заявителем земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Вместе с тем в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
Материалами дела установлено, что земельный участок передан администрацией района заявителю без надлежащего документального оформления.
По утверждению заявителя, при заключении договора аренды объектов теплоснабжения от 05 октября 2009 года ни один из земельных участков, на которых расположены объекты теплоснабжения, указанные в приложении к договору, не был разграничен и сформирован как самостоятельный объект. Администрацией района соглашения об аренде земельных участков в адрес заявителя не направлялись. В материалы дела не представлено решение уполномоченного органа местного самоуправления, принятое в порядке ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении заявителю указанного земельного участка.
Данные доводы заявителя административным органом не опровергнуты.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о недоказанности вины заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, поскольку у заявителя отсутствовала объективная возможность оформить свои права на используемый им земельный участок в установленном порядке.
В связи с изложенным оспариваемое постановление административного органа обоснованно признано незаконным и отменено.
Изложенная в настоящем постановлении правовая позиция подтверждается определениями ВАС РФ от 13 сентября 2012 года N ВАС-9788/12, от 10 октября 2012 года N ВАС-13073/12.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе наличие достаточных правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 сентября 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года по делу N А55-19244/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2012 ПО ДЕЛУ N А55-19244/2012
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. по делу N А55-19244/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" - представителя Метелкиной О.О. (доверенность от 20 мая 2012 года),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Черкасовой Е.Г. (доверенность от 06 декабря 2011 года),
от третьего лица: администрации муниципального района Алексеевский Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2012 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года по делу N А55-19244/2012 (судья Стенина А.В.), принятое по заявлению ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" (ИНН 6319709770, ОГРН 1086319016288), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: администрация муниципального района Алексеевский Самарской области, Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка,
о признании незаконным и отмене постановления от 03 апреля 2012 года N 267/2012 о назначении административного наказания по ст. 7.1 КоАП РФ,
установил:
Открытое акционерное общество "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" (далее - ОАО "ТЭКСО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 03 апреля 2012 года N 267/2012 о назначении административного наказания по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за самовольное занятие земельного участка в виде штрафа в размере 10000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района Алексеевский Самарской области (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года заявленные требования ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" удовлетворены, постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 03 апреля 2012 года N 267/2012 о привлечении ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ОАО "ТЭКСО" отказать, ссылаясь на.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ОАО "ТЭКСО" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии относится осуществление государственного земельного контроля.
В рамках государственного земельного контроля уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с распоряжением от 10 января 2012 года N 596-р/2012 в период с 25 января по 21 февраля 2012 года Управлением Росреестра по Самарской области проведены мероприятия по контролю за соблюдением ОАО "ТЭК" земельного законодательства в области охраны и использования земель.
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО "ТЭК" в процессе своей деятельности использует земельный участок площадью 699,0 кв. м с кадастровым номером 63:11:1003007:3 по адресу: Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Юбилейная, 1 А, разрешенное использование - под объектами недвижимого имущества и для размещения инженерного оборудования теплоснабжения. На земельном участке расположено здание котельной.
В качестве документа, удостоверяющего право на объект недвижимого имущества, ОАО "ТЭК" предъявлен договор аренды имущества от 05 октября 2009 года, заключенный с администрацией муниципального района Алексеевский. При этом документы, свидетельствующие о наличии каких-либо прав на использование земельного участка, как считает заинтересованное лицо, не предоставлены.
Государственным инспектором Самарской области по использованию и охране земель Соловьевой Е.В. составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства N ЕС/56 от 21 февраля 2012 года (л.д. 124 - 126).
Государственным инспектором по использованию и охране земель в отношении ОАО "ТЭК" 20 марта 2012 года был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ - использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Заместителем главного государственным инспектором Самарской области по использованию и охране земель С.А. Роговым 03 апреля 2012 года было вынесено постановление о назначении ОАО "ТЭК" административного наказания по делу N 267/2012, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
В обоснование правомерности вынесенного постановления, административный орган ссылается на следующие обстоятельства: в соответствии с п. 6.2 конкурсной документации в обязанности победителя торгов - ОАО "ТЭК" входило оформление договоров аренды имущества, инженерных (тепловых) сетей, технологический связанных с предметом торгов и заключение договора аренды на земельные участки, занятый объектами теплоснабжения, выставленные на торги, за собственный счет в соответствии с действующим законодательством; договор аренды от 05 сентября 2008 года, являющийся правоустанавливающим документом, не содержит стоимость аренды земельных участков занятых заявителем, что предполагает отсутствие арендной платы за использование земельных участков, в нарушение положений ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между муниципальным образованием муниципальный район Алексеевский и ОАО "Теплоэнергетическая Компания Самарской области" заключен договор аренды имущества от 05 октября 2009 года (л.д. 130 - 134).
В соответствии с п. 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество в составе согласно приложению N 1 во временное пользование на условиях аренды для решения социальных задач муниципального района Алексеевский по предоставлению услуг теплоснабжения, а также для эксплуатации и обслуживания инфраструктуры теплоснабжения Алексеевского района.
Передача имущества в аренду осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами (л.д. 136 - 137).
По данному договору были переданы 8 муниципальных газовых котельных сроком на 21 год (п. 7.3 договора). Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 16 августа 2010 года.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объективной стороной данного правонарушения является самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Требования, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса, устанавливаются, в частности, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с главами 3 и 4 ЗК РФ, земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пунктам 1 статей 25 и 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Обеспечение уплаты земельного налога, арендных платежей и соответственно, своевременность оформления прав на земельный участок обеспечивается мерами административного воздействия.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Нарушение названных положений ЗК РФ образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что заявитель использует земельный участок, площадью 699,0 кв. м с кадастровым номером 63:11:1003007:3 по адресу: Самарская область, Алексеевский район, с. Алексеевка, ул. Юбилейная, 1 А, под объектами недвижимого имущества и для размещения инженерного оборудования теплоснабжения, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно части 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с ЗК РФ.
Между тем данные правовые нормы не исключают обязанности оформления прав на земельный участок в установленном порядке.
Фактическое использование заявителем земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Вместе с тем в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
Материалами дела установлено, что земельный участок передан администрацией района заявителю без надлежащего документального оформления.
По утверждению заявителя, при заключении договора аренды объектов теплоснабжения от 05 октября 2009 года ни один из земельных участков, на которых расположены объекты теплоснабжения, указанные в приложении к договору, не был разграничен и сформирован как самостоятельный объект. Администрацией района соглашения об аренде земельных участков в адрес заявителя не направлялись. В материалы дела не представлено решение уполномоченного органа местного самоуправления, принятое в порядке ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении заявителю указанного земельного участка.
Данные доводы заявителя административным органом не опровергнуты.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о недоказанности вины заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, поскольку у заявителя отсутствовала объективная возможность оформить свои права на используемый им земельный участок в установленном порядке.
В связи с изложенным оспариваемое постановление административного органа обоснованно признано незаконным и отменено.
Изложенная в настоящем постановлении правовая позиция подтверждается определениями ВАС РФ от 13 сентября 2012 года N ВАС-9788/12, от 10 октября 2012 года N ВАС-13073/12.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе наличие достаточных правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 сентября 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2012 года по делу N А55-19244/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)