Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4048

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. по делу N 33-4048


Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Ивашневой Л.П., Шаровой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на заочное решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 20 октября 2011 года, которым удовлетворен иск Б. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ивашневой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,

установила:

Б. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее, Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте, ссылаясь на то, что является матерью трех детей в возрасте до 18 лет и в соответствии с п. 4 ст. 1 Областного закона от 10.06.03 г. N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального строительства. Однако, Департамент отказал ей, сославшись на необходимость предоставления схемы(чертежа) участка с отображением в графической форме сведений о его местоположении на местности.
В судебном заседании истица Б. исковые требования поддержала.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 20.10.2011 г. требования Б. удовлетворены. Департамент обязан в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить истице в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет истицы работ по формированию данного земельного участка.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указав на необходимость предоставления чертежа (схемы) земельного участка, выбор которого должен осуществляться заявителем самостоятельно. В компетенцию Департамента не входит обязанность по осуществлению выбора земельного участка. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия свободных земельных участков в черте.
Проверив законность и обоснованность заочного решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Из материалов дела следует, что Б. является матерью трех детей в возрасте до 18 лет.
03.08.2011 г. истица обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью... кв. м в черте для индивидуального жилищного строительства.
Письмом Департамента истице предложено в срок до 27.09.2011 г. представить чертеж (схему) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности. Наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, Департамент в указанном письме не опроверг.
05.09.2011 г. истица представила в Департамент чертеж (схему) испрашиваемого земельного участка, расположенного по.
Письмом N 14172/08 от 08.09.2011 г. истице было отказано в предоставлении указанного земельного участка, т.к. в настоящее время Департаментом по заявлению третьего лица в соответствии с решением Арбитражного суда Смоленской области обеспечивается процедура выбора этого участка для размещения объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" (далее, Закон) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно.
Согласно ст. 2.1 Закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
По правилам п.п. 1 и 11 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельного участка.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 Порядка, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243, предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и соответствующий субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Вместе с тем, Департаментом не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте, т.е. по существу возможность принятия решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства не опровергается.
Отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя иск, суд пришел к правильному выводу о том, что непредставление истицей чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, с учетом положений ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не должно служить препятствием для положительного разрешения вопроса о праве на предоставление участка.
Кроме того, действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования Б. подлежащими удовлетворению, возложив на Департамент обязанность предоставить истице для индивидуального жилищного строительства земельный участок в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Доводы о том, что неконкретность требований, выраженная в отсутствии индивидуализации земельного участка, препятствует его предоставлению, противоречит нормам земельного законодательства.
Ссылка в жалобе на то, что Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243 предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, не имеет правового значения, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении такого участка.
Доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и толкование норм права, оснований для которых не имеется.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 20 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)