Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение от 20.11.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 20.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1387/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ИНН 5406323202, ОГРН 105540622623) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644002, г. Омск, ул. Красный путь, д. 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконным решения от 05.11.2009 N 36/09-18914 и об обязании внести изменения вида разрешенного использования.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Соболев К.Ю. по доверенности от 18.02.2013;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Окишев К.В. по доверенности от 04.07.2013.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13327 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений и от 05.11.2009 N 36/09-18914 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений и к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (далее - учреждение) об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 05.08.2009.
На основании статьи 48 АПК РФ в связи с реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Роснедвижимости его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 21.05.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
В своем постановлении суд кассационной инстанции указал, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Кроме того, суд кассационной инстанции отметил, что при новом рассмотрении спора суду необходимо установить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какие виды разрешенного использования предусмотрены для этой территориальной зоны и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. Обществу необходимо представить доказательства фактического ведения на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости.
Определением суда от 03.07.2012 производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А27-12216/2010.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, определением от 29.08.2012 производство по настоящему делу возобновлено.
До принятия решения общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило свои требования и просило признать незаконными:
- - совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 6 642 963,04 руб.;
- - совершенные 27.12.2010 действия Управления Росреестра и учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 5 747 056 руб.;
- Обязать учреждение:
- - с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 5 747 056 руб.;
- - с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 6 642 963,04 руб.;
- - с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 416 848,32 руб. 32 коп.
Решением от 20.11.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить вынесенные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции в нарушение статьи 49 АПК РФ принял уточненные требования общества, которыми заявитель фактически одновременно изменил предмет и основание ранее предъявленных требований, поскольку первоначальные требования об изменении вида разрешенного использования земельного участка истец заменил на требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Учреждение полагает, что возникший спор является спором об изменении вида разрешенного использования, тогда как заявитель уточненными требованиями просил признать незаконными действия Управления Росреестра.
Считает необоснованными выводы судов о том, что с целью определения номера вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного для производственных целей, Управление Росреестра должно было установить, в состав какой территориальной зоны входит земельный участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Отмечает, что если разрешенное использование земельного участка не установлено, то разрешенным использованием земельного участка считается цель предоставления, указанная в акте о предоставлении земельного участка. Следовательно, цель предоставления земельного участка становится разрешенным видом использования земельного участка в случае, если отсутствует соответствующий акт об установлении данной характеристики земельного участка.
Ответчик также указывает, что определение кадастровой стоимости земельных участков надлежит производить в полном соответствии со сведениями о разрешенном использовании земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости. Применительно к таким сведениям и следует устанавливать наиболее подходящую группу видов разрешенного использования.
Ссылается на то, что законодательством не возложены на орган кадастрового учета обязанности по установлению фактического использования земельного участка в части выяснения того, какие объекты недвижимости расположены на нем, их функционального назначения, характера осуществляемой на земельном участке деятельности.
В судебном заседании представители учреждения и Управления Росреестра доводы кассационной жалобы поддержали, просили направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "ТГК-11" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:81, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, д. 7.
16.07.2009 ОАО "ТГК-11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81.
05.08.2009 Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было принято решение N 36/09-13327 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, мотивированное тем, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 31.07.2009 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:81, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений заявителю было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
После истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены, 05.11.2009 Территориальным отделом Управления Росреестра принято решение N 36/09-18914 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что действия Управления Росреестра и учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных, по мнению общества, сведениях о виде разрешенного использования спорного земельного участка, являются незаконными, ОАО "ТКГ-11" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Удовлетворяя уточненные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обществом предоставлены доказательства, подтверждающие ведение на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости производственного назначения, а Управление Росреестра не доказало наличие ограничений в выборе указанного обществом вида разрешенного использования земельного участка исходя из существующего территориального зонирования.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Суды установили, что право собственности общества на испрашиваемый земельный участок изначально зарегистрировано с указанием вида разрешенного использования - "под производственные нужды" и присвоением ему 9-го вида разрешенного использования при постановке участка на кадастровый учет (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Между тем из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположены сети промышленной ливневой канализации, золошлакопроводы с опорами, тепловые сети, входящие в состав производственно-технологического комплекса ТЭЦ-3 - структурного подразделения ОАО "ТГК-11". Право собственности на сооружения было передано обществу на основании передаточного акта ОАО "Омская электрогенерирующая компания", реорганизованного в форме присоединения к ОАО "ТГК-11".
Так как на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:81 расположены объекты недвижимости, представляющие собой часть единой технологической цепочки ТЭЦ по производству электрической и тепловой энергии, то есть предназначены для участия в основном виде деятельности ОАО "ТГК-11", суды посчитали, что такой земельный участок входит в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (10 вид).
Поэтому, руководствуясь упомянутыми нормами, пришли к выводу, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (9 вид) не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены сооружения, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-3, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Установив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне П1 (зона производственных-коммунальных объектов I-II классов опасности), суды пришли к выводу, что в государственный кадастр недвижимости должны быть внесены сведения о виде разрешенного использования, определенного в качестве основного для данной территориальной зоны - "ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе".
При этом, несмотря на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, указания суда кассационной инстанции в постановлении от 25.04.2012, требования общества рассмотрены и удовлетворены не как требования об установлении вида разрешенного использования в порядке искового производства, а как административный спор, но без применения обязательного в таком случае порядка, предусмотренного главой 24 АПК РФ.
Указав в обжалуемых судебных актах на наличие соответствующей цели иска и правил его рассмотрения, суды тем не менее в итоге рассмотрели спор, вытекающий их административных правоотношений.
Требования истца были истолкованы как позволяющие рассмотреть вопрос об установлении новой кадастровой стоимости в связи с оспариванием конкретных действий.
Вместе с тем эта цель (установление новой кадастровой стоимости) не является единственной и может быть достигнута посредством установления вида разрешенного использования спорного земельного участка, соответствующего фактическому использованию, в порядке искового производства.
Кроме того, в обжалуемых судебных актах не обозначена и не обоснована ссылками на нормы права и обстоятельства дела возможность и обязательность внесения в кадастр на момент совершения ответчиками оспариваемых действий указанного истцом нового вида разрешенного использования; установления такого вида и соответствующей ему кадастровой стоимости на прошлый период.
Признав правильным определенный и требуемый истцом вид разрешенного использования, суды не указали, на основании каких норм права и расчетов они установили новый размер кадастровой стоимости.
Установление новой кадастровой стоимости земельного участка без исследования надлежащих документов и обстоятельств землепользования, без проверки ее соответствия действующим нормативным актам и результатам государственной кадастровой оценки земель приведет к возникновению противоречащих сведений, так как эта стоимость рассчитана исходя из иного вида разрешенного использования, сведения о котором в данные кадастра не внесены. Причем резолютивная часть решения не содержит выводов об установлении нового вида разрешенного использования для последующего внесения в кадастр.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание тот факт, что судебные акты, принятые по настоящему делу, повторно проверяются судом кассационной инстанции, при этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами установлены не были, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение Арбитражного суда Кемеровской области.
При рассмотрении данного дела суду следует учесть вышеуказанное: предложить истцу уточнить заявленные требования и разрешить имеющийся спор именно как спор об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81; проверить правомерность требований истца, касающихся внесения изменений в кадастровый учет за прошедший период; дать оценку доводам и возражениям ответчиков; выяснить интерес истца на установление требуемого им вида разрешенного использования земельного участка на будущий период в случае удовлетворения требований.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 20.11.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1378/2010 отменить.
Направить дело на рассмотрение Арбитражного суда Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N А46-1378/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N А46-1378/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение от 20.11.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 20.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-1387/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ИНН 5406323202, ОГРН 105540622623) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644002, г. Омск, ул. Красный путь, д. 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконным решения от 05.11.2009 N 36/09-18914 и об обязании внести изменения вида разрешенного использования.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Соболев К.Ю. по доверенности от 18.02.2013;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Окишев К.В. по доверенности от 04.07.2013.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13327 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений и от 05.11.2009 N 36/09-18914 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений и к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (далее - учреждение) об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 05.08.2009.
На основании статьи 48 АПК РФ в связи с реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Роснедвижимости его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.11.2011, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 21.05.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
В своем постановлении суд кассационной инстанции указал, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Кроме того, суд кассационной инстанции отметил, что при новом рассмотрении спора суду необходимо установить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какие виды разрешенного использования предусмотрены для этой территориальной зоны и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. Обществу необходимо представить доказательства фактического ведения на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости.
Определением суда от 03.07.2012 производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А27-12216/2010.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления, определением от 29.08.2012 производство по настоящему делу возобновлено.
До принятия решения общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило свои требования и просило признать незаконными:
- - совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 6 642 963,04 руб.;
- - совершенные 27.12.2010 действия Управления Росреестра и учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 5 747 056 руб.;
- Обязать учреждение:
- - с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 5 747 056 руб.;
- - с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 6 642 963,04 руб.;
- - с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81, местоположение установлено относительно 1-этажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 416 848,32 руб. 32 коп.
Решением от 20.11.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить вынесенные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции в нарушение статьи 49 АПК РФ принял уточненные требования общества, которыми заявитель фактически одновременно изменил предмет и основание ранее предъявленных требований, поскольку первоначальные требования об изменении вида разрешенного использования земельного участка истец заменил на требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Учреждение полагает, что возникший спор является спором об изменении вида разрешенного использования, тогда как заявитель уточненными требованиями просил признать незаконными действия Управления Росреестра.
Считает необоснованными выводы судов о том, что с целью определения номера вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного для производственных целей, Управление Росреестра должно было установить, в состав какой территориальной зоны входит земельный участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Отмечает, что если разрешенное использование земельного участка не установлено, то разрешенным использованием земельного участка считается цель предоставления, указанная в акте о предоставлении земельного участка. Следовательно, цель предоставления земельного участка становится разрешенным видом использования земельного участка в случае, если отсутствует соответствующий акт об установлении данной характеристики земельного участка.
Ответчик также указывает, что определение кадастровой стоимости земельных участков надлежит производить в полном соответствии со сведениями о разрешенном использовании земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости. Применительно к таким сведениям и следует устанавливать наиболее подходящую группу видов разрешенного использования.
Ссылается на то, что законодательством не возложены на орган кадастрового учета обязанности по установлению фактического использования земельного участка в части выяснения того, какие объекты недвижимости расположены на нем, их функционального назначения, характера осуществляемой на земельном участке деятельности.
В судебном заседании представители учреждения и Управления Росреестра доводы кассационной жалобы поддержали, просили направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "ТГК-11" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:81, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, д. 7.
16.07.2009 ОАО "ТГК-11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81.
05.08.2009 Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было принято решение N 36/09-13327 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, мотивированное тем, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 31.07.2009 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:81, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений заявителю было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
После истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены, 05.11.2009 Территориальным отделом Управления Росреестра принято решение N 36/09-18914 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что действия Управления Росреестра и учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных, по мнению общества, сведениях о виде разрешенного использования спорного земельного участка, являются незаконными, ОАО "ТКГ-11" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Удовлетворяя уточненные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обществом предоставлены доказательства, подтверждающие ведение на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости производственного назначения, а Управление Росреестра не доказало наличие ограничений в выборе указанного обществом вида разрешенного использования земельного участка исходя из существующего территориального зонирования.
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Суды установили, что право собственности общества на испрашиваемый земельный участок изначально зарегистрировано с указанием вида разрешенного использования - "под производственные нужды" и присвоением ему 9-го вида разрешенного использования при постановке участка на кадастровый учет (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Между тем из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположены сети промышленной ливневой канализации, золошлакопроводы с опорами, тепловые сети, входящие в состав производственно-технологического комплекса ТЭЦ-3 - структурного подразделения ОАО "ТГК-11". Право собственности на сооружения было передано обществу на основании передаточного акта ОАО "Омская электрогенерирующая компания", реорганизованного в форме присоединения к ОАО "ТГК-11".
Так как на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:81 расположены объекты недвижимости, представляющие собой часть единой технологической цепочки ТЭЦ по производству электрической и тепловой энергии, то есть предназначены для участия в основном виде деятельности ОАО "ТГК-11", суды посчитали, что такой земельный участок входит в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (10 вид).
Поэтому, руководствуясь упомянутыми нормами, пришли к выводу, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (9 вид) не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены сооружения, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-3, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Установив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне П1 (зона производственных-коммунальных объектов I-II классов опасности), суды пришли к выводу, что в государственный кадастр недвижимости должны быть внесены сведения о виде разрешенного использования, определенного в качестве основного для данной территориальной зоны - "ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе".
При этом, несмотря на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, указания суда кассационной инстанции в постановлении от 25.04.2012, требования общества рассмотрены и удовлетворены не как требования об установлении вида разрешенного использования в порядке искового производства, а как административный спор, но без применения обязательного в таком случае порядка, предусмотренного главой 24 АПК РФ.
Указав в обжалуемых судебных актах на наличие соответствующей цели иска и правил его рассмотрения, суды тем не менее в итоге рассмотрели спор, вытекающий их административных правоотношений.
Требования истца были истолкованы как позволяющие рассмотреть вопрос об установлении новой кадастровой стоимости в связи с оспариванием конкретных действий.
Вместе с тем эта цель (установление новой кадастровой стоимости) не является единственной и может быть достигнута посредством установления вида разрешенного использования спорного земельного участка, соответствующего фактическому использованию, в порядке искового производства.
Кроме того, в обжалуемых судебных актах не обозначена и не обоснована ссылками на нормы права и обстоятельства дела возможность и обязательность внесения в кадастр на момент совершения ответчиками оспариваемых действий указанного истцом нового вида разрешенного использования; установления такого вида и соответствующей ему кадастровой стоимости на прошлый период.
Признав правильным определенный и требуемый истцом вид разрешенного использования, суды не указали, на основании каких норм права и расчетов они установили новый размер кадастровой стоимости.
Установление новой кадастровой стоимости земельного участка без исследования надлежащих документов и обстоятельств землепользования, без проверки ее соответствия действующим нормативным актам и результатам государственной кадастровой оценки земель приведет к возникновению противоречащих сведений, так как эта стоимость рассчитана исходя из иного вида разрешенного использования, сведения о котором в данные кадастра не внесены. Причем резолютивная часть решения не содержит выводов об установлении нового вида разрешенного использования для последующего внесения в кадастр.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание тот факт, что судебные акты, принятые по настоящему делу, повторно проверяются судом кассационной инстанции, при этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами установлены не были, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение Арбитражного суда Кемеровской области.
При рассмотрении данного дела суду следует учесть вышеуказанное: предложить истцу уточнить заявленные требования и разрешить имеющийся спор именно как спор об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:81; проверить правомерность требований истца, касающихся внесения изменений в кадастровый учет за прошедший период; дать оценку доводам и возражениям ответчиков; выяснить интерес истца на установление требуемого им вида разрешенного использования земельного участка на будущий период в случае удовлетворения требований.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 20.11.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.03.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1378/2010 отменить.
Направить дело на рассмотрение Арбитражного суда Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)