Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (Министерство имущественных отношений Московской области) - Круглова М.С., представитель по доверенности N ИС-1956 от 14.02.2013,
от заинтересованного лица (Управление Росреестра по Московской области) - Черненко А.М., представитель по доверенности N 367-Д от 20.12.2012,
от заинтересованного лица (ОАО "Совхоз им. Кирова", ОГРН: 1075004000070) - Черных А.Н., представитель по доверенности б/н от 14.05.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2012 по делу N А41-29863/12,
принятое судьей Нечаевой С.В.,
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Управлению Росреестра по Московской области и ОАО "Совхоз им. Кирова", об обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и открытому акционерному обществу "Совхоз имени Кирова (далее - ОАО "Совхоз им. Кирова", общество) с требованиями о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 26.03.2012 N 98/045/2011-287 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Лотошинский р-он, с/о Кировский, п. Кировский, д. 6 "а"; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Лотошинский р-он, с/о Кировский, п. Кировский, д. 6 "а"; о применении положения части 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о немедленном исполнении решения арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Управления Росреестра по Московской области и ОАО "Совхоз им. Кирова" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, в том числе по доводам, изложенным в отзыве ОАО "Совхоз им. Кирова" на апелляционную жалобу, поддержали решение суда первой инстанции, считают его законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Московская область в лице Министерства имущественных отношений Московской области 26.09.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением вх. N 98/045/2011-287 о государственной регистрации права собственности Московской области на земельный участок площадью 1 100 кв. м, с кадастровым номером 50:02:0040110:19, расположенный относительно ориентира: Московская область, Лотошинский район, с/о Кировский, п. Кировский, дом 6 "а", возникшего на основании пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993.
Согласно расписке о получении документов на государственную регистрацию от 26.09.2011, к заявлению о государственной регистрации были приложены: доверенность и кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 06.09.2011 N МО-11/ЗВ/1-485886.
Управление Росреестра по Московской области 25.10.2011 в адрес Министерства имущественных отношений Московской области направлено уведомление N 98/045/2011-287 о приостановлении сроком на 1 месяц государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, в связи с непредставлением заявителем на государственную регистрацию документов, подтверждающих, что заявленный на государственную регистрацию земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м входит в земельный массив общей площадью 10 670 га, предоставленный Совхозу им. Кирова в постоянное (бессрочное) пользование на основании архивной выписки из постановления Главы Администрации Лотошинского района Московской области от 15.01.1993 N 16 "О закреплении земель предприятиями и организациями агропромышленного комплекса".
Уведомлением от 24.11.2011 N 98/045/2011-287 Управление Росреестра по Московской области известило Министерство о приостановлении государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок сроком на 3 месяца (т.е. до 22.02.2012) для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 25.10.2011.
Поскольку соответствующие документы в установленный срок представлены не были, Управление Росреестра Московской области отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный земельный участок на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, о чем направило Министерству имущественных отношений Московской области сообщение от 26.03.2012 N 98/045/2011-287.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование Министерства об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на испрашиваемый земельный участок, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен гл. 3 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о государственной регистрации правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о регистрации, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
Пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в суде или арбитражном суде могут быть обжалованы отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от проведения государственной регистрации.
Обжалуемый заявителем отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, вынесен регистрирующим органом на основании статьи 19 Закона о государственной регистрации.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, а именно: в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Право на недвижимое имущество возникает и существует на основании правоустанавливающих документов, имеющихся у участников гражданско-правовых отношений и свидетельствующих о возникновении, переходе, ограничении, прекращении у них прав на имущество.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, и органов по государственной регистрации, относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав, у подготовившего документ лица или органа власти, а также, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона о государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с данным Федеральным законом, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в данном Федеральном законе, а также, за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав, или уклонение от государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); свидетельства о праве на наследство (абзац 5); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 7). Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве документов - оснований в представленном заявление о государственной регистрации права собственности Московской области от 26.09.2011, вх. N 98/045/2011-287, указаны пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также постановление Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993.
В указанном заявлении имеется ссылка на учредительные и иные документы, которые находятся в деле правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0020326:26.
Правоустанавливающий документ - копия Архивной выписки из постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993 "О закреплении земель предприятиями и организациями агропромышленного комплекса", находящаяся в деле правоустанавливающих документов на земельный участок кадастровым номером 50:02:0020326:26, содержит сведения о том, что Совхозу имени Кирова предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный массив общей площадью 10 670 га.
Однако документы, подтверждающие, что заявленный на государственную регистрацию земельный участок с кадастровым номером: 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м, входит в земельный массив общей площадью 10 670 га, предоставленный Совхозу имени Кирова в постоянное (бессрочное) пользование на основании Архивной выписки из постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993 "О закреплении земель предприятиями и организациями агропромышленного комплекса", регистрирующему органу представлены не были.
Ссылка апелляционной жалобы на тот факт, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости - здание столовой, принадлежащей ОАО "Совхоз им. Кирова" на праве собственности на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N 188 от 22.02.2007, передаточного акта от 22.02.2007 и состава подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП МО "Совхоз им. Кирова", являющегося приложением N 1 к передаточному акту (свидетельство о праве собственности N 50-50-02/011/2007/207 от 28.11.2007), что является основанием для государственной регистрации права собственности Московской области на спорный земельный участок, подлежит отклонению как необоснованная.
В соответствии с частью 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Обращаясь за государственной регистрацией права собственности, Министерство имущественных отношений указывало в качестве основания возникновения и регистрации права собственности тот факт, что спорный земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18, предоставленного ГУП МО "Совхоз им. Кирова" в постоянное (бессрочное) пользование.
Доказательств данного факта регистрирующему органу не представлено, указания на предыдущий кадастровый номер в кадастровом паспорте участка не имеется, о чем и было указано в уведомлении Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственной регистрации от 25.10.2011.
Согласно статье 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", в случае если основанием для регистрации права собственности на земельный участок является нахождение на данном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, должны быть предоставлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества.
Однако в заявлении о государственной регистрации от 26.09.2011 N 98/045/2011-287 данные основания указаны не были, правоустанавливающие документы на объект недвижимости не предоставлялись.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным, сделанным при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2012 года по делу N А41-29863/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-29863/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. по делу N А41-29863/12
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (Министерство имущественных отношений Московской области) - Круглова М.С., представитель по доверенности N ИС-1956 от 14.02.2013,
от заинтересованного лица (Управление Росреестра по Московской области) - Черненко А.М., представитель по доверенности N 367-Д от 20.12.2012,
от заинтересованного лица (ОАО "Совхоз им. Кирова", ОГРН: 1075004000070) - Черных А.Н., представитель по доверенности б/н от 14.05.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2012 по делу N А41-29863/12,
принятое судьей Нечаевой С.В.,
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Управлению Росреестра по Московской области и ОАО "Совхоз им. Кирова", об обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и открытому акционерному обществу "Совхоз имени Кирова (далее - ОАО "Совхоз им. Кирова", общество) с требованиями о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 26.03.2012 N 98/045/2011-287 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Лотошинский р-он, с/о Кировский, п. Кировский, д. 6 "а"; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Лотошинский р-он, с/о Кировский, п. Кировский, д. 6 "а"; о применении положения части 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о немедленном исполнении решения арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Управления Росреестра по Московской области и ОАО "Совхоз им. Кирова" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, в том числе по доводам, изложенным в отзыве ОАО "Совхоз им. Кирова" на апелляционную жалобу, поддержали решение суда первой инстанции, считают его законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Московская область в лице Министерства имущественных отношений Московской области 26.09.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением вх. N 98/045/2011-287 о государственной регистрации права собственности Московской области на земельный участок площадью 1 100 кв. м, с кадастровым номером 50:02:0040110:19, расположенный относительно ориентира: Московская область, Лотошинский район, с/о Кировский, п. Кировский, дом 6 "а", возникшего на основании пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993.
Согласно расписке о получении документов на государственную регистрацию от 26.09.2011, к заявлению о государственной регистрации были приложены: доверенность и кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 06.09.2011 N МО-11/ЗВ/1-485886.
Управление Росреестра по Московской области 25.10.2011 в адрес Министерства имущественных отношений Московской области направлено уведомление N 98/045/2011-287 о приостановлении сроком на 1 месяц государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, в связи с непредставлением заявителем на государственную регистрацию документов, подтверждающих, что заявленный на государственную регистрацию земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м входит в земельный массив общей площадью 10 670 га, предоставленный Совхозу им. Кирова в постоянное (бессрочное) пользование на основании архивной выписки из постановления Главы Администрации Лотошинского района Московской области от 15.01.1993 N 16 "О закреплении земель предприятиями и организациями агропромышленного комплекса".
Уведомлением от 24.11.2011 N 98/045/2011-287 Управление Росреестра по Московской области известило Министерство о приостановлении государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок сроком на 3 месяца (т.е. до 22.02.2012) для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 25.10.2011.
Поскольку соответствующие документы в установленный срок представлены не были, Управление Росреестра Московской области отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный земельный участок на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, о чем направило Министерству имущественных отношений Московской области сообщение от 26.03.2012 N 98/045/2011-287.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование Министерства об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на испрашиваемый земельный участок, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен гл. 3 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о государственной регистрации правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о регистрации, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
Пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в суде или арбитражном суде могут быть обжалованы отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от проведения государственной регистрации.
Обжалуемый заявителем отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, вынесен регистрирующим органом на основании статьи 19 Закона о государственной регистрации.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, а именно: в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Право на недвижимое имущество возникает и существует на основании правоустанавливающих документов, имеющихся у участников гражданско-правовых отношений и свидетельствующих о возникновении, переходе, ограничении, прекращении у них прав на имущество.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, и органов по государственной регистрации, относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав, у подготовившего документ лица или органа власти, а также, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона о государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с данным Федеральным законом, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в данном Федеральном законе, а также, за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав, или уклонение от государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); свидетельства о праве на наследство (абзац 5); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 7). Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве документов - оснований в представленном заявление о государственной регистрации права собственности Московской области от 26.09.2011, вх. N 98/045/2011-287, указаны пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также постановление Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993.
В указанном заявлении имеется ссылка на учредительные и иные документы, которые находятся в деле правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0020326:26.
Правоустанавливающий документ - копия Архивной выписки из постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993 "О закреплении земель предприятиями и организациями агропромышленного комплекса", находящаяся в деле правоустанавливающих документов на земельный участок кадастровым номером 50:02:0020326:26, содержит сведения о том, что Совхозу имени Кирова предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный массив общей площадью 10 670 га.
Однако документы, подтверждающие, что заявленный на государственную регистрацию земельный участок с кадастровым номером: 50:02:0040110:19, общей площадью 1 100 кв. м, входит в земельный массив общей площадью 10 670 га, предоставленный Совхозу имени Кирова в постоянное (бессрочное) пользование на основании Архивной выписки из постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области N 16 от 15.01.1993 "О закреплении земель предприятиями и организациями агропромышленного комплекса", регистрирующему органу представлены не были.
Ссылка апелляционной жалобы на тот факт, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости - здание столовой, принадлежащей ОАО "Совхоз им. Кирова" на праве собственности на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N 188 от 22.02.2007, передаточного акта от 22.02.2007 и состава подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП МО "Совхоз им. Кирова", являющегося приложением N 1 к передаточному акту (свидетельство о праве собственности N 50-50-02/011/2007/207 от 28.11.2007), что является основанием для государственной регистрации права собственности Московской области на спорный земельный участок, подлежит отклонению как необоснованная.
В соответствии с частью 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Обращаясь за государственной регистрацией права собственности, Министерство имущественных отношений указывало в качестве основания возникновения и регистрации права собственности тот факт, что спорный земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18, предоставленного ГУП МО "Совхоз им. Кирова" в постоянное (бессрочное) пользование.
Доказательств данного факта регистрирующему органу не представлено, указания на предыдущий кадастровый номер в кадастровом паспорте участка не имеется, о чем и было указано в уведомлении Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственной регистрации от 25.10.2011.
Согласно статье 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", в случае если основанием для регистрации права собственности на земельный участок является нахождение на данном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, должны быть предоставлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества.
Однако в заявлении о государственной регистрации от 26.09.2011 N 98/045/2011-287 данные основания указаны не были, правоустанавливающие документы на объект недвижимости не предоставлялись.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным, сделанным при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2012 года по делу N А41-29863/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)