Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2013 N 17АП-11634/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-18564/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. N 17АП-11634/2013-ГК

Дело N А60-18564/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - представитель не явился,
от третьего лица - представитель не явился,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ООО "СП",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 августа 2013 года
по делу N А60-18564/2013,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по заявлению ООО "СП" (ОГРН 1069670158436, ИНН 6670150965)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании бездействия незаконным,

установил:

ООО "СП" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ответчик) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения о выделении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8 площадью 44000 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ГУ СО "Верх-Исетское лесничество", Мало-Истокский участок, квартал 11, выделы 14, 18, сформированного в границах участка, предоставленного заявителю по договору аренды лесного участка от 26.11.2008 N 276, о возложении на ответчика обязанности принять решение о выделении земельного участка.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2013 (резолютивная часть от 13.08.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 16.08.2013 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о фактическом выделении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413. Заявитель указывает, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0712032:8 носят временный характер, этот земельный участок может быть образован из земель, находящихся в государственной собственности, только путем принятия соответствующего решения. Также заявитель считает, что ответчик является органом, уполномоченным на принятие такого решения, просит решение суда от 16.08.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик, третье лицо возражений на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует:
На основании договора аренды N 276 от 26.11.2008 заявитель является арендатором лесного участка площадью 4,0 га с местоположением: Свердловская область, МО г. Екатеринбург, ГУ СО "Верх-Исетское лесничество" Мало-Истокское участковое лесничество Мало-Истокский участок, квартал 11 выделы 14, 18, предоставленного для рекреационной деятельности. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1, 2 к указанному договору.
Дополнительным соглашением N 1 от 28.02.2013 в связи с включением земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413 в черту населенного пункта "город Екатеринбург" права и обязанности арендодателя по договору аренды N 276 от 26.11.2008 переданы Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
10.04.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о принятии решения о выделе из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8, арендованного по договору аренды N 276 от 26.11.2008.
18.04.2013 ответчик уведомил заявителя о том, что заявление о выделе земельного участка направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения.
Полагая, что ответчиком допущено незаконное бездействие, связанное с рассмотрением заявления от 10.04.2013, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712032:8 поставлен на кадастровый учет и его фактическое выделение состоялось. Также суд первой инстанции указал на отсутствие у ответчика полномочий по принятию решения о выделении земельного участка.
Указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, заявитель фактически просил ответчика разделить находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:413 путем образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8, предоставленного ему в аренду в качестве лесного участка по договору аренды N 276 от 26.11.2008.
В связи с чем, указание заявителем на необходимость выдела земельного участка является ошибочным, в рассматриваемом споре подлежат применению положения п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
Исходя из указанных правовых норм осуществление кадастрового учета образуемого земельного участка предшествует принятию уполномоченным органом решения о разделе исходного земельного участка. В отсутствие такого решения земельный участок не может быть признан образованным надлежащим образом.
В силу п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них). Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия у него документов, необходимых для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413 и образовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8.
Письмом от 28.03.2013 ответчиком согласован межевой план, подготовленный в связи с образованием этого участка.
Из письма ответчика от 17.04.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712032:8 сформирован в границах части участка, предоставленного по договору аренды лесного участка от 26.11.2008 N 276 (площадь уточнена при межевании), представленные заявителем документы соответствуют требованиям ст. 11 ЗК РФ.
Согласно имеющемуся в материалах дела сообщению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (л.д. 38) поручение о принятии решения о разделе земельного участка не было дано по причине отсутствия правоудостоверяющих документов на земельный участок, из которого образуется земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712032:8.
Необходимость представления таких документов именно заявителем ответчиком не доказана.
В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ решение об образовании земельных участков принимается уполномоченными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ.
С учетом положений статьи 29 ЗК РФ, согласно которой предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, ответчик является органом, уполномоченным на принятие решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413 и образовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8.
При таких обстоятельствах, бездействие ответчика, уклонившегося от принятия решения об образовании земельного участка, противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя. Решение суда от 16.08.2013 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на ответчика. Государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2013 года по делу N А60-18564/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:413 путем образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8, как противоречащее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СП" путем принятия в месячный срок решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:000 0000:413 путем образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712032:8.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу ООО "СП" (ОГРН 1069670158436, ИНН 6670150965) 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины по заявлению, 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "СП" (ОГРН 1069670158436, ИНН 6670150965) из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению N 19 от 22.08.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)