Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.12.2013 ПО ДЕЛУ N А46-3366/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. по делу N А46-3366/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.05.2013 (судья Ярковой С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-3366/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" (644020, Омская обл., г. Омск, пер. Красный, 2, ИНН 5505204171, ОГРН 1085543060734) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) о признании незаконным распоряжения N 32 от 07.02.2013 и обязании заключить договоры.
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" Новицкая Е.В. по доверенности N 1/13 от 09.01.2013, Макаров В.Н. по доверенности N 170/13 от 22.11.2013.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" (далее - ОАО "КБТМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 07.02.2013 N 32 "Об отмене распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 27.11.2012 N 343-р, 344-р, 345-р, 346-р, 347-р, 348-р, 349-р" и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУФАУГИ в Омской области, Территориальное управление) заключить с ОАО "КБТМ" договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090304:1056, 55:36:090304:1058, 55:36:090304:1057, 55:36:090304:1048, 55:36:090304:1052, 55:36:090304:1053, 55:36:090304:1055.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 125, 126, 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированы тем, что действия Территориального управления являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013, требования общества удовлетворены полностью.
ТУФАУГИ в Омской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального и права.
Заявитель считает, что распоряжения от 27.11.2012 N 343-р, 344-р, 345-р, 345-р, 347-р, 348-р, 349-р являются ненормативными актами, противоречащими статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку испрашиваемые земельные участки являются ограниченными в обороте (на земельных участках расположено ограниченно оборотоспособное имущество, предназначенное для изготовления и ремонта специальной продукции, используемой для целей в области обороноспособности и безопасности Российской Федерации; согласно информации, предоставленной обществом письмом от 17.10.2012 по запросу ТУФАУГИ в Омской области, ОАО "КБТМ" включено в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса), в связи с чем, издано распоряжение от 07.03.2013 N 32-р об отмене указанных выше распоряжений.
Территориальное управление указывает, что у него отсутствуют полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, площадью более одного гектара.
По мнению ТУФАУГИ в Омской области, права ОАО "КБТМ" им не нарушены, оспариваемое распоряжение принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Территориальное управление считает выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными.
Представители ОАО "КБТМ" в заседании суда кассационной инстанции заявили, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просят оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 13.06.2012 и 26.06.2012 ОАО "КБТМ" обратилось в ТУФАУГИ в Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, пер. Красный, д. 2, с кадастровыми номерами: 55:36:090304:1056, 55:36:090304:1058, 55:36:090304:1057, 55:36:090304:1048, 55:36:090304:1052, 55:36:090304:1053, 55:36:090304:1055.
Рассмотрев пакет документов, представленных ОАО "КБТМ" с заявлением, ТУФАУГИ в Омской области согласно письму от 18.09.2012 для окончательного решения о возможности предоставления в собственность спорных земельных участков запросило у общества информацию о включении в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и о фактическом использовании объектов недвижимости, расположенных на земельных участках.
Письмом N 294/306 от 09.10.2012 указанная информация была предоставлена Территориальному управлению, которое с ее учетом приняло решение о предоставлении земельных участков площадью менее 1 га в собственность акционерного общества.
ТУФАУГИ в Омской области были изданы распоряжения от 27.11.2012 NN 343-р, 344-р, 345-р, 346-р, 347-р, 348-р, 349-р о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090304:1056, 55:36:090304:1058, 55:36:090304:1057, 55:36:090304:1048, 55:36:090304:1052, 55:36:090304:1053, 55:36:090304:1055.
При этом, Территориальное управление 22.11.2012 направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) запрос о предоставлении земельных участков в собственность ОАО "КБТМ", в котором, изложив обстоятельства дела, просило принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемых им земельных участков.
В ответ на указанный запрос письмом Росимущества N ПП-10/58863 от 21.12.2012 обществу было отказано в приобретении в собственность земельных участков с учетом статьи 27 ЗК РФ, а также в связи с тем, что в договорах купли-продажи объектов недвижимости ОАО "КБТМ" является собственником ограниченно оборотоспособного имущества, предназначенного для ремонта и модернизации бронетанковой техники и изготовления для нее запасных частей, а также для производства иной специальной продукции (работ, услуг) и для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
В связи с этим, на изложенное в письме N 10/303-13 требование общества о представлении в его адрес проектов договоров купли-продажи земельных участков и актов приема-передачи Территориальное управление сообщило об издании распоряжения от 07.02.2013 N 32 "Об отмене распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 27.11.2013 NN 343-р, 344-р, 345-р, 346-р, 347-р, 348-р, 349-р" (далее - распоряжение от 07.02.2013 N 32).
Указывая, что распоряжение от 07.02.2013 N 32 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, ОАО "КБТМ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
По пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 ЗК РФ).
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 5).
По пункту 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
По пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Пунктом 2 статьи 7 определено, что земли, в том числе обороны и безопасности, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
На основании пункта 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель, в том числе и земли обороны, безопасности иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации), указывается в государственном кадастре недвижимости.
При этом, под ограниченными в обороте земельными участками, предоставленными для обеспечения обороны и безопасности, следует понимать земельные участки, предоставленные организациям, которые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" непосредственно обеспечивают оборону и безопасность.
Из указанных выше норм следует, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, представленных для обеспечения обороны и безопасности к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо установить вид разрешенного использования (категорию земельного участка) и его фактическое использование для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, ФАУГИ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о ТУФАУГИ в Омской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4.8 Положения ТУФАУГИ в Омской области только по поручению Федерального агентства осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий Территориального управления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков, не превышающих установленной площади один гектар, что имеет место быть в рассматриваемом случае.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что распоряжение ТУФАУГИ в Омской области от 07.02.2013 N 32, которым отменены распоряжения от 27.11.2013 N N 343-р, 344-р, 345-р, 346-р, 347-р, 348-р, 349-р о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность ОАО "КБТМ", не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку, мотивируя необходимость принятия оспариваемого решения тем, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям ограниченным в обороте по факту использования для целей обороны, Территориальное управление не доказало обоснованность своей позиции об отнесении испрашиваемых земельных участков к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (материалы дела не содержат доказательств наличия у спорных земельных участков категории земли обороны и (или) безопасности, равно как доказательств фактического использования этих земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности в соответствии с действующим законодательством), суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО "КБТМ", принимая во внимание также и то, что собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, при обращении в ТУФАУГИ в Омской области представлен полный комплект документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность, процедура их продажи соблюдена и отсутствуют основания для отказа в заключении договоров купли-продажи.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал вынесенное по существу спора решение арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции и апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 23.05.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А46-3366/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)