Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А19-22217/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А19-22217/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-22217/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лисиха-центр" к Администрации города Иркутска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решений по заявлениям общества о предоставлении из земель населенных пунктов земельных участков,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Артюхова Алексея Михайловича (суд первой инстанции: Красько Б.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лисиха-центр" (ОГРН 1043801545061, ИНН 3811082881, место нахождения: г. Иркутск, ул. Байкальская, 202; далее - ООО "Лисиха-центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1; далее - Администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решений по заявлениям ООО "Лисиха-центр" о предоставлении из земель населенных пунктов земельных участков:
- - площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-386/11 от 10.02.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-2831/2 от 18.07.2012);
- - площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-464/11-1 от 17.02.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-2832/2 от 18.07.2012);
- - площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-3458/1 1 от 07.10.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-3353/12 от 29.08.2012) и обязании органа местного самоуправления в установленный законом срок устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Лисиха-Центр" путем принятия решений по вышеназванным заявлениям Общества о предоставлении ООО "Лисиха-центр" из земель населенных пунктов земельных участков:
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17151 площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства;
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17150 площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства;
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17198 площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2013 удовлетворено ходатайство индивидуального предпринимателя Артюхова Алексея Михайловича о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ОГРНИП 308381217200030, место жительства: г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года требования общества удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации города Иркутска, выразившееся в непринятии решений по заявлениям ООО "Лисиха-центр" о предоставлении из земель населенных пунктов земельных участков:
- - площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-386/11 от 10.02.2011);
- - площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-464/11-1 от 17.02.2011);
- площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-3458/11 от 07.10.2011) как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Порядку прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 г. N 004-20-611060/9 (Приложение N 3).
На Администрацию города Иркутска в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя возложена обязанность рассмотреть по существу заявления Общества вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11, вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1, вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11 в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Основанием для удовлетворения требований заявителя послужили выводы суда первой инстанции о том, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие в виде отсутствия какого-либо мотивированного решения со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков на праве аренды, нарушающее права и законные интересы общества и предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, лишающее заявителя права знать о причинах непредставления земельного участка, возможности устранения указанных причин либо обжалования отказа в предоставлении земельного участка в судебном порядке.
Судом первой инстанции отклонены доводы заявителя и третьего лица Артюхова А.М. о соблюдении последним сроков обращения с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 10581 кв. м. Суд исходил из того, что в рамках настоящего дела отсутствуют основания для исследования обстоятельств обращения третьего лица с заявлением о предоставлении земельного участка.
Администрация города Иркутска, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества, по мотивам несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального и процессуального права.
Со ссылкой на абзац 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" заявитель жалобы указывает, что к бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Между тем судом установлено, что Администрацией города Иркутска распоряжениями были утверждены схемы расположения земельных участков для благоустройства, соответственно, заявления рассматривались, бездействия не допущено.
Начатая процедура предоставления земельных участков под благоустройство была приостановлена в связи с возникновением новых обстоятельств: поступление заявления от Артюхова А.М. от 06.12.2012 на предоставление земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:17198 площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха, в связи с чем рассматривается вопрос о выставлении данного земельного участка на торги; принятие Решения Думы города Иркутска "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска" от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, которые являются препятствием для своевременного решения вопроса о предоставлении земельных участков в аренду под благоустройство, поскольку земельные участки расположены в зоне размещения многоэтажных жилых домов и правилами землепользования и застройки не предусмотрен такой вид использования как "под благоустройство".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Лисиха-центр" доводы апелляционной жалобы полагало необоснованными, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.05.2013. Лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на ее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:119, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, уч. 236Б; по договору аренды земельного участка от 29.04.2011 N 4516 (дата государственной регистрации 25.05.2011 N регистрации 38-38-01/082/2011-448 обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:1745 (предыдущий кадастровый номер 38:36:000023:928) по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, д. 236-Б для строительства и дальнейшей эксплуатации многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями.
6 февраля 2012 года Обществом получено разрешение RU 38303000-22/11 на строительство многоквартирных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями по адресу г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, д. 236-Б.
В целях повышения привлекательности возводимых объектов недвижимости для организации благоустройства прилегающей территории, общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлениями вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства; вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства; вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 02.03.2012 N 944-02-000088/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3235 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 02.03.2012 N 944-02-0000898/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2553 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 07.06.2012 N 944-02-000252/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 10581 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
В связи с непринятием решений о предоставлении земельных участков по заявлениям общества вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11, вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1, вх. от 07.10.2011N 943-51-3458/11, посчитав бездействие органа местного самоуправления незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Лисиха-центр", общество обратилось арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что органом местного самоуправления не доказано соответствие оспариваемых бездействий требованиям закона и иного нормативного правового акта и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. Вместе с тем заявителем подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми бездействиями администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставленным их собственниками в аренду в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно данной статье органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы, в том числе, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством.
Доказательства разграничения государственной собственности на испрашиваемые заявителем земельные участки отсутствуют.
Соответственно, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация города Иркутска.
В соответствии с Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (Приложение N 3) (далее - порядок) земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (далее - заявителям), для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством.
В случае если в отношении земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подает в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением следующих документов (с копиями): учредительные документы юридического лица; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление; документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя; документа, удостоверяющего личность заявителя, либо личность его представителя (для физического лица) (пункт 3 Порядка).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 21.06.2012 N 3800/601/12-107864, от 31.07.2012 N 3800/601/12-135214; от 21.06.2012 N 3800/601/12-107840 земельный участок площадью 3235 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17151) поставлен на кадастровый учет 21.06.2012; земельный участок площадью 10581 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17198) поставлен на кадастровый учет 31.07.2012; земельный участок площадью 2553 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17150) поставлен на кадастровый учет 21.06.2012, то есть после обращения заявителя в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельных участков для организации благоустройства.
Факт надлежащего обращения заявителя с приложением необходимого пакета документов органом местного самоуправления не оспорен, в пользу доказанности указанного обстоятельства свидетельствует утверждение органом местного схем расположения земельных участков.
Пунктом 3.1. Порядка установлено, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка), утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска и выдает заявителю.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и действующим законодательством Российской Федерации.
В течение 7 дней с момента утверждения схемы расположения земельного участка Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска передает в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска информацию о земельном участке, который предоставляется заявителю на определенном праве и предусмотренных условиях, для опубликования ее в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" (пункт 3.1.3. Порядка).
Информация о предоставлении заявителю земельного участка на праве аренды опубликована в газете "Иркутск официальный", что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В месячный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении его для цели, не связанной со строительством (пункт 3.1.4. Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, кадастровые паспорта представлены обществом в орган местного самоуправления с сопроводительными письмами вх. от 18.07.2012 N 943-51-2832/2; вх. от 18.07.2012 N 943-51-2831/2; вх. от 29.08.2012 N 94351-3353/12.
Пунктом 3.1.5 Порядка предусмотрено, что согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется в течение месячного срока, предусмотренного пунктом 3.1.4 настоящего Порядка (с учетом пункта 1.2.4 Решения Думы города Иркутска от 01.07.2011 N 005-20-240366/1). По результатам рассмотрения проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска мотивированные замечания.
Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска устраняет замечания либо готовит и направляет мотивированный отказ заявителю в сроки, установленные пунктом 3.1.4 настоящего Порядка (пункт 3.1.6 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.2. Порядка издание постановления администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется не ранее чем по истечении 1 недели с момента опубликования сообщения, указанного в п. 3.1.3 настоящего Порядка.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что срок издания постановления администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельного участка для цели, не связанной со строительством, либо направления заявителю мотивированного отказа составляет один месяц с даты представления обществом кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участок, то есть 18.08.2012 и 29.09.2012 соответственно.
Поскольку доказательств рассмотрения заявлений ООО "Лисиха-центр" в установленные законодательством сроки органом местного самоуправления не представлено, суд первой инстанции правильно исходил из того, что органом местного самоуправления допущено незаконное, несоответствующее требованиям Земельного кодекса РФ и действующего Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, бездействие в виде отсутствия какого-либо мотивированного решения со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков на праве аренды, нарушающее права и законные интересы общества и предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, лишающее заявителя права знать о причинах непредставления земельного участка, возможности устранения указанных причин либо обжалования отказа в предоставлении земельного участка в судебном порядке.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что органом местного самоуправления не допущено бездействия по рассмотрению заявлений обществ о предоставлении земельных участков, схемы расположения земельных участков для благоустройства утверждены, подлежат отклонению, поскольку заявления общества о предоставлении земельных участков по существу не рассмотрены, процедура предоставления земельных участков органом местного самоуправления в установленном действующим законодательством порядке не завершена, что послужило основанием для признания судом бездействия незаконным и возложения на Администрацию города Иркутска обязанности по рассмотрению заявлений общества, то есть издания постановления Администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельных участков для цели, не связанной со строительством, либо направления заявителю мотивированного отказа в предоставлении земельных участков.
Обстоятельства, указанные органом местного самоуправления, в том числе в апелляционной жалобе, в качестве препятствий для рассмотрения заявлений общества, не предусмотрены действующим законодательством в качестве условия, освобождающего орган местного самоуправления от необходимости соблюдения установленных законом сроков реагирования на обращения за предоставлением земельных участков. Доводы органа местного самоуправления в указанной части обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При этом доказательств того, что Администрация города Иркутска известила Общество о возникших препятствиях в рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает правильным отклонение судом первой инстанции доводов заявителя и третьего лица Артюхова А.М. о соблюдении последним сроков обращения с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 10581 кв. м. С учетом предмета спора и подлежащих установлению обстоятельств в рамках настоящего дела отсутствуют основания для исследования обстоятельств обращения третьего лица с заявлением о предоставлении земельного участка.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требований общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-22217/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)