Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от истца - Прокуратуры Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027020160, ОГРН 1024001182193) - Сударчиковой Л.В, министерства лесного хозяйства Калужской области (г. Калуга) - Захарьян Н.А. (доверенность от 28.12.2012 N ВМ-1745-12), от ответчика - государственного казенного учреждения Калужской области "Куйбышевское лесничество" (Калужская область, Куйбышевский район, п. Бетлица ИНН 4010000310, ОГРН 1024000897810) - Лаврентьевой Н.Н. (приказ от 25.12.2007 N 76-к), в отсутствие ответчика - государственного предприятия Калужской области "Куйбышевский лесхоз" (Калужская область, Куйбышевский район, п. Бетлица, ИНН 4010002290, ОГРН 1084023000038), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Калужской области "Куйбышевское лесничество" на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2013 по делу N А23-1635/2013 (судья Чучевлянкина И.Н.),
установил:
следующее.
Прокурор Калужской области обратился в Арбитражный суд Калужской области в интересах Российской Федерации в лице министерства лесного хозяйства Калужской области с иском к государственному казенному учреждению Калужской области "Куйбышевское лесничество" (далее - учреждение), государственному предприятию Калужской области "Куйбышевский лесхоз" (далее - предприятие) о признании недействительным государственного контракта от 29.12.2013 N 4.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.08.2013 исковые требования прокуратуры удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством установлена возможность заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины только путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации и приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" не содержат прямого указания на то, что заказ на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины может размещаться только путем проведения торгов.
При этом учреждение обращает внимание на то, что особенности размещения заказа, установленные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров", предусматривают необходимые дополнения к сведениям, указываемым при размещении заказа - соответствие заявленных работ лесохозяйственному регламенту лесничества и наличие в заказе всего комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов, указанные условия соблюдены при размещении заказа.
Кроме того, ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" отмечает, что в мотивировочной части решения суд основывает свои выводы на нормах приказа от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров", изданного министерством экономического развития Калужской области. При этом указанное министерство не уполномочено на издание нормативных актов для реализации положений части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенностей размещения заказа, поскольку указанными полномочиями наделен уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Прокурор Калужской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылаясь на судебную практику, прокурор отмечает, что приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" содержит прямое указание на то, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений возможно только путем проведения конкурса или аукциона.
Министерство лесного хозяйства Калужской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало ее доводы и просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Представитель предприятия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрены в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей прокурора, министерства, учреждения, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 29.12.2012 между государственным казенным учреждением Калужской области "Куйбышевское лесничество" и государственным предприятием Калужской области "Куйбышевский лесхоз" подписан государственный контракт N 4 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины (далее - контракт).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 20.12.2012 N 0337200004812000003-1 указанный контракт заключен по результатам запроса котировок.
Пунктом 1.1 названного контракта предусмотрено, что государственный контракт заключается государственным заказчиком в целях обеспечения государственных нужд Калужской области в порядке исполнения статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подрядчик обязуется выполнить работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объеме I полугодия 2013 года на землях лесного фонда ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" с одновременной покупкой лесных насаждений для заготовки древесины на землях лесного фонда ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" в связи с выполнением указанных работ, а государственный заказчик обязуется обеспечить подрядчику оплату выполненных работ и осуществить продажу подрядчику лесных насаждений для заготовки древесины на землях лесного фонда ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" в связи с выполнением указанных работ (пункт 1.2 контракта).
Объекты, объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов определены календарным планом работы на I полугодие 2013 года (пункт 2.1. контракта).
Согласно пункту 2.2. контракта работы по охране, защите, воспроизводству лесов по контракту выполняются в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и должны соответствовать требованиям действующего лесного законодательства, в частности, инструкциям, нормам, правилам, положениям, государственным и отраслевым стандартам, наставлениям.
Пунктом 2.3. контракта установлено, что условием исполнения контракта является договор купли-продажи лесных насаждений, заключаемый между государственным заказчиком и подрядчиком одновременно с государственным контрактом.
Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений - по 30 июня 2013 года.
Цена контракта определяется как произведение объема подлежащей заготовки древесины и ставки платы за единицу объема древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с учетом индексации ставок платы за единицу объема древесины на 2013 год в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Подрядчик вносит установленную государственным заказчиком плату по договору купли-продажи лесных насаждений в размере 100 процентов от стоимости объема подлежащей заготовке древесины до 15 марта 2013 года.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта цена государственного контракта составляет 0,00 рублей.
В цену контракта включаются все расходы на выполнение работ, необходимые для реализации государственного контракта в соответствии с требованиями технического задания, с учетом налогов и других обязательных платежей.
Во исполнение пункта 2.3 государственного контракта 29.12.2012 между ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" и ГП КО "Куйбышевский лесхоз" подписан договор купли-продажи лесных насаждений (далее - договор).
Пунктами 1, 3 договора предусмотрено, что продавец, действующий в соответствии со статьями 75 - 77 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании государственного контракта от 29.12.2012 N 4, продает, а покупатель покупает лесные насаждения, занимающие площадь 41 га, расположенные на территории Калужской области в Кировском районе ГКУ КО "Куйбышевское лесничество": Красноборское участковое лесничество - кв 51 выдел 10 делянка 1 площадь 13, 4 га; кв 54 выдел 18 делянка 2 площадь 6, 6 га; кв 54 выдел 18 делянка 1 площадь 4, 2 га; кв 74 выдел 32 площадь 6, 5 га, кв 51 выдел 10 делянка 2 площадь 10, 3 га.
Считая, что заключенный по результатам запроса котировок государственный контракт от 29.12.2012 N 4 является недействительной сделкой, поскольку заключен сторонами в нарушение действующего законодательства без публичных процедур, установленных статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, прокурор Калужской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается смешанный договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" (далее - приказ от 05.07.2010 N 270) размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).
При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из анализа положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и общего смысла приказа от 05.07.2010 N 270 следует, что федеральным органом исполнительной власти определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины только на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины необходимо размещать путем проведения конкурса или аукциона без проведения запросов котировок, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.
Доводы подателя апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на допущенную судом первой инстанции опечатку на странице 5 решения от 23.08.2013 об издании приказа от 05.07.2010 N 270 министерством экономического развития Калужской области является несостоятельной, поскольку в силу пункта 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. На основании указанной нормы ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" вправе обратиться с заявлением об исправлении допущенной судом опечатки.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2013 по делу N А23-1635/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
О.А.ТИМИНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N А23-1635/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N А23-1635/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от истца - Прокуратуры Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027020160, ОГРН 1024001182193) - Сударчиковой Л.В, министерства лесного хозяйства Калужской области (г. Калуга) - Захарьян Н.А. (доверенность от 28.12.2012 N ВМ-1745-12), от ответчика - государственного казенного учреждения Калужской области "Куйбышевское лесничество" (Калужская область, Куйбышевский район, п. Бетлица ИНН 4010000310, ОГРН 1024000897810) - Лаврентьевой Н.Н. (приказ от 25.12.2007 N 76-к), в отсутствие ответчика - государственного предприятия Калужской области "Куйбышевский лесхоз" (Калужская область, Куйбышевский район, п. Бетлица, ИНН 4010002290, ОГРН 1084023000038), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Калужской области "Куйбышевское лесничество" на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2013 по делу N А23-1635/2013 (судья Чучевлянкина И.Н.),
установил:
следующее.
Прокурор Калужской области обратился в Арбитражный суд Калужской области в интересах Российской Федерации в лице министерства лесного хозяйства Калужской области с иском к государственному казенному учреждению Калужской области "Куйбышевское лесничество" (далее - учреждение), государственному предприятию Калужской области "Куйбышевский лесхоз" (далее - предприятие) о признании недействительным государственного контракта от 29.12.2013 N 4.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.08.2013 исковые требования прокуратуры удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством установлена возможность заключения государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины только путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации и приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" не содержат прямого указания на то, что заказ на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины может размещаться только путем проведения торгов.
При этом учреждение обращает внимание на то, что особенности размещения заказа, установленные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров", предусматривают необходимые дополнения к сведениям, указываемым при размещении заказа - соответствие заявленных работ лесохозяйственному регламенту лесничества и наличие в заказе всего комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов, указанные условия соблюдены при размещении заказа.
Кроме того, ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" отмечает, что в мотивировочной части решения суд основывает свои выводы на нормах приказа от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров", изданного министерством экономического развития Калужской области. При этом указанное министерство не уполномочено на издание нормативных актов для реализации положений части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенностей размещения заказа, поскольку указанными полномочиями наделен уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Прокурор Калужской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылаясь на судебную практику, прокурор отмечает, что приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" содержит прямое указание на то, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений возможно только путем проведения конкурса или аукциона.
Министерство лесного хозяйства Калужской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало ее доводы и просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Представитель предприятия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрены в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей прокурора, министерства, учреждения, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 29.12.2012 между государственным казенным учреждением Калужской области "Куйбышевское лесничество" и государственным предприятием Калужской области "Куйбышевский лесхоз" подписан государственный контракт N 4 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины (далее - контракт).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 20.12.2012 N 0337200004812000003-1 указанный контракт заключен по результатам запроса котировок.
Пунктом 1.1 названного контракта предусмотрено, что государственный контракт заключается государственным заказчиком в целях обеспечения государственных нужд Калужской области в порядке исполнения статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подрядчик обязуется выполнить работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объеме I полугодия 2013 года на землях лесного фонда ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" с одновременной покупкой лесных насаждений для заготовки древесины на землях лесного фонда ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" в связи с выполнением указанных работ, а государственный заказчик обязуется обеспечить подрядчику оплату выполненных работ и осуществить продажу подрядчику лесных насаждений для заготовки древесины на землях лесного фонда ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" в связи с выполнением указанных работ (пункт 1.2 контракта).
Объекты, объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов определены календарным планом работы на I полугодие 2013 года (пункт 2.1. контракта).
Согласно пункту 2.2. контракта работы по охране, защите, воспроизводству лесов по контракту выполняются в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и должны соответствовать требованиям действующего лесного законодательства, в частности, инструкциям, нормам, правилам, положениям, государственным и отраслевым стандартам, наставлениям.
Пунктом 2.3. контракта установлено, что условием исполнения контракта является договор купли-продажи лесных насаждений, заключаемый между государственным заказчиком и подрядчиком одновременно с государственным контрактом.
Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений - по 30 июня 2013 года.
Цена контракта определяется как произведение объема подлежащей заготовки древесины и ставки платы за единицу объема древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с учетом индексации ставок платы за единицу объема древесины на 2013 год в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Подрядчик вносит установленную государственным заказчиком плату по договору купли-продажи лесных насаждений в размере 100 процентов от стоимости объема подлежащей заготовке древесины до 15 марта 2013 года.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта цена государственного контракта составляет 0,00 рублей.
В цену контракта включаются все расходы на выполнение работ, необходимые для реализации государственного контракта в соответствии с требованиями технического задания, с учетом налогов и других обязательных платежей.
Во исполнение пункта 2.3 государственного контракта 29.12.2012 между ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" и ГП КО "Куйбышевский лесхоз" подписан договор купли-продажи лесных насаждений (далее - договор).
Пунктами 1, 3 договора предусмотрено, что продавец, действующий в соответствии со статьями 75 - 77 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании государственного контракта от 29.12.2012 N 4, продает, а покупатель покупает лесные насаждения, занимающие площадь 41 га, расположенные на территории Калужской области в Кировском районе ГКУ КО "Куйбышевское лесничество": Красноборское участковое лесничество - кв 51 выдел 10 делянка 1 площадь 13, 4 га; кв 54 выдел 18 делянка 2 площадь 6, 6 га; кв 54 выдел 18 делянка 1 площадь 4, 2 га; кв 74 выдел 32 площадь 6, 5 га, кв 51 выдел 10 делянка 2 площадь 10, 3 га.
Считая, что заключенный по результатам запроса котировок государственный контракт от 29.12.2012 N 4 является недействительной сделкой, поскольку заключен сторонами в нарушение действующего законодательства без публичных процедур, установленных статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, прокурор Калужской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается смешанный договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" (далее - приказ от 05.07.2010 N 270) размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).
При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из анализа положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и общего смысла приказа от 05.07.2010 N 270 следует, что федеральным органом исполнительной власти определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины только на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины необходимо размещать путем проведения конкурса или аукциона без проведения запросов котировок, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.
Доводы подателя апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на допущенную судом первой инстанции опечатку на странице 5 решения от 23.08.2013 об издании приказа от 05.07.2010 N 270 министерством экономического развития Калужской области является несостоятельной, поскольку в силу пункта 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. На основании указанной нормы ГКУ КО "Куйбышевское лесничество" вправе обратиться с заявлением об исправлении допущенной судом опечатки.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.08.2013 по делу N А23-1635/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
О.А.ТИМИНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)