Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 03.07.2013 N ВАС-7978/13 ПО ДЕЛУ N А66-4685/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. N ВАС-7978/13

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Борисовой Е.Е., судей Куликовой В.Б., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" (третьего лица), г. Москва от 04.06.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 12.10.2012 по делу N А66-4685/2012, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2013 по тому же делу,
- по заявлению Регионального общественного фонда "Исследование аграрного развития" (далее - фонд) о признании недействительными постановлений администрации Калязинского района Тверской области (далее - администрация) от 04.02.2009 N 97 "Об утверждении границ земельного участка вблизи д. Селищи Семендяевского сельского поселения" и от 29.06.2009 N 822 "О предоставлении в аренду земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" (далее - общество "Васильевская заводь");
- постановку на кадастровый учет и последующее снятие с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 56 158 кв. м (кадастровый номер 69:11:0000013:136);
- исключение из Единого государственного реестра прав записи от 06.10.2009 за N 69-69-11/017/2009-094 о регистрации договора от 29.06.2009 N 152 аренды земельного участка площадью 56 158 кв. м (кадастровый номер 69:11:0000013:136), расположенного по адресу: Тверская обл., Калязинский р-н, с.п. Семендяевское, д. Селищи.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, общество "Васильевская заводь", Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района (далее - комитет).
Суд

установил:

решением Арбитражного суда Тверской области от 12.10.2012 признаны недействительными постановления от 04.02.2009 N 97 и от 29.06.2009 N 822, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2013 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество "Васильевская заводь" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, судами не дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев заявление, изучив оспариваемые судебные акты, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что на момент вынесения оспариваемых постановлений и заключения договора аренды спорного земельного участка между обществом "Васильевская заводь" и администрацией, Фонд являлся арендатором земельного участка, из которого был образован спорный участок.
Полагая, что постановления и действия администрации не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи (образование земельных участков на основании решения суда).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (далее - Положение), действовавшего в период принятия Постановления от 04.02.2009 N 97 и утверждения администрацией границ земельного участка, технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочивании существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ (пункт 10 Положения).
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ одним из обязательных приложений к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Из анализа названных выше положений следует, что выделение земельного участка из состава земельного участка, принадлежавшего заявителю на праве аренды, а также его межевание, без согласия заявителя недопустимо.
Суды установили, что предоставленный в аренду обществу "Васильевская заводь" земельный участок сформирован из земельного участка, ранее переданного в аренду фонду, и в отсутствие его согласия, что нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу о том, что оспариваемые постановления не соответствует закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора, при рассмотрении обжалуемых судебных актов не установлено.
Доводы заявителя, содержащиеся в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, повторяют доводы апелляционной и кассационной жалоб, по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и доказательствах, их подтверждающих, не свидетельствуют о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А66-4685/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тверской области от 12.10.2012 по делу N А66-4685/2012, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2013 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья
Е.Е.БОРИСОВА

Судья
В.Б.КУЛИКОВА

Судья
А.М.МЕДВЕДЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)