Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Дьяченко Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Патрахина И.В.
судей областного суда Майера В.Е., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании от 19 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Омского муниципального района Омской области П. на решение Омского районного суда Омской области от 25 июня 2012 г., которым постановлено: "Исковые требования Р. *** удовлетворить. Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить Р. *** земельный участок площадью *** для индивидуального жилищного строительства на правах аренды без проведения аукциона".
Заслушав доклад судьи областного суда Патрахина И.В., объяснения представителя Р. - Ч., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Р. обратилась в суд с иском к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрации ОМР Омской области), указав, что 28 марта 2012 г. она как *** обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, *** находящегося в государственной собственности из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства, в первоочередном порядке, без проведения торгов. 20 апреля 2012 г. она получила от ответчика отказ заключить с ней договор о предоставлении земельного участка, в связи с тем, что ответчик намерен провести действия по подготовке данного земельного участка для его реализации посредством аукциона. Полагала, что при предоставлении *** земельного участка, на основании положений Закона РФ "О социальной защите ***ов" торги не проводятся. Просила суд обязать ответчика заключить с ней договор аренды земельного участка, площадью ***, для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона.
В судебном заседании представитель истца Р. - Ч. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации ОМР Омской области П. иск не признала и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством истец не обладает правом в требуемом ей порядке получения земельного участка.
Истец Р., представитель третьего лица Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ОМР Омской области П. просит решение суда отменить, ссылается на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что согласно действующему законодательству истец как *** не отнесен к категории лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит решение суда подлежащим отмене по пунктам 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
По смыслу статей 56, 196 ГПК РФ суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.
Принимая решение, удовлетворяя исковые требования Р., суд обязал Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить ей земельный участок *** для индивидуального жилищного строительства на правах аренды без проведения аукциона.
Между тем, судом не было учтено следующее.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Р. является ***.
В газете *** от 01 марта - 08 марта 2012 г., было опубликовано объявление, содержащее сведения о том, что Омский муниципальный район Омской области, руководствуясь статьей 30.1 ЗК РФ, Законом Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" извещает о приеме заявлений по вопросу предоставления в аренду земельных участков (согласно списка), находящихся в государственной собственности из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства на территории Омского муниципального района Омской области, местоположение, которого определено в ***.
28 марта 2012 г. Р. согласно указанному объявлению обратилась с заявлением в Администрацию ОМР Омской области о предоставлении вышеназванного земельного участка на основании положений статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" (л.д. 9).
13 апреля 2012 г. Администрация ОМР Омской области в ответ на указанное обращение Р. сообщила, что по вопросу данного земельного участка к ним поступило более одного заявления, в связи с чем, исполнительный орган местного самоуправления обязан обеспечить организацию и проведение открытого аукциона по продаже данного земельного участка в порядке, установленном статьей 38.1 ЗК РФ, ими будут проведены юридически значимые действия по подготовке земельного участка для его реализации посредством аукциона. Информация о дате, месте и условиях открытого аукциона будет доведена до заявителя дополнительно (л.д. 12).
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" ***ам и семьям, имеющим в своем составе ***ов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В силу пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основе анализа вышеприведенных норм права следует, что в рамках аукциона, реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, и при предоставлении ***у земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" торги не проводятся.
***ы в соответствии со статьей 17 указанного закона имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем наличие у истца такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить Р. по ее требованию любой произвольно выбранный земельный участок.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пунктов 1, 2 статьи 31 ЗК РФ, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
Толкование вышеприведенных правовых норм указывает, что Р., как *** ***, имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить истцу по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа пунктов 4, 11 статьи 30, статьи 30.1 ЗК РФ, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что истец просил обязать Администрацию ОМР Омской области заключить с ним договор аренды на конкретный земельный участок из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства на территории ***.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка его судьба в соответствии с требованиями законодательства уже была определена, какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у Р. права на заключение с ней договора аренды именно спорного земельного участка приведены не были, а в силу закона, договора или иного законного основания на ответчике обязанность предоставить истцу именно данный конкретный земельный участок не лежит, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу спорный земельный участок.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда считает необходимым отметить, следующее.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку ***ов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации", закрепляющие право ***ов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из смысла Федерального закона, данная норма регламентирует способы реализации права ***ов и их семей на улучшение жилищных условий.
Согласно Правил предоставления льгот ***ам и семьям, имеющим детей-***ов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот ***ам и семьям, имеющим детей-***ов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" ***ы и семьи, имеющие детей-***ов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Одним из оснований признания ***ов и семей, имеющих детей-***ов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав ***ов, соответственно связано с нуждаемостью ***а в улучшении жилищных условий.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, истцом суду представлено не было, в суде апелляционной инстанции представитель истца Р. - Ч. на указанное также не ссылался.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В то же время, учитывая, что обстоятельства имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит возможным, применительно к положениям статьи 328 ГПК РФ, принять по нему новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Р. отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 25 июня 2012 г. отменить и вынести новое, которым в удовлетворении исковых требований Р. ***к Администрации Омского муниципального района Омской области об обязании предоставить ей земельный участок *** для индивидуального жилищного строительства на правах аренды без проведения аукциона, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5547/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу N 33-5547/12
Председательствующий: Дьяченко Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Патрахина И.В.
судей областного суда Майера В.Е., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании от 19 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Омского муниципального района Омской области П. на решение Омского районного суда Омской области от 25 июня 2012 г., которым постановлено: "Исковые требования Р. *** удовлетворить. Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить Р. *** земельный участок площадью *** для индивидуального жилищного строительства на правах аренды без проведения аукциона".
Заслушав доклад судьи областного суда Патрахина И.В., объяснения представителя Р. - Ч., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Р. обратилась в суд с иском к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрации ОМР Омской области), указав, что 28 марта 2012 г. она как *** обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, *** находящегося в государственной собственности из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства, в первоочередном порядке, без проведения торгов. 20 апреля 2012 г. она получила от ответчика отказ заключить с ней договор о предоставлении земельного участка, в связи с тем, что ответчик намерен провести действия по подготовке данного земельного участка для его реализации посредством аукциона. Полагала, что при предоставлении *** земельного участка, на основании положений Закона РФ "О социальной защите ***ов" торги не проводятся. Просила суд обязать ответчика заключить с ней договор аренды земельного участка, площадью ***, для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона.
В судебном заседании представитель истца Р. - Ч. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации ОМР Омской области П. иск не признала и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством истец не обладает правом в требуемом ей порядке получения земельного участка.
Истец Р., представитель третьего лица Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области участия в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ОМР Омской области П. просит решение суда отменить, ссылается на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что согласно действующему законодательству истец как *** не отнесен к категории лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит решение суда подлежащим отмене по пунктам 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
По смыслу статей 56, 196 ГПК РФ суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.
Принимая решение, удовлетворяя исковые требования Р., суд обязал Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить ей земельный участок *** для индивидуального жилищного строительства на правах аренды без проведения аукциона.
Между тем, судом не было учтено следующее.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Р. является ***.
В газете *** от 01 марта - 08 марта 2012 г., было опубликовано объявление, содержащее сведения о том, что Омский муниципальный район Омской области, руководствуясь статьей 30.1 ЗК РФ, Законом Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" извещает о приеме заявлений по вопросу предоставления в аренду земельных участков (согласно списка), находящихся в государственной собственности из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства на территории Омского муниципального района Омской области, местоположение, которого определено в ***.
28 марта 2012 г. Р. согласно указанному объявлению обратилась с заявлением в Администрацию ОМР Омской области о предоставлении вышеназванного земельного участка на основании положений статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" (л.д. 9).
13 апреля 2012 г. Администрация ОМР Омской области в ответ на указанное обращение Р. сообщила, что по вопросу данного земельного участка к ним поступило более одного заявления, в связи с чем, исполнительный орган местного самоуправления обязан обеспечить организацию и проведение открытого аукциона по продаже данного земельного участка в порядке, установленном статьей 38.1 ЗК РФ, ими будут проведены юридически значимые действия по подготовке земельного участка для его реализации посредством аукциона. Информация о дате, месте и условиях открытого аукциона будет доведена до заявителя дополнительно (л.д. 12).
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" ***ам и семьям, имеющим в своем составе ***ов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В силу пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основе анализа вышеприведенных норм права следует, что в рамках аукциона, реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, и при предоставлении ***у земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" торги не проводятся.
***ы в соответствии со статьей 17 указанного закона имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем наличие у истца такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить Р. по ее требованию любой произвольно выбранный земельный участок.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пунктов 1, 2 статьи 31 ЗК РФ, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
Толкование вышеприведенных правовых норм указывает, что Р., как *** ***, имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить истцу по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа пунктов 4, 11 статьи 30, статьи 30.1 ЗК РФ, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что истец просил обязать Администрацию ОМР Омской области заключить с ним договор аренды на конкретный земельный участок из состава земель населенных пунктов для использования в целях индивидуального жилищного строительства на территории ***.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка его судьба в соответствии с требованиями законодательства уже была определена, какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у Р. права на заключение с ней договора аренды именно спорного земельного участка приведены не были, а в силу закона, договора или иного законного основания на ответчике обязанность предоставить истцу именно данный конкретный земельный участок не лежит, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу спорный земельный участок.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда считает необходимым отметить, следующее.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку ***ов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации", закрепляющие право ***ов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из смысла Федерального закона, данная норма регламентирует способы реализации права ***ов и их семей на улучшение жилищных условий.
Согласно Правил предоставления льгот ***ам и семьям, имеющим детей-***ов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот ***ам и семьям, имеющим детей-***ов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" ***ы и семьи, имеющие детей-***ов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите ***ов в Российской Федерации" по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Одним из оснований признания ***ов и семей, имеющих детей-***ов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав ***ов, соответственно связано с нуждаемостью ***а в улучшении жилищных условий.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, истцом суду представлено не было, в суде апелляционной инстанции представитель истца Р. - Ч. на указанное также не ссылался.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В то же время, учитывая, что обстоятельства имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит возможным, применительно к положениям статьи 328 ГПК РФ, принять по нему новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Р. отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 25 июня 2012 г. отменить и вынести новое, которым в удовлетворении исковых требований Р. ***к Администрации Омского муниципального района Омской области об обязании предоставить ей земельный участок *** для индивидуального жилищного строительства на правах аренды без проведения аукциона, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)